Наступила Димитриевская родительская суббота, один из девяти дней особого поминания усопших. В этот день принято молиться за упокой не только умерших родных, но и всех православных христиан - родственников, друзей, знакомых (вне зависимости от близости), а также тех, за кого некому помолиться. Согласно преданию, история Димитриевской субботы связана с Куликовской битвой. Великий князь Дмитрий Донской посетил Троице-Сергиеву обитель, где получил благословение на сражение от Сергия Радонежского. Восьмого сентября 1380 года русские воины одержали победу над темником Мамаем. После князь вновь вернулся к преподобному Сергию: в Троице-Сергиевой лавре они совершили поминовение павших. Со временем это стало традицией: чтили память не только погибших в Куликовской битве, но и всех усопших православных христиан.
А 120 лет назад, в 1903 году был издан императорский указ о
совершении в этот день в войсковых частях панихиды по воинам, «за веру, царя и отечество на поле брани живот свой положившим».
В народе
Димитриевскую субботу еще называли Дедовой: этот день ассоциировался с
переходом осени к зиме. С Покрова начинали готовиться к холодам:
убирались во дворе и в доме, чинили сломанную утварь. Также вся семья
перед Дедовой субботой обязательно мылась, и после этого оставляли воду и
банный веник для усопших.
Поминать усопших начинали заранее, в
пятницу. На поминальном столе должна быть белая скатерть. На столе
обязательно - блины, кутья, компот и пироги овальной формы, с разными
начинками. Также старались приготовить как можно больше мясных блюд,
например, жаркое и студень, но основным являлась фаршированная свиная
голова. Во время трапезы было принято вспоминать, какими усопшие были
при жизни, а старшее поколение рассказывало младшим историю семьи и
родословную. После со стола все убирали, стлали новую скатерть,
расставляли новые приборы и приглашали усопших.
На следующий день, в
саму Димитриевскую субботу, также проводили поминки. После каждый член
семьи должен был положить по одной ложке каждого блюда в отдельную
тарелку - считалось, это для покойников. Во всем, что касается религиозных дат и отмечаемых событий, у нашего народа вера тесно переплетается с суевериями.
В этот день было принято помогать нищим и
голодающим. Эта традиция сохранилась и сегодня. Кроме того, принято ходить на кладбище, убираться на могилах родственников.
В церковь можно принести пожертвования: фрукты,овощи, хлеб, муку для
просфор, кагор для литургии, свечи и масло для лампад. Строго запрещено
приносить мясо и крепкий алкоголь.
Помолиться за усопших можно и
на кладбище, и дома. Для этого зачитывают общую молитву или молитву об
умерших родителях. Чтобы было проще произносить имена в молитве, их
можно зачитывать по помяннику - книжечке, где указаны имена как живых,
так и усопших. Семейный помянник позволяет молиться за многие поколения
своей родословной.
Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.