маленькая Сызрань - о Сызрани

https://www.syzran-small.ru/pages-4988
Распечатать

Имя собственное: Алиса Манахова



Алисе (Александре) Манаховой 20 лет, и она - увлеченный и убежденный фольклорист: девушка не только исполняет этнические песни, но и самостоятельно собирает их по деревням. Главное в ее истории – это огонь в глазах и любовь к своему делу. Она рассказала, как вопреки всему не растерять энтузиазм, как затеять движ в родном городе и не прогореть и почему быть второй Пелагеей – так себе мечта.

Как ты увлеклась фольклором и поняла, что это – твоё?


В пятом классе мне дали путевку в «Циолковский» за отличную учебу, там я познакомилась с Андреем Давыдовым – он преподавал этническую музыку, рассказывал, чем Самарская область отличается от других областей в этом плане. Меня тема заинтересовала, и вот интересует до сих пор.

Сейчас мне 20 лет, я учусь в Колледже искусств и культуры имени Ольги Николаевны Носцовой в Сызрани. Я нашла педагога, который разделяет мою страсть к фольклору, помогает развиваться. В Сызрани фольклора немного, часто его и с народной песней путают. Народники – это прекрасная Людмила Зыкина, например. А я исполняю неавторскую песню: фольклор – это наши прадедушки и прабабушки, это то, что создал и спел народ.

Вместе с Самарским Центром русской культуры мы ездим по деревням, собираем фольклорный материал. Я записываю в нотки и исполняю.


Как проходят такие экспедиции?

Например, прошедшим летом были в Безенчукском районе, объехали 51 село всего за неделю. Нам выделили в Екатериновке дом молодежи, мы там спали на матрасах: утром рано-рано вставали, кушали и ехали на целый день расспрашивать, записывать. Вечером приезжали – скидывали информацию на комп, а утром снова за дело.

Администрация помогла, выделила под проект определенные сёла, подсказала, где можно поискать. Но это организационный момент, важнее – найти подход к бабушкам и дедушкам: с порога кто-то нас боялся, родственники помладше здорово напрягались. А мы сразу объясняли, что мы студенты, изучаем фольклор и хотим его сохранить. Хорошо, что народ у нас доброжелательный – люди в большинстве случаев шли навстречу.

По-хорошему надо заселяться в одно село где-то на месяц, чтобы углубиться. Самарская область же многонациональная – за день, за неделю ты много не узнаешь. Будет возможность на месяц «засесть» - обязательно поеду. Упускать шанс нельзя: наши бабушки и дедушки умирают, и фольклор умирает вместе с ними.

К тому же, в такие экспедиции с улицы не попадешь – ищут людей знающих. Меня знали заочно и пригласили: посмотрели портфолио и взяли с собой, потому что я не просто исполнитель, я правда разбираюсь в фольклоре и хочу разбираться дальше, серьезнее.

Ты сама сказала, что в Сызрани фольклора немного – почему ты осталась именно там?

Я патриот. Патриот и Сызрани, и Самары, и Самарской области. Лучше, чем в моем колледже, мне бы не дали образование: я нашла педагога, который меня ведет, который меня поддерживает. Сызрань нужно развивать, Самару нужно развивать. Люди уезжают, огромнейших талантов тоже мало. Пока я здесь, надо что-то менять.

Чем ты еще занимаешься в Сызрани?


Студсовет, КВН, флешмобы. Последний флешмоб был про Сызранский кремль – он один из немногих в России, который сохранился в приличном состоянии. Еще я – доброволец: наша волонтерская команда ездит в дома престарелых, в детдома, по школам, по реабилитационным центрам. То есть я собираю людей, мы готовим концертную программу и едем с ней выступать. Наш курс создал в колледже первую команду КВН. Студенческий совет – по сути наша инициатива.




Много ли в Сызрани таких активистов, как ты?

Мало людей, которые заинтересованы в продвижении города. Конечно, я думаю о том, что сейчас выступлю и выделюсь. Но это плюсик городу тоже: всегда, куда бы я ни приезжала, говорю, что я в первую очередь из Сызрани, а потом уже из Самарской области. Иногда люди даже слова «Сызрань» не знают. На федеральном этапе «Студента Года» по ошибке сказали, что я из Саратовской области, - я вскочила и поправила ведущего.

Тебя в твоей активности поддерживают или наоборот?


Я вышла из музыкальной семьи: родители сначала удивились тяге именно к фольклору, но поняли её. Колледж тоже поддерживает. Но есть люди, которых я раздражаю.

Не раз слышала от посторонних, что моя любовь к фольклору – это выпендреж. Что пытаюсь выделиться и быть не как все. Мне много раз говорили: «Ты везде, так нельзя – нужно развиваться в чем-то одном. Если ты в фольклоре, то будь в фольклоре, а не участвуй в «Мисс Сызрань». А я другой человек. Я хочу быть везде. И не считаю, что должна слушать один фольклор – слушаю и рэп, и рок. Да, я люблю русский народный костюм, но бью себе татухи и заплетаю дреды.

Дреды и тату у фольклористки. Это тоже тема для обсуждения?

Больше скажу: это самая страшная тема – я с нее горю. Чаще всего мне что-то про внешность высказывают люди, далекие от музыки и уж тем более от музыки этнической. Люди из моей сферы никогда ничего такого не скажут: им все равно, как ты выглядишь, если ты по-настоящему любишь свое дело и разбираешься в нем.

Еще страшнее и страннее, что люди удивляются костюмам. Я часто устраиваю флешмобы в Сызрани, хожу по улицам и пою. Прохожие не в курсе, русский ли на мне костюм, костюм ли это вообще, к чему он относится. Последний раз, когда была одета в белгородский костюм, ко мне подъехала машина. Открылось окно, прозвучал вопрос: «А ты почему в украинском костюме стоишь?» У меня загорелось, стала объяснять, что и к чему. В разговоре выяснилось, что они сами украинцы.

Получается, что многие не знают корней, не знают истоков, но на мой внешний вид почему-то могут сказать, что со мной что-то не так.




Тебя когда-нибудь накрывало отчаяние: ты делаешь, делаешь, а вокруг ничего особо не меняется – люди все также не знают?

Я понимаю, что одна ничего глобально не изменю. Но бездействовать не могу. Раньше много кричала и спорила с людьми, доказывала им что-то. С родителями в том числе – они-то у меня академической музыкой занимаются, а я врубала бабушку и доказывала, что только фольклор - и есть то самое, настоящее. С возрастом оно уходит: сейчас я окружила себя теми, кто понимает и принимает мои интересы. У меня есть подруга-пианистка, чистый «академ», но она настолько со мной дружит, что во всем «моем» шарит. Она к тому же армянка,и ее мама говорит, что дочь знает больше русскую культуру, чем армянскую.

Но да, руки иногда опускаются, когда вижу, как мои ровесники ничем не интересуются. Какой там фольклор. С другой стороны, человек не хочет развиваться – не будет. Навязывать нет смысла. Выбор у всех свой, находиться рядом с людьми, которым ничего не надо, я не хочу.

От окружения многое зависит. Каждый первый, каждый второй в Сызрани – человек, связанный с искусством. Но этот «каждый» не в искусстве. Подойдешь к случайному человеку, спросишь, играет ли он на чем-нибудь. Играет на гитаре, сам научился. А дальше оно никуда не пошло – не хватило сил и желания развивать навык во что-то стоящее.

Чего тебе сейчас не хватает, а чего в избытке для развития?

Средств не хватает. Один костюм стоит около 25 тысяч рублей. Зараженных фольклором людей не хватает - особенно в Сызрани. Хотя сейчас мы растем, стараемся людей заинтересовать. Чего у меня в избытке, так это желания и порыва.

Где берешь деньги на своё увлечение?


Родители помогают. Но я и сама зарабатываю: я педагог-вокалист по образованию, даю частные уроки. Недавно в Москву пригласили вебинар провести – до сих пор в шоке от предложения.

До недавних пор выступала с группой «Liffey Folk» – это был скандинавский фолк. Недавно ушла, потому что выросла и стало неинтересно. И в пабах, и на большой сцене выступали – там я тоже зарабатывала деньги.

Кажется, проще перечислить, чем ты не занимаешься. Чем ты не занимаешься?

Сказала бы «спортом», но это не совсем правда. Я отдала два года баскетболу, ушла, потому что руки жалко – я же музыкант. В прошлом году пошла учиться на стюарда, потому что сказали, что будет бесплатный английский. Хватаюсь за любую возможность подучить язык - я немного говорю, хотела пообщаться с носителями. После Чемпионата Мира поняла, что спорт – не мое. Меня поставили работать в зрительскую чашу, для меня это оказалось непосильной задачей, я перевелась работать на досмотр. Там спокойнее, и пиво на голову не льется.




А что дальше? В этом году ты заканчиваешь колледж, куда ты отправишься после него?


Для меня вопрос «Чего я хочу» - сложнейший. С садика грезила «Гнесинкой». Сейчас себя спрашиваю: «Поступлю, закончу, но зачем?» Все думают, что если я не буду второй Пелагеей, то незачем ехать в Москву, но мне нужно совсем другое. Я хочу создать что-то, хочу оставить что-то после себя, а не стать чьей-то копией.

В «Гнесинке» 3 бюджетных места. Амбиции и талант у меня есть – я попытаюсь. Не получится – это точно не станет концом света. Останусь в Самаре, тем более что Самару очень уважаю – особенно после «Студента Года». Почти вся самарская делегация, когда мы поехали на федеральный этап, отнеслась ко мне несерьезно – да и мне эти люди, если честно, не были симпатичны.

Но когда я открыла портфолио, когда посмотрела, сколько эти люди делают, сколько они успевают, я поняла: Самара тащит! Вика Типикина – очень достойная, Никита Сальников 18 конкурсов за полгода прошел… Все они чего-то добились. Когда Денис Литвинов выиграл «Гран-при», я пищала от радости. Самара для меня открылась с новой стороны – таких профессионалов здесь взрастили.

Я точно продолжу заниматься любимым делом и продолжу продвигать свою родину. Если я еду за рубеж, конечно, буду говорить о России! Я не буду вам рассказывать про Францию, я вам расскажу, как я донесла до людей русское слово. И что они пели со мной «Калинку», но пели ее на русском.

Мне в целом не нравится, с чем Россия в других странах ассоциируется. Россия – это не водка и балалайка, это слово и песня. Вот это нужно нести в массы.

А моя Сызрань всегда со мной. У нас есть говор. Когда ты стараешься говорить чисто, он не сильно выделяется. Но в самый неподходящий момент – он тут как тут, и никуда не денется.

Напоследок – есть люди, которые тащат. Есть люди, которые сидят ровно и хоронят свой талант. Что бы ты сказала таким людям?

Я бы пожелала счастья таким людям. Людей, которые отказались от мечты, жалко. Дай бог, чтобы они прожили спокойную и здоровую жизнь, которая их устроит. У нас в колледже полно людей, которые произвели бы фурор, но они не шевелятся. С другой стороны, зато мне надо приложить минимум усилий, чтобы выделиться. И это я тоже понимаю. Я счастлива, что я на сцене. Они счастливы сидеть на диване – что уж теперь.

В конце концов, мало кто может сказать, что он – счастливый человек.

Ты – счастливый человек?

Абсолютно. Есть люди, которые существуют, а есть те, которые живут. Вот я – живу.





Самарский Дом молодежи | СДМ


| 06.02.2019 20:30