Цены на продукты скоро вырастут. То есть - вырастут еще больше. Производители и дистрибуторы уведомили ритейлеров о повышении с начала следующего года на 5-20% отпускных цен на широкий перечень товаров - от молочной продукции, кофе, соков, риса до кондитерских изделий. Компании аргументируют это ростом курса валют, что влияет на затраты на импортное сырье, и подорожанием более чем на треть услуг на перевозку внутри страны. Логисты в свою очередь говорят о серьезном увеличении своих затрат на персонал, обновление автопарка, аренду складов и не видят предпосылок для снижения в обозримом будущем тарифов на транспортировку.
Так, «Вимм-Билль-Данн» (управляет молочными активами PepsiCo в РФ)
сообщил о росте цен в среднем на 4,9% на молочную продукцию, на соки -
на 16,1%, производитель йогуртов Ehrmann - на 5%. «Мултон Партнерс»
(ранее Coca Cola) увеличивает цены на безалкогольные напитки на 13%,
Nestle на кофе и напитки из него - на 15%, на кондитерские изделия - на
8%, на готовые завтраки - до 9,5%, «Любятово» на печенье - на 6%. Ritter
Sport и Ferrero Rocher решили поднять цены на шоколад на 7–14%. А
оптовая цена на рис от его поставщика «Агроимпорта» увеличивается на
22%.
Каждое обращение производителей и поставщиков об изменении
цен рассматривается ритейлерами до 30 дней - но и они закончатся, и цены
придется повышать.
В Минсельхозе заверили, что динамика цен на
отдельные продукты, не производимые в стране, зависит от изменения курса
валют. Кроме того, в случае с кофе - повлияла засуха в Бразилии. Из-за
неурожая риса в этом году Индия и Таиланд закрыли его экспорт, а РФ
импортирует до 30–50% этой культуры. На молочном рынке сложилась
парадоксальная ситуация, когда в октябре закупочные цены на сырое молоко
были ниже на 0,2%, а себестоимость его переработки росла на 15% из-за
увеличения затрат на сопутствующие расходы. Похожая ситуация и в других
сегментах. На себестоимость продукции компании также влияет подорожание
упаковки на 11%. А в случае принятия новых нормативов экосбора - на 15%.
Однако наиболее острая ситуация сложилась с перевозками товаров внутри страны.
Для
«Любятово» затраты на транспортировку в 2023 году увеличились на 41,5%,
в «Мултон Партнерс» говорят о росте в 37%. Резкий скачок тарифов из-за
нехватки автотранспорта начался в июне и уже в октябре достиг максимума,
пишет производитель хлебобулочных изделий «Ориент Продактс», также
уведомивший о повышении оптовых цен. В то время как после стабилизации
международных цепочек поставок тарифы на перевозки из Европы и стран
Азии снизились, внутри страны они, напротив, повысились. Так, тарифы на
перевозку из Москвы в Санкт-Петербург с марта по декабрь 2023 года
выросли более чем на 50%, до 70–110 тысяч рублей за стандартную
еврофуру, из Москвы в Краснодар — примерно на 50%, в Ростов-на-Дону —
почти на 60%.
У логистов тоже растут издержки. Им пришлось
повысить более чем на 50% зарплату персоналу из-за его дефицита, как
минимум вдвое увеличить затраты на обновление автопарка и на 40% - на
аренду складов. После пикового четвертого квартала обычно уровень
тарифов «откатывается», но предпосылок к полному возврату к тарифам 2022
года не видно.
Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.