Для защиты города от возможного затопления
В 1968 году в Сызрани завершилось строительство грандиозного гидротехнического сооружения - дамбы. Она предназначалась для защиты города от затопления при разливе Саратовского водохранилища, которое образовалось в результате возведения ГЭС в Балакове.
В связи со строительством плотины в Балакове уровень Волги и ее притоков в районе Сызрани поднялся до отметки 28 метров. А в некоторые периоды - до 31. С созданием Саратовского моря отдельные прилегающие к Волге районы Сызрани, в том числе территории мукомольных предприятий и завода «Сызраньсельмаш», оказались ниже уровня водохранилища, который увеличивается во время дождей и таяния снегов. Для предохранения города от затопления и построили дамбу, систему дренажных устройств, насосных станций. А также создали управление инженерной защиты. На сооружении дамбы, этой махины, работали комплексные хозрасчетные бригады, возглавляемые В. В. Мотявиным и Н. Ф. Ильиным.
Кроме работ по инженерной защите города от влияния Саратовского водохранилища, для улучшения транспортных связей по реке с другими приволжскими городами построили порт с грузовым и пассажирскими причалами.
Земляная дамба длиной 3878 метров, одетая со стороны водохранилища в железобетон, протянулась от железнодорожного моста через реку Сызранку до Октябрьского асфальтового завода.
Институт «Гипрогор» разработал проект детальной планировки благоустроенной набережной. По гребню дамбы проложили асфальтированную дорогу. В районе завода «Шеврохром» намыли обширную площадку для насаждений - будущего приморского парка. Сейчас на этом живописном полуострове расположена спасательная станция. Энтузиасты-гидростроители на общественных началах намыли грунт и для пляжа - будущего летнего места отдыха горожан.
По асфальтированной дамбе планировали пустить автобусный маршрут. Предполагалось сделать эту дорогу к морю, пристани, пляжу самой оживленной. Намечалось установить автопавильоны примерно с такими названиями: «Приморский парк», «Порт», «Набережная», «Пляж», «Элеватор». Архитекторы планировали также строительство культурно-бытовых зданий, ларьков, купален. На речном вокзале подбирали место для ресторана «Чайка». Но не все задуманное удалось осуществить.
Н. СЕРКОВА, заведующая научно-исследовательским отделом краеведческого музея
Волжские вести
| 09.04.2020 14:15