маленькая Сызрань - Новости

https://www.syzran-small.ru/news-87311
Распечатать

«Ну, давай, пролетай, птица!» Что происходило на борту самолета Дамира Юсупова 15 августа 2019 года

Пять лет назад экипаж нашего земляка, Героя России Дамира Юсупова, спас попавший в аварийную ситуацию самолет и людей на борту, посадив его в кукурузном поле. После столкновения со стаей птиц у борта отказали оба двигателя: как позже выяснит следствие, птицы прикормились на местной свалке, которую собирался, да все никак не мог убрать руководитель муниципалитета, расположенного на пути взлета самолета. Расследованием причин инцидента занялись СК, Росавиация и Межгосударственный авиационный комитет. В 2022 году комитет закончил работу и сделал выводы, правильно ли поступал экипаж в этой чрезвычайной ситуации.


Комиссия проанализировала действия пилотов, в том числе и во время подготовки к взлету, состояние самолета после столкновения с птицами и возможность возвращения в аэропорт вылета.

Так, в отчете отмечается, что в этот день орнитологическая обстановка в аэропорту Жуковский была «сложной». Об этом предупреждал диспетчер. Видели птиц во время подготовки к взлету и руления и члены экипажа. Это подтверждается переговорами между ними, которые были записаны бортовым оборудованием.



В своих объяснениях экипаж говорил, что они дожидались, пока птицы улетят. Но, как указано в отчете, это не согласуется с записями самописцев: от выруливания на исполнительный старт и до начала взлета прошло менее 10 секунд и службе УВД (диспетчерам. — Прим. ред.) экипаж о наблюдении птиц не докладывал.

Во время разбега, судя по внутрикабинным переговорам, командир воздушного судна (КВС) вновь обратил внимание на птиц:

— Ну давай, (неразборчиво). Пролетай, птица, *** (блин), — указаны слова КВС в отчете МАК.

В дальнейшем комиссия будет не раз обращать внимание на психоэмоциональное состояние экипажа после столкновения с птицами.

— Таким образом, экипажем была пропущена операция по уборке шасси. Пропуск этой типовой операции, выполняемой «на автомате» в каждом полете, свидетельствует о том, что наиболее вероятно на данном этапе оба члена экипажа пребывали в неоптимальном психоэмоциональном состоянии, при этом образ восприятия полета у них был критически сужен. Вероятной причиной этого является резкий скачок психоэмоционального напряжения после столкновения со стаей птиц, то есть экипаж начал терять работоспособность в психологическом плане, — говорится в документе.

Но также в примечании комиссия отмечает и то, что данная операция была критически важной для дальнейших действий пилотов:

— В сложившихся конкретных условиях аварийного полета, при фактической остаточной величине тяги двигателей, уборка шасси была критически важна с точки зрения возможности продолжения набора высоты без потери скорости. С выпущенным шасси набор был невозможен, то есть любые дальнейшие действия экипажа были бы нерезультативны с точки зрения возможности продолжения полета, — заключила комиссия.

Интересным в документе выглядит и тот факт, что экипаж не обсуждал возможность вынужденной посадки. Этот факт, как сказано в отчете, не позволил комиссии определить, когда пилоты поняли, что приземление неизбежно. Не производились ими и процедуры, необходимые при посадке. Также именно в этот момент КВС убрал шасси, тогда как по регламенту садиться на сушу необходимо именно с выпущенным шасси.

— Таким образом, с самого начала развития особой ситуации действия экипажа, в первую очередь КВС, имеют явные признаки дезорганизации, непоследовательности и хаотичности, то есть частичной потери работоспособности в психологическом плане, — заключила комиссия.

В конечном итоге в заключительной части отчета комиссии присутствует, в том числе и фраза «невозможность продолжения полета при фактической конфигурации самолета (неубранное положение шасси)». Кроме этого, в отчете отмечают проблемы с орнитологическим контролем и качества информирования экипажа о «перелетах птиц», а также с нормативными документами.

Но все это произойдет потом. А в тот знаковый день экипаж не растерялся, он сумел сохранить спокойную обстановку на борту, не допустил паники, и смог посадить самолет при обоих вышедших из строя двигателях. Экипаж спас людей. Президент России Владимир Путин вручил членам экипажа государственные награды. Нашему земляку и почетному гражданину города Сызрани Дамиру Юсупову было присвоено звание Героя России.
маленькая Сызрань | 15.08.2024 08:11