1 Январь 2008 15:01
Царство, которое хотели забыть
Волжская Булгария всегда была нелюбимой падчерицей советской историографии. О ней не упоминали на страницах учебников, мало внимания уделяла академическая наука. Было явно видно стремление показать Волжско-Камскую Булгарию, так она официально названа в Большой Советской Энциклопедии, захудалым раннефеодальным государством, ютившимся где-то на задворках истории и не оказавшим серьезного влияния на жизнь народов нашей страны. А ведь это было огромное государство, раскинувшееся от Рязани до предгорий Урала и от Оки до Самарской Луки. На ее территории историки насчитывают более тридцати городов и полутора сотен укрепленных пунктов. Волжская Булгария появилась на страницах исторических хроник в самом конце IX века и окончательно исчезла с них после 1432 года. Почти пять веков история нашего края была неразрывно связана с этим государством. Предки наши хорошо знали об этом. Во всяком случае еще в XVIII веке малограмотный сызранский подьячий на вопрос приехавшей сенатской комиссии уверенно отвечал, что «раньше здесь было Великое царство Болгарское». На Востоке говорили «Булгар», у нас это произношение официально закрепилось в XIX веке. Прежде, чем выйти на международную арену булгары почти три века прожили на Средней Волге в тени могущественного хазарского каганата. Были они народом с развитой культурой, поэтому легко установили гегемонию в регионе, так или иначе, подчинив своему влиянию жившие здесь племена. Но центр силы и торговли лежал на Нижней Волге в хазарской столице Итиль, бывшей, по мнению современников, огромнейшим и богатейшим городом. Долго такое положение продолжаться не могло. Итиль был лишь административным и торговым центром, а на Средней Волге постепенно складывался мощный густонаселенный хозяйственный район, производивший все больше товаров, на которые был немалый спрос у соседей. Сюда в 862 году бежало от арабских репрессий много армян, перебралось немало мусульман и христиан, недовольных принятием в Хазарии иудаизма. Пашенное земледелие на тучных черноземах кормило куда больше народа, чем прикаспийская степь и это неуклонно высвобождало много людей для занятий торговлей и ремеслами в городах, и для военных походов. Какое-то время хазарам удавалось сохранять власть, натравливая средневолжские народы друг на друга, и один враждующий род на другой. Во всяком случае, появившиеся на исторической арене, цари волжских булгар, принадлежали к роду волка – Ашинам, в то время, как расколовшейся некогда Великой Болгарии власть принадлежала роду Дуло. Я ведь не зря назвал булгар народом высокой культуры. В числе прочего, они прекрасно усвоили хитроумное византийское искусство дипломатии. Им удалось сплотить вокруг себя народы, жившие на правом берегу Волги и прекрасно выбрать момент для удара. Разгромив в 898 году венгров, живших на левом берегу, булгары не только открыли путь в Хазарию кочевникам из уральских степей. Они получили доступ к караванной торговле со Средней Азией. Теперь поток белокожих рабов и драгоценных мехов потек через руки булгарских купцов. Хазарам осталась лишь доля с великого волжского пути. Тоже, в общем, немалая. Но булгары были не только посредниками. Они экспортировали много собственных товаров. Зерно, воск, мед, рыбий клей. По всей Восточной Европе славились булгарские замки в виде головы барса. Получив в свои руки безграничные запасы животноводческого сырья, производимого собственными крестьянами и окрестными кочевниками, местные ремесленники наладили его переработку, и стали в этой сфере, без всякого преувеличения, мировыми лидерами. Отголоски тех славных времен дошли до нашего времени. На Востоке и по сей день самый высококачественный сорт кожи называется «булгари». Посмотрите на кухню народов Среднего Поволжья, чье прошлое уходит в Волжскую Булгарию. Она изобилует кондитерскими изделиями с большим количеством меда и яиц. Это еда богатых и зажиточных народов. Таковыми и были булгары. Притча об их богатстве попала даже в русские летописи. В 985 году князь Владимир Красное Солнышко пришел с войском в Булгарию. Экспедиция была задумана с размахом, к походу были привлечены степные кочевники. По всей видимости, Владимира тоже привлекли громадные доходы, получаемые от восточной торговли, и он попытался «наложить на них руку». Куш был очень солидный и князь ради него был готов на многое. Именно к этому периоду относятся глухие упоминания летописей, о поиске русскими новой веры и приглашении для этого мусульманских законоучителей именно из Булгарии. Кстати, многие ученые утверждают, что тогда Владимир женился на булгарской принцессе, которая и была матерью первых русских святых князей Бориса и Глеба. Очень похоже на правду, если вспомнить, что именно этих своих сыновей отец отправил княжить на границу с Волжской Булгарией. Русь все-таки не пошла по восточному пути. Она выбрала христианство и альянс с Европой. Не обошлось без «национальных особенностей русской дипломатии». По преданию, ислам был отвергнут Владимиром по причине запрета на употребление спиртного. «Веселие Руси есть питии, не можем без него бытии», - якобы сказал князь. А вот причину, по которой русские дружины ушли из Булгарии, ограничившись заключением торгового договора, летописец объяснил так. Когда Владимир обходил ряды булгарских пленных, его дядя Добрыня (Добрыня Никитич русских былин), вдруг сказал ему: «Эти люди будут плохими данниками», и на недоуменный вопрос князя пояснил: «Они все в сапогах, пойдем-ка, лучше к лапотникам». Анекдот, конечно, но, как говорится «Сказка ложь, да в ней…» Владимир явно понял, что затронув интересы восточной торговли, он столкнется со множеством степных племен, живущих с нее и наживет, помимо прибылей, большие проблемы. А вот булгарам с самого начала становления своей государственности пришлось усердно разматывать все эти политические клубки. Они упорно искали внешних союзников, старались поддерживать баланс сил у себя дома. Этим двум целям служило официальное принятие ислама в 922 году. Собственно, религия эта была широко распространена здесь и до этого. Еще начале X века ученый Масуди писал, что в Булгарских городах есть и мечети, и школы. Но, в данном случае был важен именно символический акт, знаменующий собой признание нового государства, как части мусульманского мира. Почему был выбран именно Багдад? Средняя Азия ближе, с ней налажены устойчивые торговые связи. Это был очень хитрый и дальновидный дипломатический ход. Булгары очень боялись испортить отношения с заволжскими кочевниками-гузами, враждовавшими со среднеазиатскими хорезмшахами.
Те контролировали караванные пути и были главными союзниками в борьбе с Хазарией. А Багдад далеко. Тем более, что халиф сам был ярым противником хазар. В 913 году на Волге появились русы. Были это славяне или скандинавские викинги мы не знаем. Именно в эту пору Вещий Олег вовсю прибивал щиты на ворота. Правда, от него досталось Царьграду, а на Волге хитрые хазары постарались как можно быстрее сплавить опасных пришельцев в Каспийское море. Те и учинили там страшный погром. Это произвело ужасное впечатление на жителей прикаспийских стран, ведь раньше там плавали только купцы и рыболовы. Хазары, правда, не дали незваным гостям уйти восвояси с добычей. На обратном пути они устроили засаду и большую часть их перебили. В таких условиях посол с далеких берегов Волги от неведомого царя славян, а именно так отрекомендовался булгарский правитель, был принят с распростертыми объятиями. 21 июня 921 года огромное посольство, состоявшее из почти пяти тысяч человек двинулось в Волжскую Булгарию. Его секретарем был Ахмед ибн-Фадлан, оставивший записки о своем путешествии. Он подробно описал встречу с царем Алмасом сыном Шилки, встретившим послов, сидя на троне покрытом золотой византийской парчой, богатую столицу, обилие купцов и товаров. Кстати, ибн-Фадлан тоже в своем сочинении называл булгарского правителя царем славян. Мы ведь привыкли считать их тюркским племенем? В чем же дело? Ларчик открывается просто, когда другой восточный ученый прямо спросил булгар, какого они роду-племени, то получил исчерпывающий ответ: «Мы народ, произошедший от соединения тюрок и славян». Воистину, все люди – братья! Царь булгар стал называться эмир Джафар ибн Абдаллах, но желанной независимости это не принесло. Часть подвластных ему князей не приняло новую веру, а хазарский каган очень эффективно организовал давление на южные границы Булгарии отрядов буртасов. Мы остановимся на этом народе, потому что жил он как раз в тех краях, где сейчас и находится Сызрань. А вы уже, наверное, привыкли, что это, едва ли не автоматически снабжает их эпитетом «загадочный». Аура такая у наших мест что ли? Дело в том, что буртасы были народом достаточно известным. О них много писали тогдашние географы. А вот современные ученые никак не могут отождествить их с какой-либо археологической культурой. А ведь название буртасы дожило до самого XVIII века. Так в русских писцовых книгах нередко называли чувашские, реже мордовские поселения. Что же это был за народ? Средневековый писатель Ибн-Русте писал: «Земля буртасов лежит между хазарами и булгарами, на расстоянии пятнадцати дней пути от первых. Буртасы подчинены царю хазар и выставляют в поле 10 тысяч всадников. Нет у них верховного главы, который бы управлял ими, и власть которого признавалась бы законной, есть у них в каждом селении по одному или два старшины, к которым обращаются они за судом в своих распрях. Земля их просторна и изобилует лесистыми местами. На булгар и печенегов, будучи сильны и храбры, производят они набеги. Вера их похожа на веру гузов. Собой они стройны, красивы и дородны. Буртасы имеют верблюдов, рогатый скот и много меду; главное же их богатство состоит в куньих мехах. Одни из буртасов сжигают покойников, другие хоронят. Земля ими обитаемая ровна, а из деревьев чаще всего в ней встречается береза. Занимаются они и землепашеством, но главное их богатство составляют мед, куньи меха и меха вообще. Страна их, как в ширину, так и в длину простирается на 17 дней пути». Географ Масуди добавляет: «Из страны буртас вывозят шкуры черных лисиц, представлявшие самые ценные меха. Черные лисьи меха не встречаются нигде в мире, кроме этой страны. Цари стараются перещеголять друг друга роскошью шуб из них». Огромная богатая страна, способная легко выставить поход десятитысячное войско. Кто были эти буртасы? Почему не имели единой власти? Уже в наше время на их землях можно найти такие народы, как мордву-мокшу, татар-мишарей, чуваш. Скорее всего, именно они и являются потомками буртас. А те, в свою очередь были лишь сложной смесью самых разных племен, нашедших убежище на окраине степи под защитой леса. Здесь могли оказаться и тюрки, и венгры, и аланы. После XII века западные и восточные источники перестают упоминать о буртасах. Скорее всего, они окончательно вошли в состав Волжской Булгарии, и сведения о них стали достоянием лишь внутренних хозяйственных документов. Теперь буртасы охраняли южные границы этого государства. Неизвестно, как долго продолжалось бы зыбкое противостояние Булгарии и Хазарии, но тут в ситуацию вмешались русские. На Волге в 965 году объявился с дружиной князь Святослав. Перед этим он побывал на Оке с предложением тамошнему племени вятичей платить дань не хазарам, а ему, теперь дошел черед до булгар. Судя по всему, до военного столкновения дело не дошло, во всяком случае, русские летописи об этом не сообщают. Восточные хронисты упоминают о погроме городов на Волге, но, скорее всего, под впечатлением последующих событий. Из Булгарии Святослав направился вниз по реке, в Хазарию. Удар был страшным. Хронист писал: «Там были виноградники и сады, а сейчас остался лишь лист на стебле. Пришли на него русские, и не осталось в городе ни винограда, ни изюма. Населяли тот город мусульмане, идолопоклонники и приверженцы других религий, и ушли они…» Так закончилась история Хазарского каганата, могущественного и богатого государства. С Волги Святослав пошел к Черному морю и занял порты, через которые шла торговля хазар с Византией и Западом. Князь мечтал поставить под свой контроль весь участок Великого Шелкового пути от Каспия до Дуная. Но он через несколько лет погиб, и хазарское наследство досталось Волжской Булгарарии. Теперь ничто не могло помешать ее превращению в мощнейшее и богатейшее государство региона. Поход сына Святослава Владимира в 985 году, возможно, был попыткой реанимировать отцовскую мечту, но дальновидный князь сразу оценил перспективы затяжной и малоперспективной борьбы со значительно усилившимся к тому времени царством. Помните знаменитую фразу о сапогах и лаптях? Князь Владимир избрал путь торгового сотрудничества и добрососедства. Если бы и его потомки прислушались к завету своего святого предка! Многое тогда и в истории Руси, и в истории Булгарии сложилось иначе. Сергей Зацаринный Цикл очерков о досызранской истории нашего края "Вспомни всё"
Статья на сайте Маленькая Сызрань