Великий пост начнется, по сути, не завтра - для православного человека он, в какой-то мере, начался уже сегодня, в Прощеное воскресенье. И, конечно, не картинками в соцсетях с шуточными «Прости», а искренним раскаянием и очищением души, стремлением к добру и предстоящей работе над собой. Главные слова в этот день: «Прости меня» - «Бог простит, и я прощаю», но произнести их нелегко. Не удивительно, что в нашем обществе с наступающими днями поста связано множество суеверий. Зачастую больше внимания уделяется внешней атрибутике: есть ли жиры в продукте, весь состав которого состоит из сплошных «Е» и заменителей, можно ли ходить на работу не в черном, что есть и что не есть за обедом, и можно ли в пост начинать важные дела.
- Это полнейшая глупость - отказаться от важных дел, от работы в
дни поста, - уверен священник сызранской епархии игумен Марк. -
Православный христианин не верит в приметы, не подвержен суевериям - он
верит в Бога. В Писании сказано: шесть дней трудись, седьмой посвяти
Богу своему. Это должно быть правилом для христианина.
К слову, сегодня еще можно есть
скоромную пищу, но уже без мяса - но не в этом главная суть наступившего
важного периода. Главное заблуждение, пояснил священник - в том, что
пост ассоциируют с изменением меню. А отказ от части блюд - это не цель,
а одно из средств, данных в помощь человеку, решившему пересмотреть
свое отношение к Богу, к людям и к собственной жизни.
Священник
также напомнил о важности причастия - особенно в дни Великого поста.
Первые христиане причащались каждое воскресенье. Практика редких
причастий появилась уже в синодальный период истории Российской
империи, а в советские годы практически исчезла для большинства россиян.
Иногда священника спрашивают, верно ли, что во время поста нельзя
веселиться: конечно, время поста отведено для духовной содержательной
жизни, но не для уныния и тоски. Душевный настрой на работу над своей
душой должен идти изнутри - тогда и вопросов, не накажет ли «боженька» за
неуместный смех, будет меньше.
Игумен Марк напомнил также об истории возникновения Прощенного дня.
Сначала
чин прощения возник в жизни христианских монахов в Египте, поделился
отец Марк. Священники хотели усилить подвиг молитвы, и во время поста,
следуя примеру Учителя, по одиночке уходили в пустыню. Назад
возвращались не все - нередко святые отцы погибали в пустыне. Поэтому,
перед тем как уйти в пустынь, монахи прощались друг с другом и просили
прощения: никто не знал, удастся ли вернуться. Со временем традиция
перешла в богослужение всей Церкви.
Кроме того, Церковь вспоминает об
изгнании Адама и Евы из Рая и о последующем прощении их Господом. И,
если Бог простил своим созданиям ту страшную обиду, тот грех, который
они совершили - то и для верующего человека это должно стать примером
правильной жизни: «Бог простит, и я прощаю». Это очень трудно - простить
обиды, но только так можно с чистым сердцем приступить к работе над
собой в дни Великого поста.
Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.