Александр Клетнов: За облаками всегда светит солнце!
Группа «Беркуты» торжокского Центра боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации - единственная в России вертолетная пилотажная группа. Она же единственная в мире, которая выступает на боевых ударных вертолетах.
Захватывающие, грациозные и отточенные выступления. Каждый, кто видел полеты «Беркутов», не забудет их небесное шоу. Пилоты этих воздушных «акул» - настоящие профессионалы: смелые, с особой выдержкой и мастерством. Казалось бы, они не имеют права на ошибку, ведь от действия каждого члена экипажа зависит судьба всей группы. Только и с профессионалами случаются трагедии. Ведь винтокрылая машина не всегда покорна...
Второго августа 2015 года во время демонстрационных полетов пилотажной группы «Беркуты» на полигоне Дубровичи в Рязанской области вертолет Ми-28 потерпел крушение. Щелчок, отказ, падение, пожар - все произо-шло неожиданно. Цель пилотов - любой ценой отвести неуправляемую технику от зрителей. Мало кто знает, что членом этого экипажа был наш земляк и чем ему пришлось заплатить за ошибку отказавшей техники.
- В 14 лет я решил, что свяжу свою жизнь с авиацией, - вспоминает сызранец Александр Клетнов. - Быть пилотом казалось престижным и даже красивым. Меня завораживали вертолеты в небе. Хотелось узнать, как это - управлять такой техникой. А самое главное - подняться в небо.
Вообще, юный Александр заинтересовался техникой еще в шесть лет. Тогда его увлечением стали автомобили. Нет, не ух ты, какая красивая машинка. Это было нечто большее. Любознательного мальчика интересовало техническое устройство: двигатель, коробка передач, сцепление, подвеска - все автомобильные внутренности. Была найдена даже специализированная литература. Тогда из близких никто и подумать не мог, что парень станет вертолетчиком.
И все же Александр поступил в Сызранское военное вертолетное училище. Прошел отбор без проблем, после чего началась для него непростая, но интересная курсантская жизнь.
- Самым запоминающимся для меня стал первый полет, - признается Александр. - Как сейчас помню, был пасмурный день. Я сижу в кабине. Страха нет. Ощущения непривычные, все кажется непонятным. Потом полет, пробиваем серую облачность, а за ней - солнце. Этот контраст цветов поразил меня, никогда не забуду!
В тот момент Александр влюбился в небо. А оно ему, в свою очередь, невзначай подсказало будущий жизненный девиз.
Первый переломный момент случился на третьем курсе. К сожалению, по семейным обстоятельствам пришлось перевестись из Сызранского вертолетного училища в Челябинский военный авиационный институт штурманов.
- На пятом курсе я узнал, что буду летать на ТУ-22М3. И это меня расстроило. Ну не по душе мне была эта машина, - делится Александр. - Решил, что, используя любые возможности, найду другой вариант. К счастью, узнал, что могу пройти стажировку в Торжке. Учился хорошо, поэтому решил попробоваться в Центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации. Подал документы, и меня взяли. Там я и познакомился с Ми-28.
Александр Клетнов: За облаками всегда светит солнце!
В Торжке Александр после обучения и остался. Руководство заметило молодого и перспективного пилота. За несколько лет службы сызранец дорос от лейтенанта до капитана. От штурмана-оператора до временно исполняющего обязанности штурмана эскадрильи и начальника полигонной службы.
В 2011 году Александр попал в «Беркуты». Тогда 23-летний штурман и не знал, чем это решение обернется для его летной карьеры.
- Я пробовал летать с «Беркутами», еще будучи на переучивании в центре, - рассказывает сызранец. - После того как меня оставили служить в Торжке, ко мне подошел полковник Игорь Бутенко и предложил летать с ним в одном экипаже в составе «Беркутов». Я не знаю, что повлияло на его решение: мои успехи в учебе, а может, это была судьба. Но я не задумываясь согласился.
- Чтобы попасть в эту пилотажную вертолетную группу, нужно иметь особую выдержку, - продолжает Александр. - Всего выступает шесть боевых вертолетов. Интервал между машинами составляет десять на десять метров, между винтами - около 3,5 метра. Нужны спокойствие и натренированность, чтобы точно держать дистанцию. Это не считая других элементов пилотажа. В первое время нервы работают на пределе. Потом привыкаешь - становится легче.
За несколько лет пилотирования Александр стал настоящим профессионалом. Казалось бы, мечты сбываются: без неба и вертолетов сызранец своей жизни уже не представлял. Только вот у жизни были другие планы…
В 12.05 второго августа 2015 года после группового выпуска фейерверка во время выполнения фигуры высшего пилотажа «роспуск» вертолет экипажа полковника Бутенко и старшего лейтенанта Клетнова резко закрутился вокруг своей оси, рухнул на поле в паре километров от трибун со зрителями и загорелся.
- Выступление было в самом разгаре. Нужно сделать уход вправо. Как вдруг мы ощутили удар в хвостовой части, - вспоминает Александр. - Тангаж - 60, скорость - ноль. Нос машины вверху, и нас клонит влево. А спустя несколько секунд вертолет начал падать. Мы быстро оценили ситуацию, сверились по приборам. Стало ясно, что произошел отказ управления рулевым винтом и наш неуправляемый Ми-28 падает. Первая мысль: нужно отвести машину от трибун. Потом сгасить скорость перед жесткой посадкой. Эти боевые вертолеты надежные, мы были уверены, что все сложится благоприятно. Мы не собирались умирать.
После приземления пилоты попытались выбраться из горящей машины.
- Помню все как в тумане, - говорит Александр. - Я пытаюсь выбраться из кабины, потом удар лопастью, контузия. Боли нет, везде дым. Слух вернулся через несколько минут. Я очухался и попытался найти командира, но так и не смог. Пожарные машины, меня укладывают в «скорую». Я все пытаюсь узнать, что с моим командиром. А потом слова: Бутенко погиб…
Игорь Бутенко погиб на земле, его судьбу решила злосчастная лопасть, после того как он уже выбрался из горящей машины. Эта же лопасть попала и по Александру, благо удар оказался слабее, помог и шлем. Экипаж до последней секунды пытался спасти вертолет. Александр до конца со сломанными позвонками пытался спасти Бутенко.
После трагедии с компрессионным переломом трех позвонков в грудном отделе Клетнова немедленно транспортировали с полигона в областную клиническую больницу. Спинной мозг был не задет, у Александра оставались все шансы вернуться к полноценной жизни.
- После операции я несколько дней пробыл в инвалидном кресле и для себя точно решил, что обязательно с него встану. Дома меня ждали беременная жена и маленький сын, - вспоминает Александр. - Я встал на ноги через несколько дней, неделями занимался физическим восстановлением и из больницы ушел уверенно на своих ногах.
После выписки Клетнова пригласили в Кремль и наградили орденом Мужества за проявленный героизм при исполнении служебного долга. Бутенко представили к ордену посмертно…
- Ты бы смог сейчас сесть в вертолет и полететь снова? - спросила супруга Александра, когда тот еще находился в больнице.
И он без тени сомнения ответил: «Да!»
- Я понимал, что летать у меня не получится. Не пропустят по здоровью, - объясняет Клетнов. - Так и произошло. Нужно было строить карьеру заново. Оставаться в Торжке было больно для души. Поэтому на семейном совете решили вернуться в Сызрань. В 2016 году я пришел в СВВАУЛ, обратился к начальнику училища полковнику Александру Александровичу Асанову. Мне предложили учебную должность. Почему бы и не попробовать? Ведь я могу быть полезен и передать знания будущим пилотам. Поначалу чувствовал себя лейтенантом, прибывшим к новому месту службы. Все непонятно, непривычно и порой сложно. Но быстро втянулся. Мне нравится обучать курсантов. Всегда стараюсь привести им больше примеров и рассказать случаев из жизни. В такие моменты у них глаза загораются, и они начинают сыпать вопросами. Значит, интересно, значит, не зря стараюсь.
Два года назад Александр поступил в аспирантуру Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королёва.
- После окончания получу степень кандидата наук, а там и до профессора недалеко, - улыбается сызранец. - Буду строить карьеру на земле. Если уж браться за что-то, то основательно и до конца. Да, моя мечта о небе больше недоступна, но это не повод опускать руки. Я принял ситуацию и переболел. Получил бесценный опыт, летая в одном экипаже с летчиком высшего класса, и чувствую свою ответственность за последующие дела и поступки на земле. С позитивными мыслями стараюсь двигаться дальше!
Наталья СОКОЛОВА
Волжские вести в субботу
| 10.11.2019 20:11