Слабоалкогольная трагедия: кто виноват в смертях от опасного сидра
Громкая тема последних дней – массовое отравление суррогатным алкоголем, которое скорее можно сравнить с массовым убийством. Напиток под названием «Мистер Сидр» лишил жизни свыше 30 человек. Более 100 попали в больницы с тяжелейшим отравлением. Корреспондент «Известий» Иван Литомин провел собственное расследование и пришел к неутешительному выводу – подобная история может повториться где угодно и в любой момент. Эксклюзивные кадры. Съемочная группа «Известий» – на том самом заводе, где производили сидр, после отравления которым скончались 33 человека.
Пивоварня на Гаражной улице в Самаре – небольшая, однако способна выдавать в день сотни литров самых различных напитков. Огромные установки, цистерны, мешки с солодом и 50-литровые пластиковые кеги. Во дворе завода – знакомые теперь на всю страну этикетки «Мистер Сидр».
О массовом отравлении стало известно в ночь на 5 июня – в ульяновскую больницу привезли первых пострадавших. В Самаре к тому моменту уже были погибшие. Нижний Новгород, Пенза, Удмуртия, Курган, Рязань и даже Крым – партия смертельно опасного сидра разошлась по всей стране.
«Мистер Сидр», «Кураж на пляже». Вот в таких кегах продавался сидр. В целом вот это как раз и есть одна из последних партий той самой отравы. Хранится здесь во дворе», – рассказал корреспондент.
Сотрудники предприятия говорят: качество и объемы выпускаемой продукции, по сути, никто не контролировал.
«Обычно должен быть технолог на таком производстве», – говорит охранник Михаил.
«Мистер Сидр» продавался только на разлив. Татьяна Жданова – невестка погибшей из Новокуйбышевска – рассказывает: три бутылки "Голубой лагуны" были куплены в магазине по соседству.
«Я вижу то, что мама лежит на кровати, у нее пена изо рта. Я отвожу детей, чтобы они этого всего не видели», – рассказывает Татьяна Жданова, невестка погибшей.
Подозрения на алкоголь пали не сразу. Однако когда эксперты-криминалисты увидели в квартире ярко-голубую жидкость, то почти не сомневались – это и есть причина смерти людей.
«Он когда начинает их паковать, я говорю: «Вы понимаете, что вот этот алкоголь продается в магазине?» Криминалист просто в шоке: «Действительно купили? В магазине? Так это же на вид незамерзайка», – говорит Дарья Жуковская, родственница погибшей.
Поволжские полицейские сразу начали проверки. Производства сидра и пивных напитков закрывали одно за другим.
«Здесь тоже все это хранится вот в таких вот кегах. Пивной напиток «Фейхоа». Ну а вот там было непосредственно производство этого самого напитка", – рассказывает журналист.
И снова – бутылки, кеги, канистры. Все ингредиенты – под рукой.
«Сейчас мы выльем, посмотрим, что это. Это какой-то концентрат-ароматизатор», – продолжил корреспондент.
Тюбики, цветные жидкости, мешок с белым порошком, и вот они – белые канистры, предположительно, со спиртом. Но с каким именно? Пищевым, этиловым, или техническим, метиловым, может определить только экспертиза.
Источник происхождения этого спирта – еще предстоит установить. В Самаре купить его оказалось несложно. Вот 20 точно таких же белых канистр и еще пару бочек по 200 литров нам предлагают в промзоне на окраине города за 70 тысяч рублей.
Это уже обычный гараж и еще три десятка канистр за 15 тысяч рублей. Никаких сопроводительных документов, конечно же, нет.
Подобная реализация вне закона. В том смысле, что никак не регулируется и не регламентируется: продавай и покупай – никто и слова не скажет.
«Технический спирт, он существенно дешевле, и очень часто возникает желание сэкономить. Берут небольшую партию – нормально, побольше – хорошо. Потом расслабляются, закупают очень много и где-то получается с браком», – объяснил доктор медицинских наук Василий Шуров.
Возможно, теперь оборот метилового спирта возьмут под жесткий контроль. Соответствующий закон может быть принят в ближайшее время. Как минимум это сократит число смертельных случаев. Хотя в Самаре не спас бы даже строгий надзор. Метанол, который попал в сидр, был украден со склада полиции. Еще в 2012 году шесть тонн жидкости изъяли и все это время хранили как вещдок, пока, как считает следствие, сержант Гребенкин не помог их украсть. Затем спирт по дешевке продали производителю сидра Анару Гусейнову. Судя по данным СПАРК, бенефициару компании "Анди". Сейчас он арестован. Сержант Гребенкин – тоже.
Пиво и сидр – выгодная производственная ниша. Выпускать напитки несложно, контроль – минимальный.
«Акциз на слабоалкогольные коктейли – 34–35 рублей на литр. Акциз на пивной напиток, под именем которого выпускался в оборот, – 25 рублей. Девять рублей на литр – это существенная разница. Это и служило экономическим мотивом», – говорит независимый эксперт алкогольного рынка Алексей Небольсин.
С апреля в России ввели дополнительную маркировку – бутылки и кеги должны иметь QR-код. С его помощью можно установить происхождение каждого литра напитка. Это должно защитить потребителя. Но вот все на том же складе в Самаре мы нашли этикетки с QR-кодами, уже внесенными в официальную базу.
«Негазированный напиток пивной осветленный», – говорит корреспондент.
Почему так произошло – тоже выясняет полиция.
Конечной точкой продукции подобных мини-заводов становятся так называемые «наливайки». Их сотни по всей стране на первых этажах жилых домов.
«Сейчас этих документов у меня здесь нет», – говорит продавец одной из «наливаек».
У продавца должны быть лицензия и сопроводительные документы на алкоголь. Но в Самаре об этом, похоже, не знают. Мы посетили с десяток заведений. Раз за разом мы вызывали полицейских туда, где не нашлось накладных на товар.
Рейды по сомнительным заведениям прошли по всей стране – Екатеринбург, Пермь, Пенза, Подмосковье. Но проверки эти начались уже после гибели 33 человек.
«Мы будем ходатайствовать об отмене моратория в проверках розницы. Повторяю, розницы. То есть брать с полки без шума образцы, отдавать их в лабораторию», – говорит независимый эксперт алкогольного рынка Алексей Небольсин.
Рынок алкогольной продукции – это 13,5 миллиарда литров в год, восемь из которых – пиво, сидры и слабоалкогольные коктейли.
«Эта продукция на сегодняшний день вообще не маркируется акцизными марками», – говорит кандидат экономических наук Максим Черниговский.
Чем и пользуются такие предприниматели, как Гусейнов. Произведенный на его заводе смертельно опасный сидр еще может попасть в розницу. Найти все кеги с отравой пока не удалось.
| 13.06.2023 10:59