Под властью хазар
Долгих два столетия наш край входил в состав могущественного
восточноевропейского государства – Хазарии. Оно возникло на обломках
многочисленных царств, племенных союзов и прочих неустойчивых
образований, так или иначе контролировавших Среднее и Нижнее Поволжье.
Арабское нашествие 737 года в корне изменило ситуацию. Многие районы
просто обезлюдели. Была в их числе и Самарская Лука. На месте богатых
именьковских поселений археологи находят следы пожарищ, исчезают клады
с драгоценными монетами.
Видимо, в этот период окончательно погасают и священные огни в Жигулях.
Название Дэвьи горы уходит в историю. Пройдет совсем немного времени, и
восточные авторы станут их называть Печенежскими.
С конца VIII века здесь появляется новое население, пришедшее с юга.
Это были те, кто не пожелал принимать ислам. Язычники, поклонявшиеся
Тенгри - Голубому Небу и придерживавшиеся шаманских культов, бывшие
новообращенные христиане, впрочем, тоже быстро вернувшиеся к вере
предков. Эти остатки некогда многочисленных и могущественных племен,
теперь вынуждены были платить дань хазарскому царю, участвовать в его
походах. А войны следовали одна за другой.
Не успела Хазария стать частью исламского мира, как в самом халифате
начались распри. Династию Омейядов сменили Аббасиды, на окраинах
начались восстания, чем немедленно и воспользовались хазары. Сначала в
763 году они напали на Закавказье и устроили там страшный погром, а в
799 году «пленили в землях халифата более ста тысяч человек и учинили
насилия подобным которым не слышали в мире ислама». За полвека,
прошедшие после похода Мервана Поволжье сумело восстановить силы и
взять реванш. Правда, речь пока шла лишь о военном потенциале. Но скоро
начала возрождаться и торговля.
На Востоке был очень большой спрос на драгоценные меха и рабов. Знать
стремилась перещеголять друг друга в роскоши, стремились заполучить в
свои гаремы светловолосых красавиц, а в личные телохранители сильных и
белокожих рабов. Ислам запрещал порабощать единоверцев, поэтому
невольники шли из языческих стран с севера и с юга. Чернокожий раб
стоил 150 динаров, тюрк уже около пятисот, а цена за синеглазых
славянок и мордовок зашкаливала за тысячу. Не отставали и цены на меха.
Особенно ценился горностай, считавшийся царским мехом. В Персии за его
шкурку давали столько же, сколько за черного раба. Черные лисы шли по
сотне динаров, а шкуры белого медведя, почему-то выше всего ценились в
Египте.
С арабами Хазария долго воевала, поэтому теперь караванные тропы
пролегли через Среднюю Азию и Причерноморье. В Поволжье стали
переселятся многие враги халифата. В 862 году убежища попросила большая
группа армян, за ними последовали евреи. Растущая торговля вызвала рост
городов, военная мощь давала безопасность. Хазарские правители
отличались веротерпимостью и были искусными дипломатами. Свою армию они
комплектовали по многонациональному признаку. Здесь были отряды из
представителей народов, населяющих каганат, мусульманские наемники из
Средней Азии, которые ставили обязательным участием службы неучастие в
войнах против единоверцев. Везир государства тоже в обязательном
порядке являлся мусульманином. Это позволяло держать в узде
разношерстных подданных, но было потенциально очень опасно. Ведь
главным противником Хазарии являлся именно халиф, повелитель
правоверных. Воины-язычники, отправляясь в очередной поход, вряд ли
были в восторге от того, что за их спиной остается мусульманская
гвардия, которой доверена защита их жен и детей.
Перед Хазарией встал тот же вопрос, который вскоре встанет перед
Киевской Русью, выбор национальной идеи. Князь Владимир после
безуспешных многолетних попыток создать единый пантеон из всех
языческих богов, которым поклонялись его подданные, выбрал все-таки
христианство, повернувшись к Западу. Хазары же до конца стремились
найти особый «третий» путь и приняли иудаизм. Это был единственный
подобный прецедент в истории.
На первый взгляд, замысел был удачен. Иудаизм был близок и к
христианству, и к исламу, это была религия, опиравшаяся на письменную
традицию и имевшая разработанную систему права. Увы, она совершенно не
годилась для создания империи, так как проповедала идею избранности и
поэтому замкнулась в стенах хазарской столицы, так и не сумев
объединить непрочное многонациональное государство в единое целое.
А мы можем гордиться еще одной уникальной страницей своего прошлого.
Наш край входил в состав единственного со времен Библии в мировой
истории царства, государственной религией которого был иудаизм.
Собственно на историю Средней Волги Хазарский каганат большого
влияния не оказал. Ежегодно правитель объезжал с войском своих
подданных для сбора дани, вот и все. В остальном окраины были
предоставлены сами себе. Тем более, что после катаклизмов VIII века
край наш стал весьма малолюдным.
Сюда пришли с юга кочевники. Правда, кочевниками они стали поневоле и
при первой же возможности перешли к оседлому образу жизни. Причем,
местом своего обитания избрали неприступные урочища Самарской Луки.
Рядом была богатая травами волжская пойма, где можно было заготавливать
на зиму сено для скота. За спиной горы, где можно легко спрятаться.
Постоянных поселений новые пришельцы не создавали, от них остались лишь
могилы. Множество необычных курганов с большим количеством камня в
насыпях и простые неприметные захоронения. Точно такие же нашли
болгарские археологи недалеко от своей древней столицы Плиски. А вещи,
обнаруженные в могилах имеют прямую аналогию с найденными в приазовских
степях. Это и позволило установить, кто были эти люди.
Еще в период Великого переселения народов, вскоре после гуннского
нашествия в причерноморских и прикавказских степях образовалось
могущественное государство Великая Болгария. Ее властитель хан Кубрат
был в начале VII века главным союзником Византии, заново отстроил
разрушенный гуннами греческий город Фанагория на Таманском полуострове
и сделал его своей столицей. Видимо, болгары пришли в Европу во время
Великого переселения народов вместе с гуннами, аварами, хазарами и
многими другими. Все исследователи считают их тюрками. Современники
писали, что язык у них близок к хазарскому.
Смутное это было время эпоха Великого переселения. В степи постоянно
возникали и распадались племенные союзы, каганаты, орды. Вот только во
главе их неизменно вставали Ашины – представители тюркского рода Волка.
Его тотемным знаком являлась руна, похожая на букву А. Многоженство
тогда было широко распространено, незаконнорожденных детей не имелось в
принципе, поэтому был этот род очень многочисленным. К нему принадлежал
и знаменитый «бич Божий» - Аттила и другие тюркские правители. На
протяжении многих веков Ашины правили хазарами, половцами, были царями
Дунайской Болгарии и многих других государств. Предметы с их тамгой
находят вплоть до окончательной победы христианства и ислама в наших
краях.
Кубрат принадлежал к другому роду – Дуло. Но его могущественная держава
распалась сразу после смерти правителя. Пятеро сыновей непобедимого
хана пренебрегли завещанием отца держаться вместе, разделились и ушли
со своими ордами кто куда. Аспарух за Дунай, где создал государство
Болгарию, существующее и поныне, Котраг на Среднюю Волгу. Кто-то
остался в предгорьях Кавказа, там и поныне живет тюркский народ
балкарцы. Типичная история, когда могучее непобедимое государство
распадается изнутри.
Ситуацией воспользовались Ашины-хазары, установившие свою гегемонию в
Поволжье и Причерноморье. Вот почему и держались болгары-переселенцы на
Самарской Луке поближе к горам. Хотя кочевниками они были, как я уже
говорил, поневоле. С юга болгары принесли с собой свою высокую
культуру, прежде всего, развитую металлургию и военное дело. В курганах
на Самарской Луке археологи нашли уже не мечи, а сабли. Это оружие
обеспечивало недоступную прежде быстроту в бою, позволяло воину
сражаться двумя клинками одновременно. Всадники обзавелись железными
стременами, повысившими их устойчивость, широкое применение получили
бронебойные наконечники стрел. Самый близкий к Сызрани курган ранних
болгар найден у села Переволоки. Может это и была граница
первоначального их проживания. Именно там находиться самое узкое место
для прохода на Самарскую Луку.
Постепенно, болгары расселялись северней по правому берегу Волги,
потихоньку вытесняя тамошних обитателей. Были они намного
организованней местных жителей, лучше вооружены. Становясь оседлыми,
тут же принимались за пашенное земледелие, обеспечивающее высокий
уровень производства. Во всяком случае, в одной из не самых богатых
захоронений Самарской Луки нашли плужный резак.
Все время ощущается какое-то трудноуловимое сходство болгар с древними
обитателями южных степей. Они хоронили своих умерших также головой на
северо-восток, а недалеко от Сенгилея в кургане у поселка Шиловка,
нашли костяные пластины с изображением драконов, воинов, охотников.
Чем-то это напоминает знаменитую пектораль из скифского кургана. Та же
шаманская идея трех миров: верхнего, человеческого и нижнего.
Эти люди, занесенные ветрами истории в разоренную глушь, раньше жили в
многолюдных городах, общались с купцами и посланниками из Византии и
других развитых стран. На новую родину с собой они унесли искусство
дипломатии, управления, строительства, многочисленные ремесла. Это и
помогло им не только не затеряться среди местных народов, а напротив,
объединить их вокруг себя в одно государство.
Пока же болгары обживались и копили силы. Платили дань хазарам.
Охраняли купцов и путешественников, проезжавших через их земли. Теперь
центры торговли лежали в славянских землях и на севере. Именно оттуда
шли рабы и меха, там находят клады монет того времени. Сливки же с
посреднической караванной торговли снимала Хазария. Средняя Волга
восстанавливала силы.
Болгары освоили Правобережье. За Волгой жили угры. Мадьяры, как они
себя называли. Именно здесь, под боком у нас, в самом конце I
тысячелетия нашей находилась Великая Венгрия. Одно из венгерских
погребений найдено прямо в Самаре, на 116-ом километре.
Путешественник Гардизи писал про них: «Эти мадьяры – люди красивые и
видные. Их одежда сделана из парчи, их оружие из серебра». Другой
очевидец отметил, что они язычники, но идолов не почитают. Эти слова
подтверждают археологи. В захоронениях угров они нашли отделанные
серебром сабли, богатые пояса с серебряными накладками, перстень с
аметистом, серьги, бляшки.
Равновесие на Средней Волге нарушили события, произошедшие на Балканах.
Там Болгарское царство вовсю крушило слабеющую Византию. Вот хитрые
греки и попросили своих союзников хазар о помощи. Те послали в тыл
болгарам угорское войско. Но, видимо потомки хана Кубрата поддерживали
связь между собой. Едва венгерские воины ушли, на их, оставшиеся без
защиты жилища, обрушились переправившиеся с правого берега Волги отряды
болгар. Оказывать сопротивление было некому, и мадьяры побежали на юг,
следом за своими воинами. Объединившись, они ушли за Карпатские горы,
где живут и поныне. Произошло это в 898 году.
Это был прямой вызов хазарам. Но уход венгров изменил всю ситуацию в
заволжской степи. Сюда двинулись, ранее сдерживаемые ими, печенеги. Мы
с вами знаем о них из позднейших рассказов русских летописцев, когда
век спустя эти кочевники добрались до стен Киева. Пока же они появились
у Печенежских гор – Жигулей. Путешественник Ибн-Фадлан писал: «Темные
брюнеты с совершенно бритыми бородами, в отличии от гузов очень бедны».
Византийский император Константин Багрянородный писал, что одна из фем
(орд) печенегов, именуемая Гиазихапон, находится в полудне пути от
границ Волжской Болгарии. Самые наши места.
Следом за печенегами с востока на Хазарию ударили гузы. Они тоже
появятся на страницах мировой истории полтора века спустя уже под
именем турок-сельджуков, захвативших Иерусалим, против которых и будет
организован первый крестовый поход. Вот как далеко заводят пути из
наших степей. Гузы полностью взяли под контроль караванные пути в
Заволжье. Теперь болгар отделяли от Хазарии орды кочевников, они
безраздельно контролировали все Среднее Поволжье, так что развод был
неизбежен.
Но болгары хорошо усвоили уроки прошлого. Прежде всего, нужно было
достичь единства между собой. Нужна была, если хотите, национальная
идея, вера, которая сможет объединить людей независимо от
национальности. Идеальной религией для этого оказался ислам. Именно
благодаря ему удалось создать государство, которое просуществовало в
наших краях несколько веков. Называлось оно Волжская Булгария.
Сергей Зацаринный
Цикл очерков о досызранской истории нашего края "Вспомни всё"
Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.