А.Буданов: Если бы не получилось с «Сызранью-2003», то, вероятно, вообще остался бы без клуба
Еще вчера его считали одним из самых перспективных молодых игроков «Крыльев Советов», приглашали в студенческую сборную России и прочили светлое будущее. Сегодня он мыкается в попытках найти себе команду и временно трудоустраивается в скромной «Сызрани-2003», выступающей в третьей по рангу лиге отечественного футбола. Полузащитник Александр Буданов – яркий пример непредсказуемости спортивной карьеры и того, что таланты могут стремительно зажечься и так же быстро уйти в тень. О мытарствах в поисках нового клуба, причинах своего расставания с «Крыльями» и претензиях к их главному тренеру Андрею Кобелеву 21-летний Буданов рассказал в откровенном интервью «СО».
- В «Крыльях Советов» вы подавали большие надежды, но после ухода из самарской команды как-то затерялись. Что случилось?- В декабре 2011 года у меня истек срок действия контракта с «Крыльями», соглашение продлено не было, и я уехал из Самары. Зимой меня пригласила «Волга» из Нижнего Новгорода. Прошел сборы, вроде мной были довольны. На тот момент главный тренер команды Дмитрий Черышев постоянно говорил, что заинтересован во мне, обещал, что будет давать игровое время в основном составе. С руководством «Волги» достаточно быстро нашли компромисс по условиям контракта, но подписание договора по неизвестной причине затягивалось. Буквально за день до окончания трансферного окна, после закрытия которого я бы не смог перейти ни в какую команду, ко мне подошел Черышев: «Слушай, Саша, мы тут решили заключить с тобой контракт не на три года, а на полгода. Так получилось. Но ты не переживай – я на тебя рассчитываю, будешь играть». При этом вместо первоначально обещанной зарплаты мне предложили в два раза меньшую. Выбора у меня просто-напросто не было – или я соглашаюсь, или до лета остаюсь вообще без команды. Ладно, заключил контракт в надежде, что буду выступать за «Волгу» в премьер-лиге. Начинается сезон, а меня непонятно почему отправляют в молодежный состав. Черышев, который буквально вчера уверял меня, что я буду выходить в «основе», ничего не объясняет. В Нижний Новгород приезжает мой агент, спрашивает его: «В чем дело? Вы же говорили, что Буданов будет играть? ». Черышев отвечает: «Так сложилось». Дело доходило до абсурда. Когда в «Волге» были серьезные проблемы с составом, клуб заявлял на матч 16 футболистов вместо 18, выпускал на поле совсем неопытную молодежь, а я, как и еще несколько игроков, сидел не у дел. Казалось, что Черышев нас специально гнобил. В конце мая у меня истек контракт с «Волгой», и я уехал. Клуб, кстати, до сих пор не рассчитался со мной по долгам – там большие задолженности, это касается не только меня, но и где-то еще 15 других футболистов. Вскоре Черышева сменил Гаджи Гаджиев, но на тот момент меня в команде уже не было. Возможно, будь у меня более длительный контракт, смог бы заиграть в «Волге» при новом тренере.
- После «Волги» вы искали новый клуб почти три месяца. Почему так долго?- Да варианты-то были, но каждый раз все как-то не складывалось. Сначала агент договорился о моем просмотре в московском «Торпедо», выступающем в первом дивизионе. Прошел с клубом два сбора, меня все устраивало, команда отличная, тренер Михаил Белов мной доволен, говорит, что вот-вот подпишем контракт, все будет отлично. На одной из тренировок Белов отводит меня в сторону: «Понимаешь, я хочу, чтобы ты остался, а руководство «Торпедо» - нет. Мне говорят, что нам нужны более опытные футболисты». В итоге ушло много времени, большинство клубов уже завершили селекцию, я ни с чем остаюсь. «Торпедо», кстати, никого потом не подписало. В экстренном порядке агент ищет хоть какие-то варианты, чтобы я вообще не остался без клуба. Еду в камышинский «Текстильщик» (второй дивизион), который тренирует в прошлом известный футболист московского «Спартака» Дмитрий Парфенов. И здесь вроде обещают, что контракт подпишем, тренер говорит, что я подхожу команде. В клубе неожиданно меняется руководство, и Парфенов сообщает мне, что новые боссы «Текстильщика» не одобряют мою кандидатуру. Следующий клуб – саратовский «Сокол», тоже из_второго дивизиона. Приезжаю. Провожу в команде две тренировки, которые заключаются в том, что 15 минут бегали, потом футболистам кинули мяч, полчаса играли поперек поля. Уровень организации в клубе никакой. Ко мне никто не подходит, ничего не говорит. Потом моему агенту звонят из «Сокола»: «Буданова не берем, он не проявляет должной самоотдачи». Как они это определили по бегу вокруг поля и двум непонятным тренировкам? Ладно, без сожаления уезжаю из Саратова. Зовут в ярославский «Шинник» - главный тренер команды Юрий Газзаев лично звонил. Проблема была в том, что из-за финансовых проблем клуб не мог заявлять новых игроков, поэтому я бы в Ярославле мог только тренироваться, в ожидании будущей отмены запрета. Уже в конце августа агент сказал, что надо ехать в «Сызрань2003». На этот раз все сложилось нормально. Потренировался, переговорили с руководством, 1 сентября заключили контракт сроком до 31 мая 2013 года. На прошлой неделе дебютировал за новую команду. Если бы не получилось с «Сызранью-2003», то, вероятно, вообще остался бы без клуба.
- Такой небольшой срок соглашения – ваше желание?- Обоюдное. Руководство «Сызрани-2003» - умные люди, которые понимают, что я буду стремиться вернуться на более высокий уровень, поэтому нет смысла заключать со мной долгосрочные соглашения. Более того, мы договорились: если раньше времени истечения договора у меня появятся какие-то варианты, то меня свободно отпустят. Президент и главный тренер сызранского клуба сказали, что хорошо помнят меня по выступлению за «молодежку» «Крыльев», считают, что я способен играть в премьер-лиге. От «Сызрани-2003» хорошие впечатления. Здесь играют многие ребята, знакомые мне еще по «Крыльям». В принципе, больших проблем в клубе нет.
- Не боитесь завязнуть во втором дивизионе, как это часто бывает с молодыми футболистами, оказавшимися в сходной ситуации? - Выступая в «Сызрани-2003», хочу помочь команде и подготовиться к новой попытке закрепиться в элите российского футбола. Прекрасно понимаю, что второй дивизион может засосать, как болото. Буду делать все возможное, чтобы заявить о себе на более высоком уровне.
- Может быть, вам все же стоило остаться в «Крыльях» и продлить истекший в конце 2011 года контракт?- Я не собирался уходить из «Крыльев», хотел подписать новый договор, но самарский клуб не проявил должной заинтересованности в том, чтобы я остался.
- В самарском клубе уверяют, что это вы со своим агентом выдвинули необоснованные финансовые требования.- Это неправда. Я получал по контракту с «Крыльями» 70 тыс. рублей – это выше средней зарплаты в молодежном составе команды, но где-то раз в пятнадцать меньше, чем получают футболисты «основы». В новом соглашении я попросил прибавку всего на 20 тыс. рублей, и клуб был согласен, в этом вопросе никаких споров не было.
- Процитирую главного тренера «Крыльев» Андрея Кобелева: «Новый контракт Буданова составлен, клуб готов подписать договор, но игрок с агентом несколько раз уже переносили дату подписания. Условия предлагаемого нами контракта, на мой взгляд, реальны, объективны и правильны. Начинает футболист выступать в основном составе - зарплата растет, играет чаще - растет еще. Футболист должен зарабатывать, а не получать». Не были согласны с такой системой оплаты?- Ни я, ни мой агент не были против именно такой системы оплаты. Даже наоборот – это выгодные для меня условия. Предполагалось, что мой оклад, как я и хотел, будет 90 тыс. рублей, и если я стану часто играть в основе, то эта сумма будет расти. Мы с агентом были только «за». Никаких возражений. Кобелев еще публично говорил, что, мол, Буданов миллионы требует. Неправда. Какие миллионы? 90 тыс. рублей! А мне ведь надо было на эти деньги жить, оплачивать квартиру, обучение в университете. И клуб готов был платить эти деньги! Что такое для «Крыльев» 90 тыс. рублей? В самарской команде футболисты и по $20, 30, 40, 50 тыс. в месяц получают. Я не к тому, что у меня была зависть или обида, а к тому, что не в зарплате был вопрос. Просто клубу надо было дать какое-то объяснение, почему со мной не заключают новый контракт, поэтому придумали историю о том, что я вместе с агентом требую баснословные деньги. Кобелев сказал – все поверили, а правду «Крылья» почему-то решили не рассказывать.
- В таком случае что же, по вашему мнению, является правдой и что помешало заключить новое соглашение? - Контракт с «Крыльями» я подписал летом 2009 года, когда генеральным директором самарского клуба был Юрий Макеев. В договоре было прописано, что если «Крылья» по истечении срока его действия продлевают со мной соглашение, то мой агент – Сергей Базанов – получает комиссию в размере 3 млн рублей. Именно эти 3 млн рублей и стали единственным камнем преткновения в процессе подписания со мной нового соглашения. Повторю – вот она, единственная причина. «Крылья», с одной стороны, хотели меня оставить, с другой – платить агенту деньги не хотели. В результате клуб и агент не договорились, а крайним остался я. Мало того, что я был вынужден уйти из «Крыльев», так руководство клуба представило меня общественности в роли хапуги и рвача, вместе с агентом, требующим необоснованно огромную зарплату. В чем проблема? Скажите как есть: хотим оставить Буданова, договорились с ним по контракту, но не хотим выплачивать агенту комиссионные, а без этого не можем подписать соглашение.
- Вам не кажется, что агент мог бы пойти навстречу и как-то найти компромисс по выплате этих 3 млн рублей? Получается, что он действовал исключительно в своих интересах, в ущерб вашим.- Тут сложный вопрос. Конечно, мне бы хотелось, чтобы «Крылья» и агент уладили все вопросы. С другой стороны, клуб, подписывая со мной первый контракт, взял на себя определенные обязательства, документально гарантировал выплату денег Базанову. Это же агентский бизнес, люди зарабатывают, а не благотворительностью занимаются, и его позицию тоже можно понять. Хотя я ни в коем случае его не оправдываю и не защищаю. Мне очень обидно, что все так сложилось, и я был вынужден уйти из «Крыльев».
- Никогда не жалели, что вообще когда-то связались с агентом? - Без агента сейчас крайне сложно строить профессиональную карьеру. В начале 2009 года я окончил московскую футбольную «Академию Рината Дасаева». Тогда Дасаев сказал, что у него есть знакомый агент, который поможет мне трудоустроиться в профессиональном клубе. Я и мой отец переговорили с Базановым и подписали с ним соглашение. Позже он договорился с «Крыльями Советов» о моем просмотре, помогал в заключении контракта с самарским клубом. Без агента молодым футболистам затруднительно найти команду. Когда я покинул «Крылья» в конце 2011 года, Базанов искал мне новый клуб, созванивался, договаривался, оплачивал мне перелеты, переезды, проживание. С другой стороны, когда «Крылья» и Базанов не могли договориться о заключении нового соглашения, я ничего не мог сделать – в обход агентского контракта не имел права действовать.
- Разве совсем ничего нельзя было сделать? Например, расторгнуть контракт с Базановым, что позволило бы без выплаты компенсации заключить новое соглашение с «Крыльями»?- В самарском клубе уверяли, что такая возможность есть, обещали помочь, привлечь какого-то юриста. На деле ничего предпринято так и не было. В то же время «Крылья» уговаривали меня подписать новый контракт в обход агента, но ведь это было противозаконно и грозило мне серьезными санкциями, и в клубе это прекрасно понимали. Так, бывший спортивный директор «Крыльев» Сергей Марушко на протяжении долгого времени названивал и говорил: «Подписывай, забудь про агента». Я бы подписал, а потом бы мне, а не клубу выставили бы серьезную неустойку. Как-то осенью Марушко снова позвонил: «Приезжай в клуб. Есть разговор». Ну, думаю, договорились с Базановым и я наконец-то заключу новый контракт. Приезжаю в клубный офис, захожу в кабинет к Марушко. Тот, не говоря ни слова, кидает на стол контракт: «Давай подписывай! » Отвечаю: «Да вы же знаете, что я не имею права без агента, не могу и не буду ничего подписывать! » Марушко звонит Виктору Развееву, который тогда еще был президентом «Крыльев», говорит ему, что я не подписываю контракт. Развеев, находившийся тогда в Москве, сказал ему, что сам со мной переговорит. Где-то в начале декабря меня с Базановым Развеев пригласил на встречу. Он сказал нам, что хочет, чтобы я остался, но клуб не готов выплачивать эти пресловутые 3 млн рублей агентских. Базанов тогда предложил вариант реструктуризации этой суммы, чтобы в течение какого-то времени деньги платились несколькими траншами. Развеев тогда помолчал и сказал: «Я сейчас самостоятельно никаких договоров подписывать не имею права. Просто на словах пообещать не могу - думаю, меня скоро в клубе не будет». Мы пожали друг другу руки и разошлись.
- А Кобелев-то хотел, чтобы вы были в команде? Потому что если он на вас не рассчитывал, то и смысла вести все эти затяжные переговоры о продлении контракта не было…- Лично меня Кобелев уверял: «Саша, я на тебя рассчитываю, оставайся, подписывай новый контракт на три года, новую зарплату в 90 тыс. рублей клуб утвердил, будешь играть, получишь свой шанс, по 15-20 минут на поле станешь проводить, все в твоих руках». В то же самое время за моей спиной он говорил: «Буданов мне не нужен».
- Если исходить из ваших слов, то как-то нелогично получается. Зачем тренеру говорить такие противоречивые вещи и зачем ему оставлять игрока, на которого он не рассчитывает?- Это вы у Кобелева спросите. Я его не понимаю. Ну, не нужен был я ему, так бы и сказал – «Ты не нужен команде. До свидания! » Мне знающие люди рассказывали, что Кобелев не собирался предоставлять мне никаких шансов и дал указание, чтобы мне нашли команду для аренды. Зачем так делать? Не знаю. Возможно, чтобы бесплатно не отпускать игрока, отдать его в аренду, а потом продать хоть за какие-то деньги.
– И зная все это, вы тем не менее хотели остаться в «Крыльях»?- Да. Отдали бы в аренду – играл в аренде и доказывал бы Кобелеву, что достоин и заслуживаю играть в основном составе самарской команды. Я был убежден, что мне надо остаться, и сейчас я могу точно сказать: уход из «Крыльев» стал для меня огромной ошибкой. Сожалею, что тогда не мог ее предотвратить.
- Отчего такая привязанность к самарскому клубу? Вы родились в Сергиеве Посаде, здесь провели только три сезона, больших денег вам не платили…- Может, это прозвучит пафосно, но Самара и «Крылья Советов» стали для меня родными. «Крылья» - мой первый профессиональный клуб и не пустой звук. Я искренне считал себя частью этой команды, имеющей славную историю, традиции, прекрасных болельщиков. Мечтал и дальше играть в «Крыльях», добиваться с ними больших успехов. Если бы мне выпал шанс вернуться – сделал бы для этого все возможное. Я еще недавно разговаривал с агентом, спрашивал – можно ли снова в «Крылья»? Говорит - исключено. Пока в «Крыльях» Кобелев – мне после всей этой истории в команде места нет. А Кобелев, насколько я знаю, в самарском клубе надолго – его авторитет и позиции непоколебимы.
- Откуда вы это знаете?- Я же был в «Крыльях» при нем, общаюсь с теми, кто сейчас в самарском клубе. Кобелев решает очень многие вопросы, как он скажет – так и будет, особо никто не спорит. Со стороны руководства клуба у него огромная поддержка. Причем никого не смущает, что Кобелев притащил некоторых «своих» футболистов, которым дали немаленькие зарплаты.
- Кого конкретно имеете в виду?- Да взять хотя бы Виктора Свежова, который знаком Кобелеву по московскому «Динамо». Как он играет – судить не мне. Можете сами посмотреть, как много времени он проводит в основном составе, велика ли его эффективность на поле. Зато контракт у него…
- На мой взгляд, в вас говорит обида на «Крылья» и лично на Кобелева…- Да нет никакой обиды. Просто в «Крыльях» постоянно говорят про подготовку молодых игроков, воспитание резерва, а на деле какой-то бардак. Сколько игроков из молодежного состава заиграли в основе «Крыльев»? Один Цаллагов. А кроме него сколько было талантов в дубле? Чтобы этот талант себя проявил, ему надо давать шансы! В «Крыльях» как происходит: есть молодые игроки, вроде бы они подают надежды, а их потом спокойно выпроваживают из клуба. Был Дмитрий Костяев – коренной самарец, хвалили, талантливый парень. Контракт закончился – трудовую книжку отдали, пока. И всем плевать, где он сейчас. Парень фактически потерялся, играет в КФК (лига коллективов физической культуры) за команду из Самарской области «Сергиевск». А ведь Костяев реально мог стать футболистом уровня премьер-лиги, я с ним играл, могу оценить. И таких примеров масса.
- Сейчас молодежка «Крыльев» занимает последнее место в турнирной таблице, имея только 1 победу в 7 матчах. Вы же общаетесь «с теми, кто сейчас в самарском клубе». Что они говорят? - По их словам, в игре команды много проблем. Есть определенное недовольство. Лично я до сих пор не понимаю, почему Александра Бабанова убрали с должности главного тренера дубля. При нем команда играла, молодые футболисты прогрессировали. Но если Бабанова убрали, значит, на то были какие-то причины. По моему мнению, дубль в «Крыльях» сейчас существует для галочки, а не для того, чтобы действительно воспитывать свою молодежь. Конечно, зачем в течение многих лет воспитывать своего игрока, когда можно купить уже опытного готового футболиста? Возможно, конечно, что когда-то в «Крыльях» будет по-другому.
Александр БУДАНОВ
Родился в 27 апреля 1991 года в Сергиеве Посаде (Московская область)
Рост 178 см
Вес 74 кг
Амплуа полузащитник
Воспитанник «Академии футбола Рината Дасаева» (Москва)
В «Крыльях Советов» выступал с марта 2010 года
В молодежной команде провел 68 матчей, в которых забил 17 мячей
В основном составе самарского клуба отыграл 2 встречи
В декабре 2011 года покинул «Крылья», в связи с истечением контракта
С февраля по май 2012 года находился в «Волге» (Нижний Новгород), играя за молодежный состав клуба
1 сентября 2012 года заключил договор с клубом второго дивизиона «Сызрань-2003»
Выступал за студенческую сборную России на всемирной Универсиаде-2012 (Китай), заняв четвертое место
Павел СЕЩЕНКО
Самарской обозрение №62
10 сентября 2012
| 10.09.2012 20:05