«Что меня бесит»: о парковке на газоне, адском графике и реальных зарплатах водителя-курьера
В проекте СМИ «Что меня бесит» представители разных профессий рассказывают об изнанке своей работы. Герой этой публикации - курьер. Он честно признался, почему он ненавидит заказы в новостройки с закрытыми дворами и сколько килограммов приходится тащить на себе, когда не работает лифт, от каких клиентов больше всего головной боли. А еще о том, почему курьеры не приезжают к точному времени и быстро начинают искать другую работу.
«Представляешь фильм «Перевозчик», а попадаешь на адский труд»При знакомстве с вакансией курьера в голову приходят красивые ассоциации из фильма «Перевозчик»: Джейсон Стэйтем на Audi A8… А зарплата до 180 тысяч рублей невероятно манит. Увы, в реальности всё наоборот.
График работы предлагают на выбор: 5/2, 2/2 или в выходные. Новички с энтузиазмом выбирают привычный 5/2, но очень скоро жалеют о своем выборе и берут 2/2. А всё потому, что это огромная физическая и отчасти психологическая нагрузка. За день в среднем придется погрузить-разгрузить до 400 килограммов и всё это на себе донести до двери. Когда возвращаешься домой к полуночи, тебя будет волновать лишь одна мысль: принять горячую ванну, чтобы отдохнули натруженные руки и ноги. И спать, спать, спать.
Как такового обучения для курьеров нет. Есть несколько страниц с типовыми шаблонами взаимодействия с клиентом и выезд в рейс с кем-то из коллег. А ведь курьер — это лицо компании. Ты показываешь результат работы магазина, сборщиков, логистов, доставки. С каждым клиентом нужно общаться минимум дважды: 26 предварительных звонков в день и 26 встреч, приветствий и прощаний. Можно относиться к этому формально, но тогда не будет хороших оценок, а они влияют на премиальную часть.
Обед за рулем, туалет — в кустахНикаких оплачиваемых отпусков или больничных у курьеров нет. Обслуживание автомобиля — полностью на вас.
В описании вакансии читаешь, что ты сам себе выбираешь график: хочешь — работаешь, хочешь — не работаешь. На самом деле график далеко не свободный и очень жесткий. Даже если ты отказался везти невыгодные для тебя заказы, очень устал или вообще без сил — никаких поблажек. Выполняй работу до конца или увольняйся.
Есть время работы с 9 до 21 часа или с 10 до 22 часов, но никогда, никогда вы не закончите работу в указанное время. Обычное время работы — до 22:30, а рекорд последней доставки у меня был в 23:30. При этом в 9 часов нужно быть снова на работе. То есть 13–14-часовой рабочий день — это норма.
И конечно, никакого выделенного времени на обед. Ешь, пей прямо за рулем или в те редкие паузы, пока заказы формируют или маршрут перестраивается. Туалет — обычно в кустах по пути.
У курьеров вся обивка в машине исцарапанаТы приезжаешь к 08:50, отмечаешься в специальном чате, делаешь селфи. Первый рейс: самостоятельно собираешь коробки и пакеты. Все они подписаны, нужно сложить всё на тележки и довезти до автомобиля. Но и здесь бывают накладки: можно перепутать или не взять пакет, сборщик может его не указать, поэтому приходится всё перепроверять по несколько раз.
Укладываешь груз в салон. Кто-то использует ящики, кто-то разгружает и размещает пакеты по своей, удобной ему методике. В любом случае есть неприятное следствие: отделка салона будет исцарапана, включая даже потолок.
Далее смотришь карту маршрута. Если видишь явную нестыковку в логистике, можешь поменять цепочку доставки на свое усмотрение, но это требует согласования с клиентом.
Выходишь в рейс, и поездка начинается со звонков. Ты звонишь клиентам и сообщаешь примерное время прибытия. Лучше озвучивать время с запасом. Во время разговора уточняешь порядок въезда и выезда со двора или номер квартиры и этажа, если они не указаны. Ближе к адресу уже смотришь нумерацию подъездов и то, где вход в подъезд. Нередко бывает, что нумерация обратная или вход с другой стороны улицы, а у тебя 40 килограммов на этот адрес. Поэтому ты делаешь всё, чтобы максимально близко припарковаться к подъезду. Но просчитать всё просто невозможно.
«Паркуюсь на газоне или тротуаре»И тут мы подошли к тем неочевидным и неозвученным сложностям, которые придется преодолевать каждый день. Если в первой половине дня сложностей с этим нет, то после 18 часов у дома припарковаться уже негде. Встаешь на аварийке: на тротуар, на газон, перекрываешь другие автомобили.
Зимой ситуация усугубляется — дворы нечищены, есть накатанная колея-гололед. И если места нет, то ищешь-ищешь, а потом запросто идешь с пакетами 100–200 метров.
Отдельно упомяну новостройки, огороженные заборами. В тех редких случаях, когда у клиента есть возможность удаленно открыть ворота на въезд и выезд, это просто супер, но обычно такой возможности нет. Ты можешь заехать с кем-то, а потом очень долго не выехать. Ты можешь позвонить охране, если указан телефон. Тебя могут не пустить — вплоть до конфликта с угрозой прокола шин при кривой парковке рядом с воротами.
Кроме того, есть часть домов, где просто нет домофонов, а есть просто ключи-таблетки. «Зайдите с кем-нибудь», а выйдите уж сами как-нибудь. Калитки с домофонами не подписаны на популярных навигационных сервисах. Это бывает нечасто, но сильно срывает доставку. А у тех «человейников», где нет закрытого двора, машины стоят друг на друге, и ты неизбежно блокируешь кого-либо.
Вообще аварийка — твой лучший друг и работать будет 50% времени. На этом фоне классические советские хрущевки выглядят просто образцом удобства. И пусть там нет лифта, но доставку ты делаешь гораздо быстрее и комфортнее, без выяснения или поиска подъездных путей.
Отдельно упомяну вечернее время. На него приходится большая часть заявок на доставку: люди пришли с работы и ждут. Тебе дают больше заказов, чем обычно, но есть неприятный момент — темнота. К сожалению, мало освещенных дворов, и из-за этого скорость доставки снижается. В темноте хуже заметны препятствия во дворах, и риск повредить авто тоже увеличивается.
«А дайте промик, вы же опоздали»Некоторые считают, что, указав доставку на определенное время — в 11:15, например — я должен привезти строго в это время. Но ради бога, сервис такого уровня стоит явно не сто рублей. У крупных курьерских служб такая услуга — от тысячи рублей. Это называется «явно завышенные ожидания от сервиса».
Или же курьер опоздал с доставкой, и у него выпрашивают промокод. «Вы же опоздали, дайте промик на будущие мои заказы, я ваш клиент». Ничего, кроме покерфейса, это не вызывает.
«С кем-нибудь пройдите»Отдельная категория клиентов, которым безразлично, как ты доберешься через ворота и два домофона, на которых не работает вызов. «С кем-нибудь пройдите». Некоторые клиенты не выдерживают и могут буквально послать матом при звонке после 23:00. И отдельная категория — истеричные яжематери, у которых ребенок засыпает в 21 час, и если ты не привезешь вовремя, тебя «засудят и уволят». Я нашел подход к таким, но такому не учат. Только практика, опыт и общение.
Курьерская доставка на окраину стоит дешевле таксиБывают заказы по 100+ килограммов на предприятие или в магазин, а отдельного тарифа типа «грузовой» уже нет, и клиенту плевать, как ты дотащишь его груз. Никто не будет встречать или помогать, даже в случае отсутствия нормального близкого подъезда для разгрузки. То есть бывает, что нужно сто метров пронести 100 килограммов.
Но самые неприятные заказы — это дальние. Они просто невыгодны. Ты везешь в одну сторону 30 минут заказ. Едешь по грунтовой дороге, по лужам, грязи и думаешь, почему твоя доставка «до двери» стоит меньше, чем такси.
И таких заказов немало. Например, это клиенты из коттеджных поселков, где нет хороших крупных магазинов, или те, кто отдыхают в своем СНТ и желают приготовить шашлык. Это нормальное желание клиента, но отсутствие тарифной сетки по районам доставки и возможности отказаться от невыгодного заказа делает эту поездку для меня невыгодной.
Отдельно отмечу летний период замены или ремонта лифтового оборудования. Количество заказов в таких домах увеличивается на время ремонта лифта. А это значит, что на 9–12-й этаж ты поднимаешь груз на своих ногах. Нередко заказывают воду. Со временем привыкаешь поднимать по 20 килограммов в каждой руке — 5 литров по 4 штуки.
Редко получается так, что все 6–8 заказов ты развозишь по одному району. Нет и нет.
Сейчас курьерские службы соревнуются за время доставки и сокращают интервалы доставки. Это значит, что вместо того чтобы набрать пул заказов в один район и развезти их спокойно, тебе дают сжатые интервалы и срочные доставки по 2–3 районам города. Только между ними можно ехать 20–30 минут, вот и получаются большие пробеги и в целом снижение количества доставок из-за этих катаний по разным районам.
Обещали больше сотни — получи 47 тысячТруд курьера тяжелый и неблагодарный. Вполне логично ожидать достойной оплаты, но и здесь всё плохо. В среднем за месяц «условно чистыми» выходит 47 127 рублей, а не обещанные в вакансии «до 180 тысяч». Арифметика: 170 рублей за заказ, в среднем 26 заказов в день минус 6% за самозанятость, минус топливо и амортизация автомобиля.
В среднем за день выходит пробег 130 километров с городским расходом в 14 литров на 100 километров при 50 рублях за литр. Минус амортизация авто (масло, шины, ТО). Пусть по самым скромным расчетам это 100 рублей в день и 15 рабочих дней в месяце.
Быть курьером — это абсолютно тупая, выматывающая работа, на которой ты деградируешь. Единственный способ разорвать порочный круг 2/2 — уйти из этой сферы. Очереди из желающих нет, что косвенно доказывает несоответствие заработной платы прилагаемым усилиям и издержкам. Когда энтузиазм иссякает или найдена нормальная работа, человек уходит из этой сферы.
Один-единственный и неочевидный плюс: если ранее вы занимались спортом, то получите прекрасную фигуру, восстановите силу и объем мышц, сбросите лишний вес за пару месяцев.
Фото - Филипп Сапегин E1.ru
| 03.10.2021 13:00