Потомки амазонок
Считается, что первым о наших краях написал отец истории Геродот. Он в
конце V века до нашей эры побывал на северном побережье Чёрного моря и
собрал сведения о народах, живших там по соседству с греками. О Среднем
Поволжье Геродот рассказывал: «далее на восток живут фиссагеты –
многочисленное и своеобразное племя. Живут они охотой. В тех же краях
по соседству с ними обитают люди по имени иирки. Они также промышляют
охотой и ловят зверя следующим образом. Охотники подстерегают добычу на
деревьях (ведь по всей их стране густые леса). У каждого охотника
наготове конь, приученный лежать на брюхе, чтобы меньше бросаться в
глаза, и собака. Охотник с дерева стреляет в зверя из лука, а затем
вскакивает на коня и бросается в погоню; собака же бежит за ним…»
Совершенно ясно, что речь идет именно о лесостепи.
А еще за столетие до Геродота некий Аристей жрец бога Аполлона,
совершил путешествие в загадочную страну грифов, стерегущих золото, в
которой большинство ученых склонно видеть современный Урал. О своем
путешествии он написал поэму, дошедшую до наших дней лишь в отрывках,
но позволяющую определить, что маршрут грека лежал именно через Среднее
Поволжье. Правда, в поэме полно небылиц или, если хотите,
художественных преувеличений, вроде одноглазых племен и тому подобных
чудес, но, тем не менее, многое в рассказе жреца подтверждается
археологическими находками.
Прежде всего, это торговый путь, связывавший греческие колонии
Причерноморья и Урал. Он проходил именно через наши места и конечной
целью его были золотые прииски. Оттуда получали ювелиры Ольвии и других
городов металл, из которого изготавливались те самые сокровища скифских
курганов, составляющие гордость многих музейных коллекций. Проследить
этот путь позволили бронзовые зеркала, встречающиеся на всем его
протяжении. Они очень своеобразны и имеют ручки с обязательным
изображением какого-нибудь животного. В Ольвии их изготавливали
специально для продажи соседям-кочевникам. Древний путь шел через
верховья Дона потом по границе степи на Урал. Видимо южнее было опасно.
Подтверждением этого служат и многочисленные укрепления оставшиеся от
той поры. Что вы хотите – на дворе стоял уже железный век, само
название которого стало олицетворением войны и жестокости.
На рубежах II-го и I-го тысячелетий до нашей эры климат в Европе резко
ухудшился. Над северными лесами повисли серые тучи, поливавшие землю
нескончаемыми холодными дождями, а в степи наступила великая сушь.
Выгорали травы, мелели реки. Большая часть населения покинула наши
места, а те, кто остался, вынуждены были приспосабливаться к новым
условиям. В степи основой хозяйства стало коневодство. Лошадь
неприхотлива, зимой может сама добывать корм из под снега. Кроме того,
она очень мобильна и легко перемещается на большие расстояния. Своих
хозяев лошадь снабжает молоком и мясом, а еще дает очень широкие
возможности для поиска другой добычи, как охотничьей, так и военной.
В лесах стало еще трудней. Охота могла прокормить очень ограниченное
число людей, а для даже самого элементарного мотыжного земледелия
требовалось огромное количество усилий. Вот здесь и пришло на помощь
железо. Металл, который перевернул мир.
В чем главное преимущество железа по сравнению с бронзой? Помимо
большей твердости, это еще и повсеместная распространенность.
Месторождения меди, а тем более олова редки, их разработка требует
значительных усилий и большого количества рабочих рук. Это приводило к
тому, что секреты горного дела, контроль над рудниками становились
собственностью целых народов, передававших их из поколения в поколение.
Именно от тех незапамятных времен до нас дошли сказания о
гномах-рудокопах, живущих под землей и накапливающих сокровища. Такой
порядок вещей накладывал специфику на все тогдашние международные
отношения и торговлю. Кто не мог получить свои крохи от богатств
«гномов» просто оказывался на обочине истории, попросту говоря, в
каменном веке.
Железо же распространено повсеместно. Это болотные руды, залегающие в
низинах у озер и в поймах рек. Добыть из них металл и обработать его
может даже один человек. Вот только знания для этого требуются немалые.
Железо – металл капризный, разные примеси сильно изменяют его
потребительские качества. Вот и пришли на смену полумифическим гномам,
кудесники-кузнецы, свято оберегающие тайны ремесла от непосвященных и
имеющие стойкую репутацию колдунов.
Впервые железо научились перерабатывать в Закавказье еще в середине
II-го тысячелетия до нашей эры. Долгое время тайну эту хранило племя
халибов. Само оно давно забыто, а вот его имя благополучно дошло до
наших дней. Им древние римляне называли сталь, а мы сейчас используем в
слове «калибр». Халибов покорили пришельцы с севера хетты, одно из
племен, покинувшее наши приволжские степи. Может таким путем, со
временем, секрет обработки железа добрался до наших мест? Но в начале
первого тысячелетия до нашей эры и лесные, и степные обитатели Среднего
Поволжья уже изготавливали железные изделия.
В лесах Правобережья тогда жили так называемые ахмыловские племена.
Скорее всего, именно их и называл Геродот фиссагетами. Они оставили
после себя множество укрепленных городищ, защищенных валами и рвами и
богатые могильники, в которых часто находят скифские и кавказские
изделия. Основой хозяйства ахмыловцев было скотоводство и охота.
Главной добычей – меха, необходимые для торговли. Это была богатая и
цветущая культура. И… исчезла практически мгновенно.
Что-то страшное случилось в здешних лесах в VI веке до нашей эры.
Основных версий две. Известный казанский археолог Халиков, много лет
исследовавший памятники ахмыловской культуры, обнаружил на их поселении
тектонические трещины, свидетельствующие о произошедшем здесь
катастрофическом землетрясении. Именно это стихийное бедствие он и
считает причиной исчезновения геродотовских фиссагетов. Сам же отец
истории рассказывает о произошедшей в 512 году до нашей эры войне между
скифами и персидским царем Дарием I. Персы переправились через Дунай и
два месяца шли вглубь скифских земель. Тогда отступающие скифы дошли до
земель фиссагетов. Может именно это согнало ахмыловцев с насиженных
мест? Так или иначе они исчезли в одночасье.
На смену им пришли племена с севера с реки Камы. Их археологи называют
ананьинцами. Они очень много внимания уделяли строительству укреплений.
Свои городища аннаньинцы окружали несколькими линиями рвов и валов, а,
самое главное, располагали их по строго продуманной системе. Цепь
крепостей перекрывала проходы из степи и находились на таком расстоянии
друг от друга, чтобы можно было подать сигнал дымом о приближающейся
опасности.
Своих умерших ананьинцы хоронили в простых прямоугольных могилах,
обязательно ногами к реке. Некоторые ученые поэтому относят их к
угорским народам. У тех были поверья, что путь в загробный мир идет по
реке. С мужчинами клали оружие и бронзовые нашейные гривны, с женщинами
– браслеты, кольца, серьги-подвески.
Наши края этот народ обживал обстоятельно. Разводил лошадей, крупный
рогатый скот и свиней, бил в лесах бобра, куницу, медведя, лису и лося.
Рыбачил. Археологи нашли следы древних кузниц и кувшины с зерном, что
предполагает наличие земледелия. Жили эти люди в бревенчатых домах,
которые углубляли на полметра в землю и отапливали очагами,
расположенными посередине. Правда, нашими земляками ахмыловцев и
ананьинцев можно назвать с некоторой натяжкой. Жили они все-таки
немного северней. Там где леса погуще и можно создать плотную систему
заградительных укреплений. Лесостепь была местом слишком опасным и
являлась пограничьем с воинственным кочевым миром.
Ну а что Самарская Лука, спросите вы? Что было на этом острове, укрытом от исторических бурь на самой границе степи и леса?
Здесь жили представители совершенно особой культуры, которую археологи
называют белогорской. Высказываются предположения о ее родстве с
ахмыловцами и ананьинцами, но очень осторожно. Тогда, в первом
тысячелетии до нашей эры на приволжских кручах стояло несколько
мощнейших, практически неприступных городищ. Они найдены возле
современного Жигулевска, у сел Виновка, Подгоры, Жигули. Судя по всему,
здесь не жили, а только прятались от опасности. Да и как можно жить на
вершине более чем 200-метровой горы. Даже просто подняться туда –
нелегкая задача, а уж штурмовать… В основу валов закладывали камень,
сверху насыпали землю. Поблизости не найдено ни жилищ, ни могил.
Очередные загадочные «орлиные гнезда», укрывшиеся в горах.
На городищах найдены лишь осколки сосудов, что неудивительно, если
учесть, что воду нужно было носить по 200-метровой круче. Много костей
животных, в основном лошадей, хотя встречаются и коровы, свиньи, овцы.
А еще нашли стрелу. Трехлучевую, савроматскую… За Волгой начинались
владения кочевников.
Тот же Геродот записал легенду о существовавшем некогда могущественном
народе амазонок, женщин-воительниц. Они вступали в браки со скифами, а
их дети уходили на северо-восток от отцовских владений и селились там.
Так и возник народ савроматов. Были они, как и скифы, кочевниками,
говорили на «испорченном», читай родственном скифском языке. А еще
другой греческий автор Псевдо-Скилак называл их женоуправляемыми. Грек
не врал. Археологи находят много свидетельств того, что женщины у
савроматов занимали высокое социальное положение, становясь и воинами,
и жрицами.
Многие считают савроматов потомками тех самых срубных племен, живших
здесь тысячелетием ранее. Скорее всего, так оно и есть. Очень много
общего и в обычаях, и в погребальном обряде, и, вероятно, в религии.
Своих умерших савроматы хоронили в курганах, головой на запад.
Примечательно, что в курганных группах центральное и самое богатое
захоронение обычно женское.
Савроматы были весьма воинственны. По свидетельству Геродота, они
принимали участие в войне скифов с Дарием, причем, в походе принимали
участие и женщины. Историк утверждал, что савроматским девушкам не
разрешали выходить замуж, пока не убьет хотя бы одного врага.
Были савроматы кочевниками, разводили, в основном, лошадей и овец. Не
найдено их поселений. Только курганы. Это про них сказал поэт: «Нет ни
капищ у нас, ни богов, только зыбкие тучи…» Их уделом были вечные
скитания и войны. Не позавидуешь соседям.
В наших краях савроматские курганы обнаружены в Заволжье, в том числе,
довольно далеко на север, недалеко от Тольятти. Найдено, одно
захоронение совсем рядом с нами в селе Комаровка Шигонского района.
Случайные находки попадаются еще ближе. Наконечник стрелы обнаружен
возле самого села Губино.
В погребениях савроматов находят оружие: мечи-акинаки, стрелы. Пятая
часть погребений с оружием - женские. Часто с женщинами клали каменные
жертвенники на ножках, бронзовые зеркала и раковины с румянами и
белилами, а также другими красками. Вероятно, все это употреблялось в
ритуальных целях. Над могилой обычно устраивали огромный костер.
У савроматской культуры очень много общего со скифской. Те же мечи и
кинжалы, с навершием в виде бабочки, особый зооморфный стиль в
искусстве, характеризующийся изображением животных в вычурных позах.
Помните рассказ Аристея о стерегущих золото грифах? Может он и имел в
виду савроматов, любивших изображать фантастических крылатых грифонов и
контролировавших подступы к уральским приискам?
Но об одном обычае, описанном Геродотом, и, наверняка, имевшимся у
савроматов, будет просто грешно умолчать. Грека, привыкшего чинно
ополаскиваться теплой водичкой, поразил обычай скифов разводить в
шалашах огонь, раскаливать в нем камни, а потом раздеваться, поливать
их водой, и при этом хлестаться ветками деревьев. Так что русскую баню
любили еще потомки амазонок.
Сергей Зацаринный
Цикл очерков о досызранской истории нашего края "Вспомни всё"
| 01.01.2008 19:01