Приемным детям сложнее учиться в школе: почему это происходит?
Приемные дети в силу своих психологических особенностей чаще попадают в категорию так называемых «трудных», «неудобных». Ребята отстают в освоении программы, остаются на второй год, не успевают. Зачастую эти дети еще и конфликтуют с одноклассниками и учителями.
При воспитании детей замещающие родители нередко сталкиваются с целым рядом проблем и нуждаются в квалифицированной помощи специалистов.
Каждый родитель, родной или приёмный хочет ребёнку добра. И старается приложить максимум усилий для того, чтоб ребёнок был успешным. Чтоб дети выросли умными, добрыми и нашли своё место в жизни. «Место в жизни» обычно означает способность адаптироваться в обществе, т.е. получить образование, освоить какую-либо профессию, и уметь ладить с людьми. Для семей с приёмными детьми образование зачастую становится очень серьёзным испытанием на прочность.
Учёба - основное занятие ребёнка на протяжении всего сознательного детства. Любознательность, исследовательский интерес заложены в каждом ребёнке самой природой. И большинство детей, поступающих в школу, полны энтузиазма и гордости. Однако с течением времени ситуация для многих из них может измениться.
Давайте разберемся с особенностями ребенка, оставшегося без попечения родителей: почему он такой?
Если ребенок оказался в приемной семье, значит, он лишился своей собственной. Возможно, его изъяли у родителей, которые не могли о нем заботиться, а может быть, его родные умерли. Так или иначе, он пережил и переживает потерю семьи, потерю родителей. Это ребенок, в жизни которого случилась беда, делающая его настороженным и недоверчивым, но при этом очень ранимым.
В нашей культуре принято недооценивать детское горе. «Маленький, что он понимает…Скоро забудет. Вон он уже смеётся». Если ребенок потерял родителей в первые годы жизни, кажется, он совсем не осознает факта потери. Детский психолог Мария Капилина высказала такую мысль: «Считается, что самое ужасное, что может произойти с человеком - это потеря ребенка. На самом деле потеря родителя для ребенка гораздо страшнее. Ведь даже самый любимый ребенок –это часть нашей жизни, а родитель для маленького ребенка- весь его мир.
Приёмные дети - это особые дети, пережившие в самом начале своей жизни глобальную катастрофу, психотравму – утрату семьи, отсутствие родительской любви и заботы, не имевшие необходимых условий для нормального развития и зачастую подвергавшиеся дополнительным травмам – жестокому обращению и насилию.
Отсутствие или нарушение материнской привязанности, связанное с насильственным отделением матери от ребенка, приводит к его страданию и негативно отражается в целом на психическом развитии. В формировании чувства привязанности и защищенности определяющее значение имеет телесный контакт ребенка с матерью, например, возможность прижаться, ощутить теплоту и запах материнского тела. По наблюдениям психологов, у детей, живущих в негигиенических условиях, зачастую испытывающих голод, но имеющих постоянный физический контакт с матерью, не возникает соматических расстройств. Отсутствие материнской любви формирует тип личности ребенка, характеризуемый безэмоциональностью психических реакций.
Низкая самооценка, чувство вины, душевная боль и порождаемая ею агрессия - все это характерно для самочувствия и поведения как малышей, так и подростков, оставшихся безе попечения родителей. Эти дети очень чувствительны к критике и несправедливости, обидчивы и конфликтны, иногда - мнительны. Сама по себе ситуация обучения, основанная на оценке результатов и неизбежном сравнении с успехами других для них – стресс. Потому что любая, даже мелкая неудача, подтверждает существующий у них глобальный тезис: «я – хуже других, я - плохой».
К сожалению, традиционный стереотип обывателей в отношении приемных детей, детей из детского дома – «все они умственно отсталые и потенциальные преступники».
Агрессия, воровство, порча вещей, драки и обзывательства – вот обычный арсенал средств, который используют приёмные дети, когда сталкиваются с негативным отношением. Если взрослые – педагоги, родители, психологи – объединяют в этот момент свои усилия для снятия напряжения, для того, чтобы помочь ребёнку вести себя иначе, а не просто бесконечно наказывать его – тогда есть вероятность, исправления даже тяжёлой ситуации. Но если между взрослыми нет единства, и конфликт распространяется на отношения между родителями и педагогами – то результат предсказуем. При этом неудачи ребёнка не только ухудшают его отношение к себе, но и создают эмоциональное напряжение в отношениях с приёмными родителями, вплоть до разрушения этих отношений.
Такому ребёнку требуется гораздо больше терпения, поддержки и индивидуального внимания со стороны педагогов, чем детям, которые изначально росли в стабильной семейной ситуации и были защищены любовью и заботой.
Что же делать родителям приемных детей, чтобы школа не стала началом конца? Во-первых,всегда надо ставить во главу угла семью и отношения с ребенком, а не школу. В конце концов стать счастливым человеком можно вне всякой зависимости от школьных оценок, а в некоторых случаях даже и без многих школьных знаний. В крайнем случае получить аттестат о среднем образовании можно и позже, причем несколькими способами — обучаясь в вечерней школе, дистанционно, самостоятельно. А вот вырасти счастливыми без семьи очень и очень сложно.
Во-вторых, не позволять школьным проблемам влезать в семью и разрушать ее изнутри. Что бы ни случилось, родители должны помнить: сам ребенок несоизмеримо важнее школьных успехов и неудач. Конечно, с «провалами» бывает трудно мириться, особенно если педагоги подливают масла в огонь: «Вы же родители!», «Сделайте что-нибудь!», «Заставьте его учиться!»
И все же очень важно не срываться на ребенке, не перекладывать всю ответственность на него, а выстраивать отношения со школой примерно в таком ключе: «Мы знаем, что нашему ребенку трудно. Но мы очень хотим ему помочь. Давайте вместе думать над решением этой задачи».
В-третьих, не завышать ожиданий. Да, каждому родителю очень хочется, чтобы его ребенок учился хорошо. Тогда им легко гордиться. Но с детьми нужно принимать во внимание множество факторов: личную историю, темперамент, возможности.
Важно наблюдать за ними и внимательно относиться к тому, что им по-настоящему нравится. Стараться развивать малейшие способности, думать над тем, как превратить эти способности в будущую профессию. И быть откровенными с самими собой: школа не учит тому, что пригодится в реальной взрослой жизни, в профессиональной деятельности. Поэтому есть ли смысл так уж сильно переживать о школе и разрушать из-за нее отношения? Даже имея условные тройки по нелюбимым предметам, ребенок, который растет в принятии и любви, не потеряется в будущем и найдет свое место в жизни.
Социальный педагог ГКУ СО «КЦСОН Западного округа» Елена Силачёва
Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.