Реклама
Главная
Новости
Новости по-старому
Новости по категориям
Власть
Общество
Культура
Медицина
Образование
Спорт
Благоустройство
Коммунальная сфера
Экономика и бизнес
Правопорядок
Происшествия
Из жизни
Непознанное
В регионе, в стране
Оперативная информация
Статьи
Каталог фирм
Яндекс.Погода


История города > досызранская эпоха

Великое переселение народов



В 376 году, как свидетельствует римский историк Аммиан Марцеллин, из заволжских степей вышли орды неведомого народа, именуемого гуннами, разгромили сарматское племя алан и произвели в их стране «страшное истребление и опустошение». Затем, не останавливаясь, они сокрушили племена готов. Началась эпоха, вошедшая в историю под названием Великое переселение народов.

Еще вчера могущественные противники Рима теперь обратились в толпы беженцев, хлынувших под защиту империи. Племена, народы, отдельные группы людей по всей Восточной Европе пришли в движение, ища убежище в других местах или примыкая к армии завоевателей. Во всяком случае, посол, посетивший гуннский лагерь, нашел там множество и сарматов, и готов, которые, в ряде случаев, даже имели собственных царей. Весь этот разношерстный и разноязыкий союз более полувека сотрясал Европу, проходя ее из конца в конец. Охваченные ужасом обыватели восприняли это бедствие, как предвестие конца света, а гуннского вождя Аттилу называли «бич божий».
Все эти грозные события миновали наш край. Главный удар пришелся значительно южнее, и сюда добирались лишь отдельные отряды. Хотя, если прослеживать путь гуннов по находкам их котлов, то получается, что они шли, как раз, с Урала через Татарстан и оттуда по Правобережью Волги сразу на юг. Один из таких котлов найден у села Осока в Кузоватовском районе. Приволжская степь уже опустела, а в лесах кочевникам было делать нечего. Кое-кто из пришельцев так и остался пасти скот на здешних привольных лугах, предпочтя, хоть ненадолго, спокойную жизнь изменчивой и ненадежной бранной судьбе.

Так как были они кочевниками и, по свидетельству очевидцев, не строили даже шалашей, от них мало что осталось. Только редкие могилы. Одна из них найдена недалеко от Сызрани в Приволжском районе. Мальчика лет пяти похоронили в кургане еще бронзового века. Принадлежал он к знатному роду и с ним положили все полагающиеся воинские атрибуты. Конская сбруя и оружие предварительно прошли обряд очищения огнем. На одной из золотых блях лицо человека с явными монгольскими чертами. Такими и изображали гуннов все современные им авторы. Были там и наконечники стрел из железа. Четырехгранные, намного мощнее сарматских. Основой гуннского войска была легкая кавалерия, где преимущество было за луками. Теперь они стали тяжелыми с костяными накладками, длиной 120-160 см. Древки стрел достигали 80 см и делались, в основном, из березы. На конце они имели грушевидное утолщение для натягивания тетивы и оперение из перьев беркута. Так как в бою все чаще приходилось иметь дело с защищенным доспехами противником, то на стрелах появились бронебойные наконечники.

Быт гуннов был немудрен. Вся их жизнь проходила в седле. Посещавшие их римляне изумлялись тому, что те практически никогда не спускаются с коня на землю. Едят, разговаривают и даже спят в седле. Гунны оставили глубокий след в истории, но их собственный исторический век был недолгим. После смерти в 454 году Аттилы, поставившего перед этим на колени Римскую империю, бывшие подданные и союзники ополчились на гуннов и те ушли куда-то в приволжские степи. Кстати, именно к этому времени и относится захоронение в Приволжском районе.
В чем же был секрет небывалых военных успехов гуннов и такой скоротечной исторической судьбы. Скорее всего, суть этого изложил сам Аттила в речи, обращенной к подданным. Он спросил: «Почему гунны, не имея хорошего оружия, победили народы его имевшие?». И сам же ответил: «Потому что они испугались одного нашего вида». Гуннам просто нечего было терять. В выжженной степи их ждала голодная смерть. Поэтому и воевали они с таким ожесточением. Прибывшему христианскому миссионеру простодушные кочевники прямо сказали, что не смогут прокормить себя, если не будут воевать. Рыцарственные сарматы, утонченные римляне, хозяйственные германцы ничего не смогли противопоставить их отчаянной ярости. Как только кончилась ярость – кончились и гунны. Некоторое время еще существовало в прикаспийских степях государство сабиров, которых считают одним из гуннских племен, но в VIII веке исчезло и оно.

Некоторые ученые считают, что потомками гуннов являются чуваши. Очень похоже на правду. Язык чувашей относится к древней группе тюркских языков, очень необычный и певучий. А женский костюм сохранил многое еще с той поры, когда девушки ходили в поход наравне с мужчинами. Головной убор, похожий на шлем, мониста, плотно прикрывающие грудь и плечи. Сейчас это просто украшение. Но это и напоминание о далеких предках, некогда сокрушивших великий Рим.

Правда, попали предки чувашей в наши леса несколько позднее. В эпоху Великого переселения народов к северу от реки Сызранки было спокойно и многолюдно. Сюда еще со II-го века, спасаясь от войн и нашествий, переселялись племена с берегов Днепра. С собой они несли пашенное земледелие. А это уже верный кусок хлеба. Впервые в наших краях заколосились нивы.
закрыть X

Переселенцы жили здесь так, как привыкли на своей южной родине. Строили небольшое укрепленное городище на случай опасности, складывали там кое какие припасы на черный день, а сами обосновывались в ближайшей округе в неукрепленных селищах. Жили семьями в бревенчатых домах. Главным богатством и основой хозяйства была пашня, нужно было селиться к ней поближе. Держали, конечно, и скот: лошадей, овец, свиней, ловили рыбу, но это уже играло вспомогательную роль.

Скорее всего, именно эти люди и соорудили огромную крепость в горах у села Лбище, которую использовали вместе с племенами городецкой культуры. Я уже упоминал, что это городище уникально по своим размерам. Но оно еще и является чудом фортификационного искусства своего времени. Дело в том, что его валы усилены бастионами, выдающимися вперед укреплениями, позволяющими поражать штурмующих с флангов. Во всем мире, они стали сооружаться только после изобретения огнестрельного оружия, а вот в наших краях безвестный гений построил их еще в начале новой эры. Он же, видимо, строил и городище возле села Переволок, там тоже есть бастионы. Кто был этот гений фортификационного искусства, какими путями его занесло в наши края, как сложилась его судьба? Об этом мы никогда не узнаем.

Крепость в Лбище насчитывает одиннадцать бастионов, два прямоугольных и девять полукруглых, самый мощный из них центральный. Вдоль вала – ров, полностью повторяющий его конфигурацию. Для чего была построена эта мощнейшая цитадель?

Археологи обнаружили остатки жилищ. Это были срубные дома с очагом посередине и с погребом для хранения продуктов. В землю врывали большие сосуды для зерна. В крепости была кузница. Все закончилось мгновенно. Люди даже не успели ничего с собой взять. Так и осталось нетронутыми горшки, тушка барана, кузнечные инструменты. В одном из жилищ нашли скелет человека с раздробленным черепом. Кто-то внезапно овладел крепостью. Было ли это результатом беспечности или предательства мы не знаем. Но то, что неприступная цитадель, чудо тогдашней фортификационной мысли была взята врасплох – неоспоримый факт. Произошло это на самом рубеже IV-V веков. Судя по сарматским наконечникам стрел, это были именно они. Может, кто из разбитых гуннами и укрывшихся в наших краях отплатил хозяевам черной неблагодарностью? Очень похоже на то. Во всяком случае, обитатели крепости удара явно не ждали.

Между тем, время брало свое. Принесенное пашенное земледелие давало средства для сытой жизни, население росло и постепенно перемешивалось. Представители пришлой зарубинецкой культуры и местной городецкой уже через пару веков стали одним целым. Эта новая культура получила в науке название именьковская. Кстати, очень многие считают ее славянской. На то есть много оснований. Предки пришли с Днепра, погребальный обряд очень схож. Именьковцы сжигали своих усопших, вместе с погребальной утварью, а потом хоронили в простых могилах, куда еще клали горшки с пищей.

Жизнь именьковцев, как и всех земледельческих народов была связана с циклами полевых работ. Весной сеяли, осенью жали. Найдено много ям, оставшихся от погребов и амбаров, куда засыпался урожай: пшеница, просо, рожь, овес, ячмень, горох, репа. Кстати, именьковцы уже выращивали и огурцы. Было, что хранить, было, что копить. Высокого развития достигло кузнечное дело, найдено много инструментов для обработки дерева. Долота, стамески, скобели, ложкари. Делали шилья, иглы, изготавливали бронзовые украшения.

Большой поселок именьковцев археологи исследовали возле Шигон. Там, в частности, найдена мастерская кузнеца с железоделательным горном. А во время недавних раскопок на территории Сызранского кремля обнаружены образцы именьковской керамики и здесь. Археологи утверждают, что на территории нашего города в V-VII веках, скорее всего, было поселение именьковцев. Так это или нет должны показать дальнейшие раскопки.

Есть и другие основания считать именьковцев славянами. Персидские авторы той поры упорно называют Волгу рекой славян, а они хорошо знали наши места. Именно ко временам именьковцев относится расцвет торговли мехами. Была она столь обширной, что оказывала влияние даже на международную политику великих держав. Когда персидский шах Хосров, закрыл дорогу на север мощнейшей крепостью Дербент и положил тем конец набегам кочевников на Закавказье, он немедленно был убит своими подданными, так как вместе с набегами закрыл путь караванной торговле с Поволжьем. Интересы торговли оказались важнее вопросов безопасности.
Персидские поэты того времени в самых восторженных тонах описывают богатства Севера, драгоценные меха, моржовую кость. Кладовые Эрмитажа набиты предметами из иранского серебра, найденного в кладах на берегах Камы. Клад из персидских драхм, отчеканенных шахами Хосровом I и Кавадом,  найден и на Самарской Луке на территории Кармалинского городища. Но, разумеется, все это только верхушка айсберга. Думаю, исследователей ждут куда более впечатляющие находки.

Тем более, что не только торговля гнала сюда караваны с юга. С V-го по VII-ой век границы Византии и Ирана трещали под натиском кочевников из приволжской степи. Кроме всего прочего эти две могущественные державы постоянно воевали между собой, привлекая северян в качестве союзников. Сменившие гуннов авары штурмовали в 626 году даже сам Константинополь. Вот и пробирались тайными тропами императорские посланники со щедрыми дарами в наши края в глубокий тыл кочевников, чтобы найти здесь союзников. Иначе откуда в колхозном поле в Пермской области оказалось 264 новехонькие, никогда не бывшие в обращении византийские монеты императора Ираклия, а также блюдо и кубок? Золото работало. Скоро в тыл аварам и персам ударило племя, о происхождении которого историки до сих пор спорят. Хазары. Те самые, которым «отмщал» потом вещий Олег.

Неведомые союзники из глубины заволжских степей быстро набрали силу и скоро некогда могущественные авары, ходившие под самый Константинополь, сгинули «и даже имени их не осталось», как выразился летописец. Хазары оказались рачительными хозяевами, взяв под защиту караванную торговлю с севером. Но городищах именьковцев находят кости верблюда, что говорит о том, что это вьючное животное было здесь частым гостем. Скорее всего, процветанию именьковцев способствовала именно способность хазар восстановить после веков нестабильности мир в поволжской степи.

Хазары не были неразумными, вопреки утверждению классика. При них расцвели города в низовьях Волги, на побережье Каспийского моря, да и сам «мать городов русских» Киев, судя по всему, возник, именно при них. К этой поре относятся первые упоминания о христианстве в наших краях. Византийские авторы сообщают, что его приняло кочевое племя гуннов-савиров.

Именьковцы же, видимо, были огнепоклонниками. Не зря же персы, хорошо с ними знакомые, называли Жигулевские горы, где они жили, Дэвьими горами. Сами персы тоже были огнепоклонниками, но они почитали Ахура Мазду (Господа Мудрости) и его подданных асуров, а дэвов считали служителями Анхра Манью (Злого духа). Возможно, они увидели в обрядах именьковцев именно древний вариант арийской религии.

В одном из городищ найдена бронзовая фигурка человечка, возможно божок, кроме того, часто попадаются, вылепленные из глины, фигурки животных, собак, кошек, свиней, какие-то круглые «хлебцы», вероятно применявшиеся в ритуальных целях.

Именьковцы исчезли в самом начале VIII века. В наш край тогда снова пришла война. Арабский полководец Мерван, прозванный Глухим за то, что никогда не слушал ничьих советов, двинулся с огромной армией на хазар. Он прошел в самую глубь их земель, вверх по Волге до того места, где она подходит к горам. Что это за горы ученые спорят. Но не исключено, что арабы дошли до самых Жигулей. Ведь только здесь можно натолкнуться на естественную преграду в виде лесов. По свидетельству историков, Мерван шел по правому берегу, а хазары отступали по левому. В самом конце арабы внезапно переправили часть войска через Волгу и, напав на хазар, разгромили их. Где это могло случиться? Весь правый берег Волги очень крутой и обрывистый. Скрытно подвести к переправе большую массу кавалерии можно только в районе Сызрани. Или где-нибудь совсем далеко к югу. Но тогда непонятными будут сообщения историков о том, что Мерван дошел до земли славян и захватил 20 тысяч человек. Скорее всего, это и были именьковцы, жившие в наших краях. Во всяком случае, именно в это время они исчезли.

Археологи предполагают, что уцелевшие снова ушли на запад, к верхнему Днепру. Там вскоре появляется культура, именуемая волынцевской и очень похожая на именьковскую.

Хазарский каган после поражения согласился принять ислам, а все недовольные, державшиеся язычества или христианства, стали перебираться подальше от границ халифата на Среднюю Волгу. Были среди них и болгары.


Сергей Зацаринный
Цикл очерков о досызранской истории нашего края "Вспомни всё"

1 Январь 2008 16:01 /
6531 /
/

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, блог в Яндекс.Дзен
Читайте наши новости в Яндекс.Новости и Google.Новости


Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.



БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД:

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
маленькая Сызрань:


webmaster@syzran-small.ru
телефон редакции 8-903-303-17-02
условия размещения рекламы

Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77-87116 от 22.04.2024
выходные данные СМИ
Условия использования материалов

СТАТИСТИКА:

Яндекс.Метрика   


Генерация страницы: 0.011 с.
Всего 5 запросов к базе.


© 2005-2024
Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения: