маленькая Сызрань - о Сызрани

https://www.syzran-small.ru/pages-5634
Распечатать

И всё-таки узнал, как воевал отец



Провожая своего сына Павла в армию, фронтовик Ефим Иванович Артамонов дал ему строгий наказ: «Вперед не забегай, далеко не убегай, служи честно и достойно».

И отцовский наказ юноша выполнил: стал отличником боевой и политической подготовки, командиры ставили его в пример другим служащим. Только вот схоронить отца Павлу не довелось. Не отпустили солдата из далекой Германии на Родину. Тогда требовались особое разрешение и целая команда военнослужащих для общей отправки в нашу страну. Это и гложет всю жизнь ветерана МВД Павла Ефимовича Артамонова

- Мой отец был из многодетной семьи, где воспитывалось десять ребятишек, - рассказывает он. - Трудились все от мала до велика. На целую округу были известны своим плотницким ремеслом.

Богачами Артамоновы сроду не были, но хозяйство у них считалось крепким. В одночасье они лишились всего, когда при раскулачивании пришли к ним активисты и угнали со двора всю скотину, вывезли зерно. Остались Артамоновы голыми и нищими. Дед Павла Иван Михайлович нрава был крутого, слыл поборником справедливости. Вот он и поехал искать ее в Москву, к самому Сталину. Понятно, что до вождя его не допустили. Но мужику повезло: попал правдолюб к коменданту кремля, которому нужны были мастеровые, умеющие все делать. Так семейство очутилось в Москве.

- Отец никогда не рассказывал о войне, - вспоминает Павел Ефимович. - Только в бане я видел, как изуродовано шрамами все его тело. Потом случайно узнал, что отец получил более двадцати пулевых и осколочных ранений. А в сорок четвертом году его ударило в ногу. Оторвало пятку, и он остался инвалидом. Так и стоит у меня перед глазами одна и та же картинка: как отец каждое утро бинтует ногу. Запомнил на всю оставшуюся жизнь.

Но Ефим Иванович оказался крепким мужиком и физически, и по духу. После демобилизации закончил курсы бухгалтеров и до пенсии работал по специальности на обувной фабрике. В семейном архиве Артамоновых осталось несколько маленьких фотографий фронтовика.

- Чем дольше живу, тем более терзаюсь мыслями о том, как мало знал о своем отце, - говорит Павел Ефимович. - Только то, что он был сапером, у него были именные наручные часы и медаль «За отвагу». Зато теперь…

Год назад Артамонов занялся поисками фронтовой биографии отца. И вот получил ответ из архива. Ему пришла копия наградного листа на медали «За отвагу». Пожелтевший от времени листок вызвал у Павла Ефимовича какой-то душевный  трепет. Вот что в нем написано:

«Товарищ Артамонов за период Отечественной войны с германским фашизмом проявил себя дисциплинированным, мужественным и умелым командиром, хорошо знающим специальное дело. Среди личного состава роты пользуется большим деловым авторитетом. Поставленные боевые задачи его отделение выполняло в срок и только на хорошо и отлично.

В апреле и мае 1942 года при постройке фронтовой дороги на участке Щечково - Б. Яблоново его отделение и лично сам перевыполнял нормы на 180 %.

В августе и сентябре 1942 года, находясь в составе заградотряда в районе Лутовенка, разминировал лично сам свыше 600 мин.

В декабре 1942 года, при минировании переднего края обороны в районе деревни Росино в 60-80 метрах от противника, лично сам под сильным минометно-пулеметном огнем противника установил свыше 500 мин и сюрпризов.

В феврале 1943 года на строительстве 60-тонного моста для пропуска   танков и тяжелой артиллерии в районе деревни Конюхово через реку ковать товарищ Артамонов руководил бригадой плотников в 26 человек, обеспечивал плотничные работы хорошего качества и перевыполнял нормы выработки с отделением на 180-200 %».

- Теперь я знаю доподлинно, что мой отец был смелым человеком и честно выполнял свой долг перед Родиной, - взволнованно говорит Павел Ефимович. - И я им очень горжусь!

Нина Суглоб
Корреспондент газеты "Волжские вести"

| 22.03.2020 18:01