«Невеста ещё молода»: что бы это значило? И зачем у девушки-цыганки на шее монета? О красивом старинном обряде
Завтра, 8 апреля во всем мире отмечается Международный день цыган. Одна из главных и интересных национальных традиций народа, который проживает практически во всех населенных пунктах нашей страны, включая Сызрань, - свадебная. Ведь свадьба – одно из важнейших событий в жизни любого человека и свадебные традиции бережно сохраняются из поколения в поколение.
Свадебные обряды разных этнических групп цыган имеют свои местные особенности. Цыгане переняли некоторые черты культуры народов, среди которых жили долгое время. Например, сватовство. Засватать могли совсем еще маленьких детей с договором, что, когда те вырастут, состоится свадьба. Такая договорённость соблюдалась строго. Эта форма заключения брака наблюдалась у русских цыган. Порой цыгане сватали девочку лет 9-10, и, если родители девочки были согласны, то её брали к себе в шатёр, и она жила у них до 13-15 лет, а затем устраивалась свадьба. У кэлдэраров, к примеру, существовал обычай обмена дочерьми-невестами: отдавая дочку замуж, брали сестру жениха в жёны своему сыну.
Иногда невесту воровали. Так случалось, когда у семьи не было денег на свадьбу или уплату выкупа, или, если родители не позволяли юноше и девушке вступить в брак, однако это не приветствовалось в цыганских кругах.
Но свадьбе всегда предшествовал обряд сватовства, который очень интересен. В шатёр невесты приходили родители и родственники юноши; двое из них назывались сватами. Они-то и вели переговоры с родителями невесты. Невеста могла и не знать о приходе сватов, но, если она и узнавала об этом заранее, то всё равно никогда не присутствовала при этом до тех пор, пока её не позовут.
Кэлдэрары обязательно приносили в шатёр невесты плоску — бутылку вина, украшенную лентами и золотыми монетами. Если отец невесты ставил её на стол, значит, здесь готовы были принять сватов. У русских цыган эту роль играло дрэвцэ — ветка дерева, желательно березы, украшенная платком, лентами и денежными купюрами. Чем богаче было дрэвцэ, тем благосклонней были к гостям родители. К крымской цыганке нужно было привести хотя бы двух овец, украшенных цветными лентами и золотом. Кроме того, после договорённости о выкупе за невесту и об условиях свадьбы, на стол ставился заранее испечённый родственницами жениха пирог, закрытый платком. Платок надо сдёрнуть, и потом каждый из присутствующих отламывал по куску пирога. По поверью, тот, кто первый сумел это сделать, счастливо женит своих детей. Этот пирог так и называется — свадебный. Считается хорошим знаком, если каждый, кто отломил кусок от этого пирога, принесёт его своим детям. После этого обряда платится выкуп за невесту.
Родственники жениха всегда старались превратить сватовство в пышное празднество. Так они показывали свой достаток и добивались того, чтобы родителям невесты было неудобно отказать сватам. Отец девушки никогда сразу не давал прямого согласия на брак, обычно он отвечал: «надо подумать», «невеста ещё молода», но, как правило, такой ответ уже означал согласие. Если родители соглашались, то звали невесту и спрашивали о её желании, заранее зная, что дочь не пойдёт против воли отца. У кэлдэраров при этом будущий свекор вешал девушке на шею золотую монету в знак того, что больше никто не должен к ней свататься. В случае, когда детей сватали ещё младенцами, отец мальчика также дарил золотую монету девочке, чтобы она носила её, когда подрастёт.
Иногда сватовство затягивалось надолго — на два-три дня, а то и на неделю. Всё зависело от состоятельности родителей невесты — ведь до тех пор, пока отец не давал согласие на свадьбу дочери, он нёс все расходы. С момента, когда жениху говорили: «Да», тот сам должен был оплачивать угощение гостей во время переговоров об условиях свадьбы. Обычай сватовства сохранился и сейчас.
| 07.04.2022 10:00