С.Салмин: Сызранская Драма поднимает темы, востребованные зрителем
В декабре 2013 года Сызранской Драме исполнится 95! О славном прошлом театра имени А.Толстого подробно и познавательно рассказывает сайт syzran-drama.ru. А к разговору о дне сегодняшнем мы пригласили директора Сызранского муниципального драматического театра Сергея Салмина.
- Лицо Сызранской Драмы начала 21 века – какое оно?- Есть авторские театры, такие, как московские «Табакерка» и театр Фоменко. Впрочем, не только в столицах, даже в крупных областных центрах таковые имеются.
Мы же не можем развиваться в одном творческом направлении. Мы – репертуарный, многофункциональный, многожанровый театр. Что, собственно, проистекает из самого названия - «Театрально-концертный комплекс «Сызранский драматический театр имени А. Толстого». Это единственный профессиональный коллектив в городе, который ведет многовекторную деятельность.
- Как изменились концепция театра, его репертуар?- На протяжении всей нашей истории на сызранской сцене доминировал классический репертуар. Так было и в начале 20-х, когда наравне с «Оводом» и «Пугачевщиной» ставили «Собор Парижской Богоматери», «Коварство и любовь», «Анну Каренину». Сохранялась эта тенденция и в позднесоветское время, и далее, при режиссерах Александре Ривмане и Анатолии Болотове.
Сегодня в репертуаре Сызранской Драмы также превалирует классика. В основном - отечественная. Островский, Достоевский, Тургенев. Представлена современная драматургия. И, конечно, спектакли для детей и юношества, которые всегда востребованы зрителем. Присутствуют экспериментальные работы, чаще всего для целевой молодежной аудитории.
- Сызранские театралы имеют достаточно хорошее представление о творчестве драматургов 19 века и первой половины 20-го. Мы многократно видели на сцене в трактовке разных режиссеров пьесы Островского, Чехова, Арбузова, Розова, Васильева, героев Лопе де Вега, Ростана, Мольера, Шиллера… Куда скромнее представлен срез современной драматургии.- Настало время авторского правового гнета. Находишь хороший материал, начинаешь выяснять позицию автора и разводишь руками. Ну не можем мы выложить 100 тысяч рублей за право постановки и потом еще по 25 процентов платить от каждого спектакля!
Я уже не говорю о том, что это вообще не так просто – найти стОящую пьесу, где бы присутствовал литературный язык и отсутствовала пошлятина, которая сейчас очень активно пытается продвинуться. И чтобы тема была востребована сызранским зрителем!
- Чего жаждет публика: философствований или житейской конкретики?- Полные залы были на спектакле по пьесе современного московского драматурга Арсения Гончукова «Не отрекаются любя». Любовь, развод, терзания… Актуальны темы, которые «цепляют» всех, где предложены ситуационные решения.
Мне предлагают замечательные проекты - о жизни Эдит Пиаф, о Дали… Сомневаюсь, что это будет востребовано широкой публикой. В свое время в 90-х годах мы много экспериментировали. Ставили «Событие» по Набокову. И классика, и философия, и постановка весьма недурная! А не идет зритель. Не «цепляет» его!
- Мы очень часто говорим о кризисе Театра. Но, на мой взгляд, налицо еще и кризис Зрителя…- Зачем брать в руки книгу, ехать на концерт, в кино и театр, когда можно посмотреть, послушать, прочитать, не выходя из дома? К услугам интернет-пользователя все библиотеки, концертные залы и театральные сцены планеты, ведущие мировые шоу…
Я считаю (увы, пока у нас нет технических возможностей для реализации этого!), было бы идеальным сделать камерную сцену, человек на 50, где мы могли бы показывать экспериментальные работы. Пусть спорные. На языке современной драматургии. Чтобы сызранский зритель мог увидеть того же Вадима Леванова, чьи пьесы ставят по всей Европе. Естественно, с возрастным ограничением.
- Видимо, я из когорты старомодных зрителей. Мне хочется прийти в театр и увидеть спектакль, где не танцуют с иконами, не совокупляются под резиновой лодкой, не ходят голышом, не изрыгают ненормативную лексику, в «Гамлете» не выводят на сцену датского дога, а в «Женитьбе» не играют на кружках Эсмарха…- Тогда приглашаю Вас 29 марта в театр на премьеру спектакля «Касатка» в традиционной интерпретации.
- Действительно, как-то странно, когда в репертуаре театра имени Алексея Толстого нет его пьес!- «Касатка» была уже в нашем репертуаре, ее ставил А. Ривман. Как и «Любовь - книгу золотую». Почему именно эти пьесы? Да если посмотреть драматургию нашего уважаемого графа Толстого, станет очевидно, что остальные просто неприподъемны для нас по количеству персонажей. В этой постановке будут заняты Ольга Басова, Алексей Василенко, Андрей Бурнаев, Лидия и Татьяна Дымовы, Пётр Чичёв…
- Вернемся к главному персонажу театра в глазах зрителя. Провинциальный актер – это человек, лишенный честолюбия, творческой амбициозности? Если нет, почему он не в Москве, Питере, Новосибирске, Перми, Екатеринбурге?- Не бывает провинциальных актеров! Так же, как и актеров столичных, областных. Есть Актеры. И есть неактеры.
А наша Лидия Дымова - достойнейший человек, любимица публики, полвека в профессии, из них свыше сорока лет на сызранской сцене, заслуженная артистка РФ - стала лауреатом Премии губернатора Самарской области по направлению «Театральное дело»!
- Лично я восприняла это не только как признание ее таланта, масштаба личности, но и как успех театра, успех всего города.- Вот именно! Нам ли хаять свой театр? В Сызрани начинали Сергей Степанченко, ныне народный артист России, Евгений Ткачук (Московский ТЮЗ, Театр Наций). Наша Таня Ахроменко сейчас работает в академическом театре в Уфе.
- А ведь жизнь сызранского театра много шире, чем родной город?- Конечно! Мы активно развиваем гастрольную деятельность. Наладили связи с ближайшими городами, где есть театры: Балаково, Вольск, Тольятти, Самара, Саранск, Пенза. Из года в год нас приглашают в Казахстан – Уральск, Байконур. В апреле театр выезжает в Дзержинск Нижегородской области.
Выстраивается и зарубежная линия гастролей. В 2008 году Сызрань возила в Будапешт "Волшебное кольцо". В 2011-м выступала в Венгрии на сцене Российского центра науки и культуры со спектаклем «Царь Горох и тридесятое царство». В январе 2013 г. показала в Праге спектакли А.Гончукова «Не такой, как все» и сказку М.Гусева «Лесные приключения». Есть приглашения из Дании.
- Признание зрителя, это, конечно, замечательно. Но, наверное, куда как важно признание со стороны профессионалов?- Сызранский театр драмы достойно заявляет о себе на профессиональном конкурсе "Самарская театральная Муза", фестивале театров малых городов России.
В Вышнем Волочке после каждого спектакля прямо в присутствии публики члены компетентного жюри из Москвы и Санкт-Петербурга проводят «разбор полетов». Идет анализ режиссуры, актерских работ, сценографии, музыкального воплощения – и все предельно жестко и на высоком профессиональном уровне. Так что наши дипломы - за лучший актерский ансамбль (спектакль Ю. Клавдиева «Облако, похожее на дельфина»), за режиссерский дебют (режиссер-постановщик В.Цзын), за главную женскую роль (А.Таранцева в спектакле А.Герни «Сильвия»), что мы привозили из Вышнего Волочка, дорогого стоят.
Ольга ЧУГАЙ
ВВС №12
30 марта 2013
Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.