В Сызрани на один день откроют старинный храм, закрытый уже десятки лет
Первая, практически за 100 с лишним лет, служба пройдет летом в закрытом сейчас Феодоровском храме, отметившим в 2023 году свое 285-летие. Старинный храм на территории мужского Вознесенского монастыря закрыт на реставрацию, которая идет уже больше четверти века; службы в нем не проходят - но 25 июня, в честь обретения чудотворной иконы Божией Матери, храм откроет свои двери перед прихожанами. А затем снова будет закрыт, для продолжения реставрационных работ. Храм был возвращен горожанам в конце XX века в удручающем состоянии: трудно было понять, как можно было так изуродовать памятник архитектуры регионального значения. Здесь была водонапорная башня, гараж завода пищевых концентратов, склад ГСМ; колокольня была сломана, барабана над алтарем не было, вместо дверей зияли гаражные ворота, пола не было. От старинных фресок на стенах сохранились только две: икона Богородицы «Феодоровская» над входом и «Моление о чаше» - на фото видно, что чешуйки краски, которой были написаны фрески, еле держатся на стене.
Реставрация храма была начата молодым настоятелем монастыря
игуменом Марком и городом, которому в 1998 году еще принадлежал
храм-памятник. В монастыре с благодарностью отзываются о сотруднике
управления культуры Любови Виноградовой: ее знания и любовь к истории
Сызрани, советы помогли избежать ошибок и во многом продвинули
реставрацию.
- Работа проделана огромная, - рассказывает
корреспонденту портала «маленькая Сызрань» нынешний наместник монастыря
игумен Агафангел. - Проект, стяжки, очень солидное укрепление
фундамента... Сумма вложена гигантская. До 2017 года из бюджетов разного
уровня было профинансировано порядка 40 млн рублей, и после 2017 года,
когда храм стал собственностью сызранской епархии - ежегодно на
реставрацию уходит до 4 млн рублей.
Храм почти готов к тому
чтобы принять прихожан. Это «почти» растянется еще года на три или больше - но
реставрация все же выходит на финишную прямую. Очень мощный, в
человеческий рост фундамент гарантирует, что здание простоит еще века. В
последние годы в храме сделаны окна, двери, отреставрированы ажурные
старинные решетки; проведено отопление, в том числе теплый пол; постелен
керамогранит, выполнены штукатурка, шпаклевка; приобретается церковная
утварь и ведется роспись храма.
Роспись храма в монастыре будет
совсем не такой, как в Казанском соборе Сызрани. Отец Емелиан, взявший
на себя труды по росписи храма, уверен: она должна вестись строго в
византийском, или каноническом стиле - с соблюдением цветовой гаммы,
иерархического расположения святых образов и религиозных сюжетов, так,
как писали еще с первых веков христианства.
- С 16 века начался
упадок в иконописи, когда к росписи храмов стали привлекать светских
художников, - рассказал иконописец. - С Запада также к нам пришло и «театральное» пение в храме, не знаменное. Оно красиво, но икона и пение
должны служить одной цели, настраивать человека на молитву, а не
любование. Икона должна показывать не красоту тела, а красоту
внутреннего мира. Богословская нагрузка далека от легкомыслия, она
предполагает работу над собой!
Часть храма уже расписана,
акрилом по сухой грунтовке. В куполе - изображение Спаса Вседержителя;
ниже - ряд ангелов, затем - ряд евхаристии - обычно его размещают в
алтаре, но в Феодоровском храме размещен в куполе; затем - четыре
пророка, возвестивших миру о Спасителе; на «парусах» - традиционно, 4
евангелиста, символов четырех столпов веры. Образ, где Иисус стоит
ногами на выбитых им дверях ада - Воскресение Христово; икона
Благовещения разделена на две части. В алтаре - изображение Божией
Матери Знамение; над престолом - сошествие Святого Духа на апостолов, на
горнем месте храма - Спас и Богородица с Иоанном Предтечей.
- В
старинном храме стены намоленные, - отмечают в монастыре. - А какая
акустика! Здесь тишина, приятно и легко думается и молится...
В
мечтах братии - вернуть в монастырь чудотворный список иконы
Феодоровской Божией Матери, хранящийся сейчас в Казанском соборе. Ведь
старинный храм и был когда-то построен для обретенного образа. По
преданию, когда найденную на источнике в Кашпире икону перенесли в
Христорождественский собор, она снова оказалась на старом месте. Тогда
ее торжественно перенесли в монастырь, но обещали, что образ раз в году
будет пребывать и на источнике: как пояснили в монастыре, этой задаче
служит возрожденный ежегодный крестный ход.
маленькая Сызрань | 27.01.2024 19:25