Люди камня
На смену мезолиту пришел неолит - новокаменный век. Это произошло где-то в VI тысячелетии до нашей эры. Кстати, неолит, в некотором роде, не закончился и по сей день. Некоторые племена Южной Америки или Новой Гвинеи живут в нем и сейчас. Ученые часто применяют термин «неолитическая революция». Это было и впрямь время открытий, перевернувших всю жизнь человечества. А все началось с простого, вроде бы, изобретения лука.
Человек научился использовать энергию тетивы, и это стало огромным шагом на пути дальнейшего прогресса. Выпущенная из лука стрела догоняла самого быстроногого зверя, помогала бить крупную рыбу. Закрученная на палочке тетива легко позволяла добыть огонь из сухого трута, а затем и стала вращать первые сверла. Это позволило изготавливать более сложные орудия и приспособления. Теперь люди уже могли шлифовать камень, а следовательно, многие их изделия по качеству приблизились к современным. В этом однажды смогли убедиться студенты-историки, решившие, смеха ради, поточить каменным ножом карандаш. Оказалось, точит не хуже железного, потому что острее и тверже.
Теперь новинки посыпались на людей, как из рога изобилия. Человек стал плести рыболовные сети, делать костяные крючки, шить удобную одежду, так как в обиход вошли иглы с нитью. Ножи, топоры, наконечники копий – все это теперь делалось из шлифованного камня и обладало невиданными доселе свойствами. Обратимся вновь к современным экспериментаторам. Один из них за пятнадцать минут срубил каменным топором дерево толщиной 25 сантиметров.
Появились долбленые лодки, рубленые из бревен дома, украшения из бус. О последних я упомянул не случайно. Изготовление бус, причем в большом количестве, говорит о том, что люди неолита не посвящали все свое время исключительно борьбе за выживание. У них было немало и свободного времени и потребность в красоте. Они уже почти не отличались от нас, но были гораздо ближе к природе.
Более широкое применение огня сделало возможным еще одно революционное новшество. Появилась керамическая посуда. Обычные, грубо слепленные и обожженные на костре горшки. Теперь появилась возможность гораздо более эффективно хранить и обрабатывать продукты питания. Делать их запасы. Это новшество буквально перевернуло жизнь человека. А всего и дел – горшок. Даже слепленный, поначалу, не из глины, а из речного ила.
Увы, об этом полусказочном времени в нашем крае рассказать почти нечего. Все та же история. Никто ничего не находил. И не искал. Но, все еще впереди. Мне встречалось упоминание о каменном топоре, найденном недалеко от моста через речку Муранку. Место там удобное, издревле обжитое. Так, что, думается, открытие у нас неолитических памятников лишь вопрос времени. Подтверждением этого стали археологические раскопки на территории Сызранского кремля. Там ученые обнаружили следы неолитической стоянки. Скребки, осколки обработанного камня. Но это лишь фрагментарные находки. Будем надеяться, что дальнейшие раскопки расскажут много нового о людях каменного века, живших в нашем крае.
Палинологи, это те самые, которые изучают древнюю пыльцу, утверждают, что восемь тысяч лет назад в наших местах была лесостепь: сосна, смешанная с березой, перемежающаяся с разнотравными лугами. Археологи, копавшие по соседству в Ульяновской области и Заволжье, обнаружили на местах тогдашних поселений кости тура, лося, косули, дикой лошади, медведя, выдры, бобра, черепахи и рыбы. Странно, что нет следов собак. Они ведь стали спутниками человека еще во времена мезолита. Наверное, на берегах Средней Волги это случилось намного позже.
По поводу того, кто жил во времена неолита в наших местах среди ученых идут нескончаемые споры. Одни говорят, что это пришельцы с юга, другие с запада, третьи утверждают, что никто ниоткуда не приходил, а обитает здесь с незапамятных времен. Каждый предъявляет свои аргументы и всем вместе их не хватает. Слишком мало находок, мало накопленного материала.
Так что, если вы, гуляя по лесу, полю или по берегу реки, случайно увидите грубый черепок, украшенный примитивным рисунком из ямок и черточек или наткнетесь на необычный камень с дыркой, не поленитесь отнести находку в наш краеведческий музей. Возможно, вы окажетесь у порога великого открытия.
Еще совсем недавно, какие-нибудь десятилетия назад, камни с дырками пользовались суеверным почитанием в российских деревнях. Их называли «курьими богами» и использовали в качестве талисманов, приносящих удачу, и амулетов, охраняющих от напастей. В этом проявлялись отголоски многовековой исторической памяти народа, сохранившей еще отголоски верований каменного века. Ведь во времена неолита топоры (те самые камни с дырками), были вещью чрезвычайно ценной. Изготовить их было очень тяжело, и обладание таким предметом придавало человеку определенный социальный статус. Не зря боги древних скандинавских, германских и славянских сказаний имели своим главным атрибутом именно каменный молот-топор. А название целого величайшего народа древности даже произошло от этого самого топора. Это знаменитые кельты. Так что на протяжении тысячелетий каменный топор был не только орудием труда и оружием, он был священным символом, уподобляющим его обладателя богам. Со временем это забылось. Осталось лишь суеверное почитание, «камня с дыркой», да сохранившееся кое-где название – громовая стрела. Ведь некогда таким молотом был вооружен славянский бог грома и молнии Перун.
Как ведь, в сущности, немного отделяет нас от каменного века! И как мало мы о нем знаем. Камень ведь был окончательно вытеснен из повседневной жизни лишь бронзой, а до тех пор он держал металл на вторых ролях. Даже медного века в истории нет. Только меднокаменный. Энеолит. Не выдерживала мягкая медь соревнование с твердым и острым камнем.
Поселение времен энеолита обнаружено в двух километрах к югу от села Шигоны. Открыл его совсем недавно в 1980 году археолог А.А.Выборнов. «Улов» ученых был сравнительно небогатым: полтора десятка разбитых горшков с плоским дном и характерным рисунком, нанесенным семь тысяч лет назад, но для нас это открытие огромной важности. Ведь оно хоть чуть-чуть приоткрыло завесу над древнейшей историей нашего края. Обитатели Шигонского поселения жили на берегу богатой рыбой реки Усы, под прикрытием дремучего леса. Основным занятием их были охота и рыболовство. Люди жили на том месте долго. Археологи определили принадлежность находок к двум неолитическим культурам. Одна называлась репнинской, ее памятники встречаются также по реке Сок, а вторая – волосовской. Ей некогда принадлежали огромные просторы от Балтики до Урала. Некоторые ученые уверенно считают их предками современных финно-угров. Учитывая, что речь идет о событиях пятитысячелетней давности, лучше, конечно, скоропалительных утверждений не делать. Но одна вещь определенно связывает «волосовцев» с финнами. Знаменитые финские ножи – «финки». Только делали они их из кремня. А в остальном, все то же самое. Выемка для веревочки, чтобы носить у пояса, наверняка, были некогда и рукоятки из бересты, да не сохранило их безжалостное время. Жили «волосовцы» в поселках, состоящих из землянок, соединенных переходами. Занимались охотой и рыболовством. Позже, потихоньку, стали переходить к скотоводству и земледелию. Они уже знали медь, умели ее добывать и обрабатывать. А еще очень ценили янтарь, что говорит об их налаженных связях с побережьем Балтийского моря.
Поселение этой культуры, помимо Шигон, найдено еще в Тереньгульском районе на берегу реки Усы.
А к югу от них, буквально на берегах реки Сызранки начинались владения племен, так называемой, хвалынской культуры. Хотя рядом с нашим городом следы ее пока не обнаружены, можно не сомневаться, что именно здесь, где лес встречается со степью, пролегала и граница их обитания.
Это были племена скотоводов. Они разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот и жили на всем пространстве великой степи от Урала до Дона. Предполагается, что у них уже были вожди и жрецы. По всей вероятности, эти племена вели кочевой образ жизни, во всяком случае, их поселения до сих пор не обнаружены. Зато обнаружены могильники. Один из них под городом Хвалынском. По месту обнаружения находок названа и вся эта культура.
Трудно сказать были ли это просто кладбища древних людей. Все говорит о том, что в местах захоронений совершались обряды, приносились жертвы. Не были ли они еще и местами религиозного культа, не дошедшего до наших дней, а потому, так и не распознанного.
Исследованные захоронения поразили археологов. Вместе с древними вождями лежали каменные боевые топоры, скипетры, украшения, состоящие из сотен бусин. В могилах найдены остатки одежды с узорами в виде креста, глиняные сосуды. Что в них хранили пять тысяч лет назад? Пищу для загробного путешествия или колдовские зелья? За спиной одного из погребенных нашли птичьи кости, видимо, некогда он носил крылья в качестве особого украшения. Можно представить, какое некогда этот человек-птица производил впечатление на окружающих.
Увы, обо всем этом можно лишь догадываться. «Молчат гробницы», - сказал поэт. Что означали эти каменные скипетры, напоминающие голову лошади, кресты на одежде, скорченные позы похороненных, сломанные вещи, положенные в могилы, следы жертвоприношений? Ученые так и будут строить версии.
Найдены были и украшения из меди. Анализ показал, что они сделаны из металла, добытого в Карпатах. Вот как далеко уходили связи древних скотоводов со Средней Волги. Во времена неолита уже вовсю стала развиваться международная торговля. Самым ценным товаром тогда был кремний. Чтобы делать ножи, которыми можно бриться и топоры, служащие всю жизнь, нужен был особый камень. Не отбитый от случайной скалы, а высококачественный, добытый из глубин горы. Был он не везде, да и добыть его мог не каждый. Уже в то время появляются первые рудники. Например, в Скандинавии. Археологи обнаружили там штольни, остатки кирок и осветительных ламп. Рудник каменного века. Оттуда ценный кремень отправлялся за сотни километров, чтобы дать кому-то власть над природой, а кому-то над себе подобными. Уже тогда, в далеком неолите, люди стали разделяться. На бедных и богатых, правителей и подчиненных, жрецов и непосвященных. Но это было только начало. Человечество только еще собирало силы, накапливало знания.
Почему-то в то время погребения было принято обильно посыпать красной минеральной краской – охрой. Причем, свойственно это было представителям самых разных культур. С чем это связано? Откуда эта повсеместная любовь к красному цвету в только появившемся у человека погребальном обряде? Ученые утверждают, что человек уже тогда задумывался над смыслом жизни и мечтал победить смерть. А символом и носителем жизни считалась кровь. Вот и придавали красному цвету особый смысл, скрытую силу. Но и это лишь предположение.
Так что, если наткнетесь вдруг при земляных работах на окрашенный в красный цвет песок, будьте внимательны. Может перед вами захоронение времен каменного века. Дайте знать в музей.
У южных границ Сызрани сохранилось множество древних курганов, насыпанных в незапамятные времена. Древние скотоводы именно на возвышенных междуречьях обычно устраивали свои ритуальные могильники. Несколько их недавно попали в зону строительства обводной автодороги и были исследованы археологами, но основная часть еще ждет своего часа. Пока там обнаружены захоронения более позднего времени, но очень может быть, что среди них окажутся захоронения и хвалынской культуры.
Сергей Зацаринный
Цикл очерков о досызранской истории нашего края "Вспомни всё"
Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.