1 Январь 2008 13:01
Северный форпост ислама
В далеком Афганистане к юго-западу от Кабула есть небольшой пыльный городишко Газни. Тысячу лет назад он был столицей одного из величайших правителей средневековья Махмуда Газневи. При дворе этого султана жили и творили великий Фирдоуси, легендарный Авиценна, прославленный Бируни и множество других знаменитостей того времени. Сейчас все это позабыто. Лежит в развалинах султанский дворец, мало кто здесь помнит и самого султана. Только в небольшом поселке Рауда у окраины города стоит белокаменный мавзолей, построенный совсем недавно в 1971 году. Возле него гостиница и купальни с чистой минеральной водой. Множество паломников не только из Афганистана и Пакистана, но и со всего мусульманского мира приходят сюда в надежде получить исцеление. Это могила великого врачевателя Ходжи Булгари. Имя это знаменито на Востоке. Ему посвящали стихи поэты, о нем слагали легенды. Ходжа Булгари был не только великим лекарем, но и учителем и наставником самого грозного Махмуда Газневи. О самом Ходже Ахмеде Булгари достоверно известно, что был он уроженцем Волжской Булгарии. Как его занесло с берегов родной Волги к самым воротам Индии, где он и приобрел бессмертную славу? Может именно он является автором знаменитой мази «булгарская кожа», которой и поныне в Афганистане лечат тяжелые ранения? У друга Ходжи Булгари персидского поэта Хакима Санаи есть стихотворение о неком сыне булгарского князя, оставившем мир и ставшим дервишем. Не о самом ли лекаре эта история? Сейчас только по этим единичным и отрывочным сведениям о людях, занесенных на чужбину мы можем судить о том, как процветали науки и искусства в Волжской Булгарии. Исчезло во мраке истории огромное дивное царство с десятками богатых городов, школами, мечетями, сотнями выдающихся ученых, тысячами искуснейших ремесленников. В огне пожаров и завоеваний погибли архивы и библиотеки, покрылись землей и поросли травой руины городов. Некому поведать о славном и великом царстве Булгарском. Только в трудах географов и путешественников, да русских летописях сохранились небольшие рассказы о нем. И еще где-нибудь в далеких странах, где привыкли беречь архивы и библиотеки, нет-нет, и наткнется исследователь на древний манускрипт, написанный некогда булгарским мудрецом. Но, такие находки можно пересчитать по пальцам. Особенно славились булгарские врачи. В библиотеке Иранского меджлиса хранится трактат «Великое противоядие», созданный Таджаддином ал-Булгари. Этот ученый жил в начале XIII века. В 1219 году в иракском городе Мосуле он написал еще один фармакологический труд, посвященный лекарственным травам. Сохранились упоминания о нем современников, где Таджаддин ал-Булгари назван «любимцем царей и султанов». Другой наш земляк Бурхан ад-дин ал-Булгари, написал популярный на Востоке трактат «О простых лекарствах». В Бухаре и Нишапуре в XI веке жил Абу-л-Али Хамид ибн Идриси ал-Булгари, основавший собственную школу и заложивший в своих трудах основы эмбриологии. Особенно прославился его ученик Сулейман ас-Саксини-Сувари, который, хоть и писал исключительно на персидском и арабском языках, происходил тоже из наших краев. Вот и все, что сохранилось. Да еще немногочисленные упоминания в трудах восточных авторов. О булгарском ученом, который вел астрономические наблюдения на далеком севере, в семистах километрах от столицы, о судье из города Биляра, Якубе ибн Нугмане, написавшем в XII веке «Историю Булгарии». До нас дошли лишь отрывки этого произведения, в вольном пересказе. О том, что книжная культура была широко распространены в Волжской Булгарии, свидетельствуют и археологические раскопки. Ислам порицает неграмотность, почитая стремление к знанию священной обязанностью мусульман. Поэтому школы были распространены по всей стране. Даже при раскопках небольшого булгарского села были найдены остатки книжного переплета. А ведь книги тогда стоили баснословно дорого. На месте города Биляра археологи нашли специальный письменный прибор из нескольких сосудов для чернил разного цвета. Он, наверняка, принадлежал профессиональному переписчику, художественно оформлявшему свои манускрипты. Найдены и писала, предназначенные для процарапывания текста. Бумага была дорога, а грамотность распространена повсеместно. Поэтому, в бытовой переписке, скорее всего, в Булгарии, также, как и на Руси использовали бересту. Эту версию подтверждает дошедшая до наших дней татарская поговорка: «Не говори то, что не написано на бересте». Археологические исследования булгарских памятников только началось и, может быть, мы скоро прочитаем и наши поволжские берестяные грамоты. Пока же будем довольствоваться рассказами вещей, да свидетельствами редких путешественников. Один из них, уроженец далекого испанского города Гранада ал-Гарнати всю жизнь промотался по белу свету в поисках чудес. Думаете, что больше всего поразило путешественника в наших краях? Рыба. Именно невероятное обилие рыбы показалось чудом человеку, переплывшему моря, видевшему Нил, Дунай и Ефрат. «И в реке этой есть такие виды рыб, подобных которым я вообще не видел на свете, одну рыбу может снести только сильный мужчина, и еще такой вид рыбы, что ее может снести только сильный верблюд. В такой рыбе нет костей даже в голове. Она вроде овечьего курдюка, нашпигованного куриным мясом, даже приятнее и вкуснее. Ее пекут и кладут в нее рис. Покупают такую рыбу, в которой 100 маннов (немного больше центнера) за полданика (0,3 грамма серебра). Жира из нее хватает для светильников на месяц». Далее ал-Гарнати живописно повествует о приготовлении и потреблении балыков, упоминая также о невероятной дешевизне баранины. Кочевники продают барана за те же полданика. Искавшего чудеса путешественника не интересовали бытовые подробности. Он лишь вскользь упомянул об обилии сладких дынь, которые хорошо лежат до самой зимы. Одно чудо ал-Гарнати все же увидел. При дворе булгарского царя жил человек, якобы принадлежавший к некому древнему племени адитов. «Рост его – больше семи локтей (3,5 метра), я доставал ему до пояса. Царь Булгара изготовил для него кольчугу, которую он возил с собой на войну на повозке. А шлем у него из железа вроде большого котла. Он сражался такой огромной крепкой дубиной из крепкого дуба, которую не сможет поднять сильный мужчина. Но при всем этом был он любезным, добродетельным, миролюбивым. И не было в Булгаре бани, способной вместить его, кроме одной с широкими дверями. И была у него сестра его же роста, я видел ее в Булгаре много раз». Раскопки археологов подтверждают данные о высоком развитии хозяйства Волжской Булгарии. Здесь процветало кузнечное дело, ювелирное искусство, гончарное ремесло. Изготавливались и имели хождение самые разнообразные изделия из стекла.
При раскопках находят и графины, и кубки, и рюмки. В городе Биляре откопали самую настоящую мастерскую средневекового алхимика. Это искусство было необходимо и в ювелирном деле, и в стеклоделии, и для изготовления красок. Дома булгар были деревянными, из сосны. Но строили они и из кирпича. Заботясь о развитии торговли, правители почти в каждом городе возводили специальный караван-сарай: гостиницу для приезжих, со складом для товара и помещениями для вьючных животных. Непременной составляющей этих сооружений была баня. О них стоит рассказать подробней. Бани строили по восточному образцу, с отапливаемым полом, для чего устраивали специальную систему дымоходов. Сейчас такие бани называют турецкими. Они явно были рассчитаны на приезжих из Средней Азии. Сами булгары в быту предпочитали русскую баньку (или финскую, как кому больше нравиться). Во всяком случае, в одном из дошедших до нас медицинских трактатов, есть рассуждения о пользе для здоровья березовых веников. Кстати, еще о здравоохранении. При раскопках археологи нашли самые настоящие медицинские ланцеты, что говорит проведении булгарскими табибами хирургических операций. Процветание и могущество Булгарии зиждилось не только на торговле, но и на развитом сельском хозяйстве, основой которого было пашенное земледелие. Пахали тяжелым деревянным плугом с железным лемехом под названием сабан. Именно с тех времен и дошел до нас веселый праздник сабантуй, знаменующий окончание посевных работ. Выращивали просо, ячмень, овес и пшеницу. При раскопках найдены семена огурцов. Города окружали сады с яблонями, вишнями и сливами. Дикими яблонями валы булгарских городов покрыты даже теперь, многие века спустя. А прямо под Сызранью у села Костычи, вокруг развалин какого-то древнего поселения до недавнего времени встречались уникальные войлочные вишни, восхищавшие естествоиспытателей еще со времен академика Палласа. Таких не находили больше нигде. Что за город скрывали они под своими зарослями? Этого никто сказать не может. Раскопки на территории древней крепости так и не проводились. В археологических кругах бытует мнение, что место ее нахождения безвозвратно утрачено, и лишь в прошлом году по инициативе нашей газеты группа специалистов выезжала в Октябрьск и на месте смогла убедиться, что это не так. Вопрос теперь за финансированием раскопок. Кто знает, какие сюрпризы они могут преподнести. Ведь по свидетельству очевидцев там стояла каменная крепость. Ничего подобного не найдено в округе 500 километров. Основой животноводства булгар был крупный рогатый скот, именно его кости чаще всего находят в кухонных ямах. На втором месте овцы, но не везде. В Заволжье больше употребляли в пищу лошадей, а вот у нас на Левобережье больше любили баранину. Во всех булгарских городах найдены кости свиньи, что говорит о наличии немусульманского населения и уж совсем неожиданным кажется нередкое употребление в пищу верблюдов. Находят много рыбьих костей. Интересно, что для охоты булгары применяли не железные наконечники стрел, а более дешевые костяные, а вот в рыбном промысле царило полное разнообразие. Археологи находят и крючки всех видов, и самые разнообразные грузила и даже бронзовые блесна. Волга тогда одаривала щедрым уловом, подчас весьма неожиданным. Тот же ал-Гарнати рассказывал, что один человек показывал ему золотой браслет весом в 40 мискалей (180 грамм), который был обнаружен в желудке большой рыбы. Сам счастливец был простым сапожником и очень сомневался в праведности нежданно привалившего богатства. Многое из наследия Волжской Булгарии дошло до нас в произведениях устного народного творчества. Сказания, в которых действуют злые цари хазар, девы-воительницы, великаны-богатыри. Что касается языка, то здесь ученые единодушны – прямым наследником средневекового булгарского является современный чувашский. Что же касается людей, то за тысячу лет проживания бок о бок все уже так перемешались, что уже и не понять, кто от кого произошел. Волжская Булгария была не только многонациональным государством. Она отличалась редким для средневековья миролюбием и веротерпимостью. Исламские вероучители этой страны, как отмечали современники, делали упор на толкование джихада, как на борьбу с грехом внутри себя, а не на насаждении своей идеологии огнем и мечом. Эта мысль нашла яркое выражение в дошедшем до нас шедевре булгарской литературы поэме «Сказание о Юсуфе». Она была написана в начале XIII века в городе Биляре великим поэтом по имени Кул Гали. Известна даже точная дата ее завершения 12 мая 1233 года. Над Булгарией уже сгущались тучи. С востока вторглись монголы, уже было известно о чудовищном разорении Средней Азии, с которой поволжские купцы поддерживали тесные связи. Гибли города, рушились царства. Вот в это время булгарский поэт, используя древний библейский и коранический сюжет об Иосифе, создает произведение, о благородстве и любви, о высшей божественной правде, которая выше любых преград, о чести, верности и предательстве. О месте человека в этом мире. Кул Гали создал широкую панораму современной жизни. На страницах поэмы мы видим и роскошные базары, переполненные товарами, где хитрые купцы заключают между собой, заметьте, письменные договоры. Читатель переносится на царский совет, потом на городские улицы, участвует в религиозных диспутах, в которых отразились идеологические проблемы эпохи. Великий гуманист Кул Гали призывает людей покончить с межнациональной враждой, социальным неравенством, напоминает, что все мы братья. А слова, вложенные им в уста главного героя Юсуфа: “Да, я раб. Но я раб Бога!” – звучат актуально и в наши дни. Поэма дошла до наших дней по причине ее огромной популярности на Востоке. Ее переписывали, ей подражали. А ведь это лишь единственный образец великой литературы, некогда созданной на наших берегах. Волжская Булгария была одним из центров тогдашнего исламского мира, терзаемого войнами и противоречиями, северной Меккой. Через десять лет после официального принятия ислама в 932 году во время хаджа сын булгарского царя посетил в Багдаде халифа и передал ему дары и знамя. Теперь Булгария чувствовала себя северным форпостом ислама у границы Страны Мрака за которой лежат владения сказочных яджуджей и маджуджей. Именно ощущение себя не захолустьем, а передним краем пропитывало всю булгарскую культуру и идеологию. На пожертвования здешних князей строились мечети в Хорасане, особые усилия были направлены на развитие образования и поддержание веротерпимости. Это государство слишком опережало свое время. А время было жестокое. Сергей Зацаринный Цикл очерков о досызранской истории нашего края "Вспомни всё"
Статья на сайте Маленькая Сызрань