Цены на бензин взлетели - эксперты обозначили проблему и чего стоит ожидать в ближайшее время
Биржевые цены на моторное топливо уже который месяц подряд бьют рекорды - стоимость бензина марки «Премиум-95» в европейской части России по итогам торгов 1 сентября выросла на 0,62 процента и составила 74,768 тысячи рублей за тонну, обновив исторический рекорд. Эксперты считают, что ценники на АЗС можно стабилизировать за счет коррекции демпферного механизма, который действует в стране с 2019 года. Кроме того, наполнить внутренний рынок доступным ГСМ поможет и обещанное Правительством увеличение минимальных нормативов поставок топлива на биржу, так как цены бьют исторические рекорды в том числе из-за увеличения объемов отгрузок топлива за рубеж.
По данным Московской топливной ассоциации, средняя стоимость АИ-92 на столичных АЗС с 17 по 24 июля выросла на 32 копейки, до 49,7 рубля за литр, АИ-95 - до 55,03 рубля (+32 копейки). А с начала года рост цен на бензин составил 4,75 процента, следует из данных Росстата. За последнюю неделю июля цены на АЗС выросли на 0,53 процента, в августе тренд не ослабевал.
Причину удорожания бензина на внутреннем рынке глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша видит в несовершенстве механизма налогового и таможенного регулирования, «который бы обеспечивал сохранение топлива внутри России».
«Для этого цены на внутреннем рынке должны быть премиальными относительно экспорта. Этого нет. Раньше это обеспечивали одни механизмы, потом был введен налоговый маневр, но реализован он был не так, как задумывался. Ограничение количества экспортеров также проблему не решит», - пояснил эксперт «Парламентской газете».
Для стабилизации ситуации на топливном рынке, по его словам, нужно поменять систему взаимоотношений с нефтяниками.
«У нас раньше всегда обеспечивались премиальные цены на внутреннем рынке относительно экспорта двумя моментами - рубль и таможенные пошлины были привязаны к внешним ценам. Когда росли цены на внешних рынках, у нас росли таможенные пошлины и укреплялся рубль. Это обеспечивало паритет экспортных и внутренних цен. Это было нормально и в интересах нефтяников, при этом обеспечивалась приоритетность поставок на внутренний рынок», - уточнил Евгений Аркуша.
К прогнозам на будущее эксперты подходят осторожно. Так, по словам руководителя аналитического центра «Независимого топливного союза» Григория Баженова, дальнейшая ценовая динамика зависит от множества факторов, большую часть которых предсказать попросту невозможно.
«Тем не менее, исходя из текущей ситуации можно предположить, что сейчас все зависит от того, как быстро вступят в силу те новые меры регулирования, о которых говорит государство, - в частности, увеличение минимальных нормативов поставок топлива на биржу, обещанное вице-премьером Александром Новаком, - отметил аналитик. - Если это удастся сделать оперативно и выровнять дисбаланс, который сейчас сложился между биржей и точками сбыта «на местах», то серьезного повышения цен удастся избежать».
Впрочем, отметил Григорий Баженов, даже если процесс затянется, чего-то совсем уж невыносимого россиянам ждать не стоит. Скорее всего, к концу года цены на топливо лишь немного превысят итоговый уровень инфляции - в худшем случае, по словам эксперта, общий рост составит порядка 10 процентов.
«При этом не стоит забывать, что в прошлом году у нас цены на топливо не росли, - подчеркнул эксперт. - Поэтому даже это повышение окажется в итоге ниже накопленной инфляции на два года».
Впрочем, не стоит ждать и «отката» цен - даже когда схлынет традиционно высокий летний спрос, а Правительство примет все необходимые меры. В лучшем случае, заключил Григорий Баженов, они просто останутся на том же уровне, на котором закрепились сейчас.
маленькая Сызрань | 03.09.2023 11:09