маленькая Сызрань - о Сызрани

https://www.syzran-small.ru/pages-668
Распечатать

Страна ариев



Археологи часто называют эту культуру «срубной империей». Действительно, ее размах впечатляет. Вся Восточная Европа от Днестра до Зауралья. На севере она простиралась до берегов Камы, на юге до предгорий Кавказа и впервые объединила жителей степей и лесов. Строго говоря, это была совокупность нескольких культур, которые ученые объединили по некоторым общим для всех чертам, в первую очередь, по погребальному обряду.
Людей тогда хоронили в деревянных срубах, отсюда и название. В большинстве своем это, несомненно, были наследники племен, обитавших здесь ранее. У погребенных все та же поза с согнутыми ногами и лицом обращенным на восход Луны.
Единство обряда говорит о многом. Прежде всего, о том, что все эти, возможно очень разные племена, исповедовали одну религию. Здесь мы можем на время оставить археологию и обратиться к специалистам по древней мифологии.
Речь пойдет о «Ригведе», знаменитом собрании древнеиндийских гимнов, созданных племенами ариев, пришедших в Индостан задолго до нашей эры. Эти воинственные переселенцы-завоеватели, принесшие с собой священный язык санскрит, рассказали о своей далекой родине, прекрасном крае степей, милом сердце дереве березе. Они поклонялись богам-дэвам, которые боролись с другими богами-асурами, верили в божественную силу огня и называли Луну Сомой. Арии готовили в честь ночного светила таинственный напиток, из неведомого растения без листьев, который помогал, вкусившим его, перенестись на время в иные миры.
Там, в Индии, и сохранилась, пусть и в значительно изменившемся за века виде, та религия, которую исповедовали жители нашего края в конце II-тысячелетия до нашей эры. Там мы можем найти объяснение многим событиям, происходившим в незапамятные времена на берегах Волги.
Вернемся к нашим археологам. Они говорят, что эпоха срубной культуры была периодом небывалого расцвета нашего края. Никогда он не был так густо населен, вплоть до сегодняшнего дня. Только на территории Среднего Поволжья известно более 2000 памятников этой культуры. Археологи утверждают, что их не нашли лишь там, где не искали. В наиболее густонаселенных районах поселения тогда располагались через каждый километр, а весь берег реки Усы был сплошь заселен.
Этому демографическому взрыву, видимо, тоже способствовало единство религии. На всей огромной территории от Урала до Днестра и от Камы до Кавказа на пару веков воцарился мир. Благодатные климатические условия позволяли держать много скота, в основном крупного рогатого. Многие ученые утверждают, что именно тогда в обиход широко вошло земледелие, в том числе пахотное. Установили даже, какую породу скота держали тогда. Основу тогдашних стад составляли быки ростом в 125 см в холке и коровы ростом в 117 см. Но, особенно интересными представляются данные о коневодстве. В наших краях разводили, чаще всего, красивых тонконогих лошадей. Это были кони не для работы, а для верховой езды. Именно от них произошли, впоследствии все скаковые породы. Многие ученые вообще утверждают, что лошадь была впервые приручена в наших краях.
Здесь же человечество сделало многие открытия, изменившие всю его жизнь. О боевых колесницах и кавалерии мы уже говорили. Кроме этого, здесь изобрели удила. Но самое главное изобретение наших мест, это то, без чего современному человеку и из дома не выйти – штаны. Именно, появление и развитие верховой езды потребовало и новой формы одежды. Так что, если мы и не родина слонов, то уж родина штанов точно.
Жили люди в полуземлянках. Это были добротные строения, состоявшие из деревянных срубов, вкопанных в землю. Над ними делали кровлю в виде шалаша из бревен. Стык между ними вверху был неплотным и через это отверстие выходил дым от очага. Снизу кровлю поддерживали столбы, сверху прикрывала земля. Такое жилище было тепло и надежно. Внутри, вдоль стен тянулись нары, в середине находился очаг, в сторонке, обычно делали погреб для припасов. Археологам удалось найти один из них, обвалившийся в незапамятные времена и похоронивший под завалом горшки, запасы мяса и рыбы.
В углу больших жилищ делали загоны для скота. Вообще с гигиеной в тогдашних домах было туго. Археологи, расчищающие древние полы во время раскопок, обнаруживают множество обглоданных костей, черепков битой посуды и другого мусора. Но не нужно судить строго о наших предках. Жизнь тогда была совсем иной. Большая часть ее протекала на лоне природы, а в жилище человек лишь укрывался от непогоды. Отсюда и совсем иное мировоззрение и, недоступное нам, ощущение единения с природой.
Кстати, археологи находят и довольно большие здания, площадью более ста квадратных метров. Видимо, они служили для каких-то общественных целей. Одно из них найдено совсем недалеко от Тольятти. А в окрестностях Сызрани сохранилось множество курганов. Те из них, которые исследованы, относятся именно к срубной культуре.
Два кургана археологи раскопали прямо на окраине города, недалеко от села Уваровка. Были они не очень велики и за прошедшие века изрядно распаханы и изрыты сурчиными норами. Грызуны разрушили и сами погребения.
В одном кургане был похоронен мужчина лет 45-50. Вместе с ним находились два глиняных сосуда, а дно могилы было заботливо выстелено древесной корой. Здесь же был обнаружен череп лошади. Увы, все было так перекопано сурками, что восстановить первоначальный вид погребения невозможно.
Во втором кургане было три могилы. В одной лежали останки очень молодого человека, тело которого перед погребением было сожжено и лишь затем похоронено. С ним положили крохотную бронзовую чашечку с остатками краски и шило. Во второй нашли также преданного огню мужчину с кинжалом и пряжкой от пояса. Его могила была обложена мощным деревянным срубом, выстелена древесной корой. В третьей могиле была женщина, но от нее почти ничего не осталось. Археологи отнесли эти курганы к эпохе ранней срубной культуры. Временам Аркаима.
Еще шесть курганов раскопали в местах строительства обводной дороги за «Пластиком». Там обнаружили площадку со следами пышных обрядов. Некогда на ней горели большие костры, и был сооружен жертвенник из черепов животных. В  центральном кургане были похоронены 12 человек, в остальных по одному-два. Особенно интересным оказалось захоронение юноши лет пятнадцати. Он имел при себе таинственный жезл с навершием из кости. При этом у скелета отсутствовали кисти рук, была перебита нога и проломлен череп. Что это? Военные травмы или следы непонятного нам обряда?
Снова обратимся к ведическим мифам. Умерший шел в загробный мир со специальным жезлом-ключом. Назывался он ваджрой. Именно им предстояло открыть ворота в царство смерти. Может, именно его положили с усопшим? Становится даже немного не по себе, когда смотришь на эту вещицу.
Я не зря говорил, что древние смотрели на мир немного иначе. Человек не умирал, он уходил. Уходил в царство смерти к ее властелину Яме. Это грозное имя через века дошло и до нас. Мы им называем просто углубление в земле, начисто забыв первоначальный мистический смысл. Воистину, были правы древние – ничто не исчезает бесследно.
В окрестностях Сызрани еще немало не раскопанных курганов, они ждут своего часа. Многое было утрачено. Один мой знакомый вспоминал, что, когда копал яму в своем дворе на Батрацких Выселках, находил какой-то бронзовый нож, а известный любитель старины прошлого века Поливанов приводил рассказ о неком человеке в 40-е годы XIX века, раскопавшем курган возле Костычей. Там было найдено погребение женщины с браслетом на руке. Куда потом девался этот «археолог» и его находки неизвестно. Наша же задача более трепетно относиться к тому, что еще сохранилось. Не нужно лениться сообщать в музей о всех интересных и необычных находках. Благо, земляные работы сейчас ведутся на каждом углу.
Дошедшие же до нас данные свидетельствуют о стабильной и спокойной жизни во времена срубной культуры. В могилы перестают класть оружие, не строят укреплений, а, самое главное, упрощается погребальный обряд. Исчезают пышные жертвоприношения, с покойником ставят лишь два обязательных горшка у головы и в ногах. Все говорит о том, что некая новая религия овладевает умами людей, и религия эта все больше внимания уделяет духовной стороне веры, отказываясь от излишеств древнего язычества.
Имя ее легко угадывается – зороастризм. В священной книге Авеста, созданной по преданию пророком Заратустрой, наши края называются Арианам Вайджа – страна ариев. Граница ее приходилась как раз на Самарскую Луку, здесь начинались владения дэвов. Авеста сохранила рассказ о войнах, которые вели разные племена ариев, туров, хьона, верившие в одних и тех же богов, но поклонявшихся им по-разному. В конечном итоге победили те, кто верховным божеством избрал солнечного Митру – небесного колесничего. Кстати, и мы с вами ежегодно отмечаем праздник в его честь. Это Рождество Христово. Когда в IV веке христианство стало в Римской империи государственной религией, встал вопрос о праздновании дня рождения Спасителя Мира. Но за годы гонений сведения о точной его дате были утрачены. Вот и решили отмечать Рождество во время одного из самых популярных тогдашних праздников дня Митры. Так дата и прижилась.
Но зороастризм победил не везде. Бог колесничих оказался бессилен в лесах. Здесь, судя по всему, так и остались верны древним дэвам, которых новая вера объявила злобными демонами. Великая «срубная империя» окончательно распалась. Бывшим единоверцам становилось тесно на приволжских просторах.
В это же время начинается засуха. Теперь уже не хватало травы, чтобы прокормить огромные стада и скотоводам приходилось переходить на кочевую жизнь. Некогда многолюдные поселки срубников пустеют, а жители лесной полосы забираются поглубже в чащу, подальше от степей, где хозяйничали теперь люди, поклоняющиеся Митре и асурам. Для них бывшие единоверцы стали дьяволопоклонниками.
Те же, кто остался жить на старом месте, обнесли свои поселения валами. Так поступили жители поселка на реке Сускан, того самого, где были найдены большие здания неизвестного назначения. Может, потому и не ушли, а стали защищаться, что это был какой-то религиозный и культовый центр? Гадать можно сколько угодно.
В самом начале I-тысячелетия до новой эры наш край был малолюдным. Кочевники, последователи Заратустры ушли на юг. Там они создали новую страну ариев – Иран. Оставшиеся уже не строили курганов, жили тихо в своих поселках в долинах рек. В двух километрах от нынешних Шигон обосновались так называемые «сусканцы». Они изготавливали посуду очень необычной формы, в виде перевернутых колоколов, очень напоминавшую чаши Передней Азии. О происхождении этих людей спорят, но данных как всегда, очень мало. Во всяком случае, Сызрань очень четко попадает в ареал этой культуры, простиравшейся по правому берегу Волги до Хвалынска. Эти люди уже хоронили своих умерших головой на юго-восток. Туда, откуда встает солнце. На их поселениях  не обнаружены следы металлургического производства, видимо, они уже только покупали готовые изделия.
Потом в приволжские леса пришли переселенцы с Урала. Жили в прилегающих степях и кочевники, но очень немногочисленные. От былого многолюдства и великолепия не оставалось и следа.
Местные жители потихоньку стали возвращаться в каменный век. Бронзу они использовали только для украшений, а орудия труда стали делать, по старинке, из кремня. Для охоты и хозяйства этого хватало, а воевать, видимо, было не за что.
Так и закончился в нашем крае бронзовый век, пожалуй, самое блистательное время в здешней истории.

Сергей Зацаринный
Цикл очерков о досызранской истории нашего края "Вспомни всё"

| 01.01.2008 19:01