маленькая Сызрань - о Сызрани

https://www.syzran-small.ru/pages-958
Распечатать

Посёлок Композиторов: на земле - мажор, а в быту - минор



Проясним сразу: сей поселок никакого исторического отношения к славной гильдии композиторов не имеет: никто из знаменитостей, по чьим фамилиям поименованы улицы - Мусоргский, Глинка, Чайковский или Римский-Корсаков - здесь, да и вообще в Сызрани, не рождался (не женился, не творил), более того, в самом местечке даже музыкальной школы сроду не водилось. Разве что одно время тут активно селились цыгане, народ, как известно, к лире склонный, но к тому времени поселок уже имел свое прозвание. Просто взбреднула фантазия местных чиновников в направлении «Могучей кучки», и улицы в новом поселении зазвучали таким вот образом, подобно тому, как на Монастырской Горе «поселились» космонавты...

Району, о котором мы сегодня рассказываем, всего-то несколько десятилетий от роду, и он представляет из себя сплошь частный сектор. Необычно чистый, опрятный и ухоженный для Сызрани, поселок Композиторов притулился на отшибе у города, аж за улицей Декабристов. Другая его особенность - полное отсутствие социальной инфраструктуры, если не считать оной единственного (деревенского по ассортименту, но с «зубастыми» городскими ценами) магазинчика на автобусной остановке.


Начинали с колышка...

Чем уникален наш народ, так это непрошибаемым сознанием того, что всегда может быть хуже, чем сейчас. Нашим людям ведь есть с чем сравнивать! Потому, наверное, старожилы поселка Композиторов - начинающие и активные пенсионеры, те, кто как раз и строился здесь в 60 годы прошлого века, принадлежат к неисправимому племени оптимистов.

Такова бывший учитель начальных классов школы N12 Антонина Максимовна Шокурова. Окна ее дома N25 (одного из первых здешних строений) по улице Чайковского выходят на автобусную остановку. Она направляется в палисадник с саженцами роз и охотно пускается в воспоминания:

- Три зимы, вплоть до 1962 года, мы жили при керосиновых лампах, а готовили на примусах. За водой ходили через линию на Бородинский переулок - летом с коромыслами, зимой возили санки с флягами. К автобусной остановке («103-й» останавливался у Батрацких кладбищ) грязь месили через пашню, где сейчас дачи. А тогда тут ячмень да пшеницу сеяли. Бывало, в городе уже в туфельках ходят, а мы - в резиновых сапогах топаем до асфальта. Потом прячем их в сумку (кто и в кустах оставлял до возвращения) и переобуваемся в туфельки, чтобы быть, как городские! Человек ко всему приспособится!

Три года мы хлопотали, чтобы в поселок электричество провели, к председателю горисполкома ходили на прием, да все без толку. Пока не пригрозили: не пойдем на выборы, не будем голосовать! Верите ли, еще снег стоял - нам машины, экскаваторы пригнали, ямы стали копать под столбы и успели до выборов свет дать! Это теперь всем начхать - пришли люди на избирательный участок или нет...

Потом старожилы подтвердят: так же, к выборам, в поселок Композиторов проводили и воду. До эпохи колонок практически в каждом дворе хозяева вырыли колодцы.

В 1978 случилось другое знаковое событие - к границам поселка протянули асфальт, так что резиновые сапоги остались для внутреннего, местечкового, пользования. Магистрали природного газа «к композиторам» пришли только в 21 веке.

Надежда Алексеевна Шевякова не нарадуется:

- Первую зиму как с газом жили! Очень довольны. Отопление и плита в месяцы холодов встали нам в три тысячи рублей.

Тамара Дмитриевна Верман с улицы Римского-Корсакова считает, что неподъемные расходы одолела только благодаря мужу, что пчеловодством занимается.

Лидия Васильевна Воробьёва с улицы Мусоргского, 34 (представляется журналистам как начинающая пенсионерка) провела в дом голубое топливо в кредит:

- А мне два месяца долги выплачивать! Придется еще поездить на работу в деповскую столовую, так и расплачусь...

Увы, оптимизм соседок не всем по возрасту и по карману. Бабушка, что «выгуливает» внучку-дошкольницу, сетует:

- Мы до сих пор без газа обходимся - ну неоткуда нам 70 тысяч рублей взять!


Четыре сотки счастья

Нарезать участки под жилищное строительство на месте сельскохозяйственных угодий начали в середине прошлого века, когда квартирный вопрос стоял достаточно остро. Селились кучно, как бы «по ведомственным кварталам»: железнодорожники (многие дома возводили из списанных шпал), работники комбайнового завода, водители... Отсюда, наверное, и особая соседская сплоченность.

Ныне не понять, из каких соображений крохоборничали власти, отводя на семью по четыре сотки в районе, где хозяевам по самой географии поселка предстояло соединить городской и деревенский образы жизни. Боялись частнособственнических настроений? Или как бы своим горбом не разбогатели представители пролетариата во внерабочее время? Вот уж точно не получится сделать это на таком клочке земли, где надо и дом поставить, баньку, сараюшку какую-никакую пристроить, огород разбить, для колодца место определить... Понятно поэтому, когда в палисадничке вместо привычных ирисов и сирени здесь выращивают свеклу.

Другая загадка: почему под поселок отвели площади ближе к железнодорожной линии, а не к трассе? Якобы берегли место получше для строительства завода, а люди... Когда это в нашем государстве об их бытовых удобствах пеклись?

Валентина Алексеевна Фомина с улицы Мусоргского смеется:

- Видать, сюда, в не угодье, в болото, нас поселили... за непочтение родителей.

Закончилось дело тем, что производства нового не построили (чему поселковые только рады - воздух чище!), а былые пашни отдали под дачные участки.


К огороду – поближе, от кризиса – подальше

Понятное дело, те, кто селился здесь, «вдали от жизни городской», рассчитывали прежде всего на свои руки да на хозяйскую жилку. Вне зависимости от места работы и социального статуса, лаборант или складской работник «Сельмаша», железнодорожник или школьный учитель держали кур, уток, гусей, индюшек, хрюшек и коров, а кто-то и семей по 30 пчел.

Николай Владимирович Кулемин 18 лет назад купил дом в поселке Композиторов. Выбирал этот образ жизни сознательно:

- Из тех соображений, чтобы к земле ближе. Ведь посмотрите: все дачи разорили, разворовали. Сколько люди в милицию заявляли, да толку нет, не хотят приструнить жуликов да ворье. Больно глядеть: такой кризис идет, дали бы людям возможность пережить его на земле - чтобы растили мы все на дачах, и не было бы такой дороговизны...

А пока хозяйством только и можно что при доме заниматься! Вот и ращу всего понемногу, чтобы на базар не ходить: картошечку, огурчики, помидорку, есть и слива, вишня, груша. Держу для себя козочек.

Одна беда для «новосела» с улицы Тульская: грозятся в поселке Композиторов колонки позакрывать. Но если на улице Чайковского соседи Карташовы и Шокуровы пришли к взаимному согласию и готовы потратиться на центральное водоснабжение, то Николай Владимирович, чей дом стоит на отшибе, остается в недоумении:

- Ну почему я сам и уличную магистраль за свой счет прокладывать должен? Мыслимо ли дело мне сто метров трубы тянуть?


Чтобы жить по-человечески…

Народ в поселке Композиторов не сказать, чтобы требовательный. Здесь люди приучены ценить хорошее. Добрых соседей. Чистый воздух. Отзывчивую на уход землю. Наличие воды в колонке.

Они отмечают любой позитивный штрих своего бытия. Есть устойчивое дневное автобусное сообщение: к «композиторам», кроме «тройки», ходят «37» и «45». Вот ямы засыпали в Гнилом переулке (так здесь называют отрезок поперек улицы Римского-Корсакова).

Опять-таки молодежь стала приезжать не только в гости и малышню на каникулы оставить, но и на постоянное место жительства обустраиваться. Как внучка Федора Семеновича, одного из первых поселенцев. И дети соседки рядом с родителями обосновались... Угловой дом тоже купила молодая семья за 750 тысяч (сейчас обкладывают кирпичом, молодцы!). Осведомленность посельчан друг о друге понятна: все 140 домов с их семействами и живностью - на виду.

А не хватает этим людям такого простого, о чем даже стыдно в 21 веке говорить! Чтобы автобусы ходили сюда и после 19 часов. Дабы можно было без проблем с работы до дома добраться. Чтобы аптечный пункт появился (прежние молодые поселенцы уже шагнули в пенсионный возраст). Чтобы местная лавчонка работала без выходных (а то с учетом транспортных расходов буханка хлеба обойдется аж в сорок рублей!). Ну и немного порядка: чтобы на автобусной остановке водители перестали мусор выбрасывать, а милиция с торговцами наркотой разобралась. Сказать адреса, где зелье продают? Да вы в любой дом зайдите, господин участковый, вам и покажут, и расскажут, уж коль даже с заезжими журналистами информацией поделились!

А пока эти люди в силах держать мотыгу и возделывать свои огородики да палисаднички, им беды акул мирового бизнеса не страшны. Другое дело, сделать так, чтобы в Сызрани за бумажку, разрешающую воду в дом проводить, не шесть тысяч рублей запрашивали, а подешевле. С учетом реалий жизни...


Ольга Чугай
ВВС №21
23 мая 2009
| 26.05.2009 21:52