Что делать, если ваш ребёнок лжёт?
Детская ложь - явление занятное, а порой даже забавное. Мало кто из нас в детстве не рассказывал сверстникам небылиц, щедро сдабривая истории животрепещущими подробностями, добиваясь таким образом внимания, а иногда и признания коллектива.
До трех лет ребенок не особенно отличается мастерством лжи от годовалого. К этому возрасту разве что приобретаются речь, умение ходить, бегать. А задачи те же: поесть, поспать, получить привилегию в виде общения со старшими. Ну и, соответственно, вытеснить своих конкурентов, тоже претендующих на внимание взрослого. Методы не меняются. Это крик, предъявление ложной болезни, увечья: «Ой, вот пальчик уколол, пожалей меня!» Но способности к осознанию уникальности своего «я» у такого ребенка пока нет. Обозначение рубежа - «я - это я, а остальные - это не я» - происходит во время знаменитого кризиса трех лет.
Также в три года малыш начинает осознавать свою смертность, понимает, что он не вечный. У ребенка появляется эгоизм: «Все, что лучшее, - мне, все, что худшее, - не мне», «Я - хороший, другой - плохой». И для достижения этой цели включается генерируемая ложь. «Кто съел конфеты?» - «Это не я, это Вася!» Замечательным примером является мультик, когда девочка съела варенье и свалила все на кошку. Дети делают то, что им выгодно, а то, за что им может попасть и они лишатся каких-то привилегий, благополучно переадресовывают другому персонажу. Это также ложь во спасение, но она уже применяется с логикой и определенной фабулой. И чем старше и умнее становится ребенок, тем динамичнее и сложнее выстраивается данная схема. И приблизительно в таком вот виде детская ложь существует лет до десяти. После чего начинается следующий этап модернизации обмана.
Цель у лжи все та же - избегание негативных последствий и приобретение позитивных эмоций. Меняются механизмы - обман становится интеллектуальным и многоходовым. Появляется инструментальная имитация лжи. Самый примитивный пример - стереть двойку из дневника или трансформировать ее в тройку. Также появляется система вовлечения в ложь третьих персонажей: «Ты скажи, что я с тобой был в это время». Еще один вариант - в таком возрасте дети начинают приписывать своим родителям богатство, а отсутствие у себя дорогих вещей объясняют строгостью, допустим, папы. И это позволяет набирать очки в детском коллективе.
Итак, обманывают все дети. Просто у каждого ребенка в силу его личностных особенностей возникает больше или меньше поводов прибегать ко лжи как к универсальному способу защиты. Есть дети по своей природе и вследствие воспитания аккуратные, дома они ничего такого не делают, ничего не бьют, не рушат и не разрисовывают. Но это совершенно не значит, что не пройдет пары лет и такой ребенок не будет подтирать двойки в дневнике. Навыки лжи есть всегда, не всегда есть поводы. Поэтому одни дети врут чаще, другие - реже.
Если ребенок начал врать, задайтесь вопросами: не слишком ли жестоко вы наказываете его, всегда ли справедливы по отношению к нему? Не заставляете ли защищаться любыми способами?
Если ваш ребенок использует ложь не как средство защиты, а как средство нападения, значит, ситуация вышла из-под контроля. Если вы не уверены, что сможете самостоятельно исправить положение, обратитесь за помощью к психологу.
Старайтесь объяснять детям происходящее. Расскажите им о мотивах поступков окружающих и своих собственных. Если вам не удалось выполнить то, что вы обещали ребенку, обязательно извинитесь перед ним и объясните причины этого невыполнения.
Обманув доверие ребенка, мы не только лишаемся его откровенности, но и рискуем спровоцировать на лживое поведение. Он может отплатить нам той же монетой.
Покажите пример ироничного отношения к некоторым неудачам и происшествиям. Это научит ребенка находить выход из затруднительной ситуации без лжи, но с помощью юмора.
Не злоупотребляйте детским доверием, контролируя каждый шаг ребенка. Взрослые имеют право скрывать что-либо от малышей. Но и дети, независимо от возраста, нуждаются в собственных тайнах. Чем с большей назойливостью мы проявляем интерес к личной жизни наших чад, тем сильнее они вынуждены утаивать и лгать.
Е. ПИЩУГИНА, психолог
ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Западного округа»
Волжские вести
| 15.02.2020 20:18