Таран барже не удался
Крутой, скалистый, волжский берег, на котором раскинулось старинное
русское село Печерск, за свои века повидал всякое. Приходили мимо него
казацкие струги, покрытые роскошными персидскими коврами, первые
волжские пароходы еще в позапрошлом веке бросали жирную копоть на его
белые скалы. Видел даже стремительные, как серые тени, миноносцы,
которые привел на Волгу в далеком 18-ом году легендарный «красный»
лейтенант флота Федор Раскольников из туманной Балтики. Но вот такого,
что случилось под утро 13 июля, в понедельник (вот и не верь теперь
приметам), здесь точно не было...
Сцепка: нефтеналивная баржа-толкач свернула с фарватера и пошла тараном
на берег. Пошла... и проиграла. Белые волжские скалы устояли, а баржа
стала... истекать. Понятно, что не кровью, а чистым мазутом. И разнесло
этот нефтепродукт течением по окрестностям... Когда корреспондентская
бригада прибыла на место «ЧП», нам бросились в глаза даже не «виновник
торжества» - баржа, уже отведенная от берега, и не изуродованный нос
ее, который стыдливо прикрывал пришвартованный буксир-толкач, а
стоявшие на берегу местные жители. Добрая половина из них, судя по
виду, имеют тут дома лишь для летнего отдыха. Люди молча, с тоской
смотрели на баржу и пятна мазута, уже обезобразившие берег. Как
говорится, «покупались-отдохнули». Местная жительница Анна Егоровна,
уроженка этого села, с тазом под мышкой - отмыть от варенья решила в
волжской воде - рассказала нам: «Вышла утром: баржа под берегом. Ну,
думаю, опять приплыли в наш магазин. (Во, порядки в речфлоте!!!). А тут
такое... Шестьдесят лет живу, а про подобный случай даже и не
слышала...».
Анна Егоровна не слышала, а я, признаюсь, даже и в литературе не встречал, чтобы вот так, баржей по берегу...
Что же произошло? Сначала о слухах. Тема интересная. Чего только не
пришлось услышать и прочитать на сайтах в Интернете за эти дни. Прежде
всего: «...капитан судна отказался допустить на борт сотрудников МЧС и
милиции», «...баржа села на мель в районе села Печерское», «...тянувший
баржу буксир «Шлюзовой-103» после аварии пропал с радиосвязи» (ладно
хоть не с экранов радаров). Лично мне понравилось следующее: «...баржа
перевозила три (!) тонны мазута, две из которых вылились в Волгу».
Смешно, Если бы у нас баржи перевозили по три тонны мазута, то
разорились не только компании-судовладелец. У нас бы держава «по миру
пошла»!
Обратимся к первоисточникам. Точнее, к людям, которые причастны по роду
службы к расследованию и ликвидации последствий «ЧП». Вот что рассказал
корреспонденту полковник милиции Рамиль Байгулов, начальник ЛОВД на
станции Сызрань. Он первый из «силовиков» прибыл на место
«кораблекрушения».
- В 6 часов 15 минут мы приняли сообщение от МЧС об этом инциденте.
Немедленно вышли на катере линейного отдела на место «ЧП». Никто из
команды не препятствовал нашим действиям, мы сразу же поднялись на борт
баржи. Капитан буксира-толкача был абсолютно трезв. Он просто заснул на
вахте, и судно, потеряв управление, по циркуляции сошло с фарватера и
врезалось в берег. При ударе в скалу был поврежден один из танков
баржи: мазут стал выливаться в Волгу. По факту аварии мои сотрудники
провели доследственную проверку. В настоящий момент по этим материалам
Волжское природоохранное следственное управление прокуратуры возбудило
уголовное дело по ст. 247 УК РФ (нарушение правил обращения с
экологически опасными веществами).
Стоит привести и официальную информацию пресс-службы Правительства Самарской области.
Нефтеналивная баржа «Бельская-75», толкаемая буксиром «Шлюзовой-103». Маршрут
движения- Саратов-Сызрань-Самара-Санкт-Петербург. Порт приписки судов -
Саратов. Судовладелец - ЗАО «Саратовтанкер». На борту судна свыше трех
тысяч тонн мазута. Объем поврежденного танка - 199 тонн. Капитан
буксира Федор Мухин. По официальным данным, в Волге оказалось около
двух тонн мазута (запомните эту цифру).
А вот что рассказал нам и.о. начальника управления ГО и ЧС Сызрани
Валерий Подберезный: «Получив сообщение об аварии на Волге, мы вместе с
руководителем отдела экологии горадминистрации Мариной Комаровой вышли
на катере к месту «ЧП». В нескольких километрах выше моста через Волгу
увидели на воде мазутные пятна. Сразу же развернулись, и - в город.
Начали ставить боновые заграждения в районе яхт-клуба ОАО «Тяжмаш». К
этому были привлечены многие предприятия: СНПЗ, РЖД, ЛПДС «Дружба», ООО
«СамараТерминал»... К трем часам ночи с катера-бонопостановщика (СНПЗ)
было выставлено свыше 500 метров бонов. Мазут пока до нас не дошел.
Помогло направление ветра. На случай прорыва нефтепродуктов от
Октябрьска подготовлены четыре площадки для их перехвата: пляж ДЭУ,
район спасательной станции, совхоз «Комсомолец» и в районе монастыря в
пос. Новокашпирский. Техникой и людьми на этот случай мы обеспечены».
А вот еще официальная информация пресс-службы правительства региона. «В
районе железнодорожного моста через Волгу около города Октябрьска
выставлены два ряда боновых заграждений, работает судно-нефтесборник
«Вайком». Из того же источника стало известно, что мазут из пробитого
танка перекачан в другие. Сейчас к месту «ЧП» прибыла резервная баржа.
На нее будет перегружаться мазут.
По данным прессцентра областного правительства, длина пятна разлива
нефтепродуктов после аварии превысила десять километров. Руководит
работами по ликвидации последствий «ЧП» министр природных ресурсов и
охраны окружающей среды области Дмитрий Азаров. Все работы приказано
завершить до 20 июля.
В заключение о пресловутых двух тоннах мазута, которые оказались в Волге.
Вот что рассказала Людмила Морозова, начальник отдела эксплуатации МУП
«Экопром»: «С места аварии на свой полигон для захоронения мы уже
приняли около девяти(!) тонн нефтепродуктов. По нашим сведениям, около
трех тонн мазута, собранного на берегу, находится в Печерске. Есть еще
он и в Октябрьске».
В общем, с цифрами о количестве разлитого мазута что-то не то. Одно
лишь ясно: существует прямая угроза экосистеме Волги в нашем районе.
Валерий Хреков
ВВС №29
18 июля 2009
| 19.07.2009 15:46