Анжелика Смирнова: У человека культуры должен быть свой Дом
Житель Сызрани избалован художественными выставками самых разных тематик. В самом деле, не всякий город располагает такими ресурсами и разнообразием предложений.
Зрителей и ценителей изобразительного искусства ждут в частных картинных галереях на улицах Интернациональной, Ульяновской, в пер. Достоевского, Выставочных залах - на улицах Советская и Свердлова, торгового центра «Пассаж»… Есть и вполне официальные выставочные площади школы им. И. Тимошенко, музея краеведения.
И все же в этот раз в доме знаменитого городского головы Мартиниана Чернухина, ныне – Выставочном зале, нас ожидает нечто особенное. «Традиции поколений» - выставка, которая знакомит нас с творчеством уникальной семьи, взрастившей трех художников, педагогов, просто интересно мыслящих личностей. Да-да, Сызрань вновь имеет удовольствие увидеть работы Лидии Арндт-Нагибиной, Анжелики и Екатерины Смирновых. Высокохудожественная соломка, нежная пастель, дерзкая юная графика…
О семейных и географических тайнах
Самая старая фотография в доме хранит секрет. На снимке - 16-летняя девушка, Раиса Максимовна (бабушка Анжелики Смирновой по материнской линии) с мужем и свекровью. В чем же тайна?
Дело в том, что в этой семье все непросто с фамильной историей. Бабушку Раю «взяли в дети» четырех лет от роду чужие люди, когда она потерялась при переселении с Дона. Вроде бы, по хрупким детским воспоминаниям, ее кровный отец был священнослужителем.
Бабушку по отцовской линии тоже удочерили, нашли ребенком в степи.
В семье переплелись татарская, польская, немецкая крови, линии казаков с Дона, Оренбуржья, Сибири, Подмосковья. У родни хранится вроде бы Библия самого Ермака, с коей предки завоевывали Сибирь.
Словом, сплошная путаница, как и с местом рождения наших героинь. Потому как Талды-Курган, откуда родом Лидия Филипповна, в 19 веке знали как русское село Гавриловка, а Казахстан – не что иное, как Казакские земли, которым указом от 1936 года «О русском произношении и письменном обозначении слова «Казакская» сменили букву «к» на «х» и предоставили автономной области статус полно-правной республики.
Но главное в этих семейных и географических тайнах - люди, которые сумели сохранить любовь к России.
Как рождается художник?
Если идти по внешним линиям семейной биографии, то Екатерина Смирнова была «обречена» на художественную долю. Судите сами. Мама Анжелика Георгиевна – выпускница Алма-Атинского художественного училища, Самарской государственной академии культуры и искусств, директор детской художественной школы, теперь - преподаватель колледжа искусств. Но ведь училась в классе с физико-математическим уклоном, ей легко давалась физика, алгебра, геометрия, так что могла, как многие однокашники, поступать в Новосибирск, Омск, Томск по перспективному профилю «точных наук»…
Бабушка Лидия Филипповна Арндт-Нагибина вплоть до ухода на заслуженный отдых работала воспитателем детского сада. Но, уже приехав в Россию, стала преподавать скульптуру в сызранской ДХШ.
Екатерина сразу пошла прямой дорогой: «художка» имени Тимошенко, колледж искусств имени Ольги Носцовой, Самарская академия культуры. Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство - иллюстратор, педагог, бутафор…
И все же есть в этом некоторое предопределение. Хорошо рисовали еще старшие сестры бабушки Валентина и Зинаида, их двоюродные братья. Сама Лидия Филипповна училась в изобразительной студии и хотела поступить в художественное училище, но слишком высока в республике была национальная квота, так что пришлось искать себя на поприще педагогики. Но и в педучилище, и в детском саду было ей, куда излить творческую натуру. В Казахстане изучала с детьми жостовскую, городецкую, хохломскую росписи. В Сызрани работала с природной голубой глиной: дымковская и филимоновская игрушка, гжельский фарфор, традиционная керамика Самарской губернии.
Свое 75-летие Арндт-Нагибина отметила персональной выставкой «Золотая Гринель». В серебряном возрасте открыла для себя соломку. Нашла новое увлечение… в отделении дневного пребывания для пенсионеров Октябрьска, куда пришла восстанавливаться после болезни:
- Я вернулась… в детский сад! (Раньше в этом здании располагалось ДОУ – О.Ч.). Мы пели, рисовали, шили. Нас обучали работать с соломкой.
Чтобы иметь хороший материал, нежную соломку разных оттенков, срезать ее в период молочно-восковой спелости, Лидия Филипповна выращивает в своем огороде овес, ячмень и пшеницу. Потом соломку варят, проглаживают, разрезают, наклеивают, тонируют, переносят на бархат. И рождаются храмы Поволжья, сложные цветочные букеты, национальные узоры… Работы Арндт-Нагибиной пользуются признанием и спросом. Один ценитель заказал у нее 20 картин из соломки! А она, к справедливому возмущению дочери, скромничает:
- Я не могу называть себя художником: у меня же нет профессионального образования!
Дорога домой
Собирались перебираться в теплые края, ростовские земли, где родня. А заехали проездом в Сызрань, потом в Октябрьск – и зацепило. В Казахстане в мае уже все выжжено, а тут в августе – зелень. И Волга, с ее просторами разве сравнится Дон? И потолки в присмотренном доме высокие…
Лидия Филипповна:
- Природа нас зацепила.
Они переехали в Россию в самое тяжелое время - начало 90-х. Связей нет. Работы нет. Денег нет. Молодая мама и профессиональный художник Анжелика Смирнова встала за прилавок, заведовала складом, пока Ольга Носцова, посмотрев ее работы, не предложила место директора детской художественной школы.
- Быть вынужденно вне профессии – это не унижает душу художника?
- Свои первые деньги я заработала… уборщицей, в студентках. И купила себе шикарное зимнее пальто с песцовым воротником!
- А первая задача на профессиональной ниве?
- Сделать эскизы росписи в фойе, двух залах, столовой учебного заведения. Мне было 19, я только-только окончила училище, а по моим эскизам работали члены творческого Союза! Значит, было что-то, что давало мне право быть художником!
- Это звучало гордо?
- Понимаете, в советское время социальный статус этой профессии был очень высок. И первое, что делали, нам прививали чувство профессиональной ответственности. Педагоги внушали: художник – человек, который может осознать и создать красоту в мире, и таких единицы. В каком качестве ты будешь себя реализовывать - оформителя, ювелира, расписывать ткани, эскизы обоев – это уже профиль! Везде можешь себя попробовать.
Я работала над теми эскизами и понимала: создаю для педагогов, уборщиц, учащихся среду, в которой им будет либо комфортно десятки лет, либо они будут ходить и плеваться!
«Мир вокруг нас» и фомы неверующие в Америке
Анжелика Георгиевна 20 лет возглавляла детскую художественную школу, которая носит сейчас имя Ивана Тимошенко. Один из уникальных проектов, который пришел в Сызрань благодаря Смирновой, это «Мир вокруг нас». Идея оказалась жизнеспособной. Вдумайтесь: ежегодно школы искусств и дома культуры города Сызрани показывают картины лауреатов международного фестиваля!
- Этот проект живет уже 17 лет. Я его автор. Изначально это была моя курсовая работа в Самарской академии культуры. Хотелось сделать проект, который бы в то кризисное время закрывал «дыры» в развитии нашей художественной школы. Позволил бы провинциальным детям видеть работы художников больших городов, других регионов, стран, а педагогам – повышать квалификацию непосредственно в Сызрани.
Сейчас этот проект развивается, активно поддерживается международным Союзом педагогов-художников, в котором я состою и представительство которого возглавляю в Самарской области. В него входят педагоги стран СНГ, Китая, Западной Европы. Проект получил статус международного и проводится под знаком и эгидой ЮНЕСКО.
Анжелика Смирнова убеждена, что культура должна быть важнейшим направлением государственной политики. Это мнение вызрело в ней во время визита в США, где она была в составе делегации по обмену опытом и представляла нашу губернию.
- Когда спал первый ажиотаж от знакомства со страной, я была потрясена, что в Штатах искусство, культура, школы, театры, библиотеки не входят в сферу государственной политики! Все содержится на частные пожертвования. Я поняла, что это - государство, которому не нужны умные, культурные люди. Чем глупее население – тем проще им руководить. А умных и культурных они купят «на стороне», когда мы их воспитаем. В американском колледже искусств мы увидели фантастическое оборудование – и ужасный уровень образования. Когда я показала работы наших учеников выпускного класса, заокеанские коллеги сказали, что ребенок не может так рисовать в 15 лет! И я поняла: если мы не сохраним наше образование, то все потеряем!
Свою задачу педагога вижу не в том, чтобы взрастить будущего художника (это нормально, когда ребенок вырастает и выбирает иную профессию), а воспитать человека культуры, способного в принципе создавать, творить, видеть, думать.
О сокровенном
Лидия Арндт-Нагибина:
- Было время, я засобиралась на ПМЖ в Германию. Все там есть: пособия, социальные блага, сытость, прилизанность… Два месяца выдержала. И поняла: хочу домой! Ни одного часа не покаялась, что мы на Волгу приехали. Мы почувствовали себя дома. В русской культуре.
Анжелика Смирнова:
- Если человек вне культуры, то ему везде хорошо. Но он как перекати-поле и дома у него не будет нигде. А дом должен быть! Чтобы было куда возвращаться.
Ольга ЧУГАЙ
Волжские вести в субботу
| 02.10.2017 11:28