1 Январь 2008 19:01
Потомки амазонок
Считается, что первым о наших краях написал отец истории Геродот. Он в конце V века до нашей эры побывал на северном побережье Чёрного моря и собрал сведения о народах, живших там по соседству с греками. О Среднем Поволжье Геродот рассказывал: «далее на восток живут фиссагеты – многочисленное и своеобразное племя. Живут они охотой. В тех же краях по соседству с ними обитают люди по имени иирки. Они также промышляют охотой и ловят зверя следующим образом. Охотники подстерегают добычу на деревьях (ведь по всей их стране густые леса). У каждого охотника наготове конь, приученный лежать на брюхе, чтобы меньше бросаться в глаза, и собака. Охотник с дерева стреляет в зверя из лука, а затем вскакивает на коня и бросается в погоню; собака же бежит за ним…» Совершенно ясно, что речь идет именно о лесостепи. А еще за столетие до Геродота некий Аристей жрец бога Аполлона, совершил путешествие в загадочную страну грифов, стерегущих золото, в которой большинство ученых склонно видеть современный Урал. О своем путешествии он написал поэму, дошедшую до наших дней лишь в отрывках, но позволяющую определить, что маршрут грека лежал именно через Среднее Поволжье. Правда, в поэме полно небылиц или, если хотите, художественных преувеличений, вроде одноглазых племен и тому подобных чудес, но, тем не менее, многое в рассказе жреца подтверждается археологическими находками. Прежде всего, это торговый путь, связывавший греческие колонии Причерноморья и Урал. Он проходил именно через наши места и конечной целью его были золотые прииски. Оттуда получали ювелиры Ольвии и других городов металл, из которого изготавливались те самые сокровища скифских курганов, составляющие гордость многих музейных коллекций. Проследить этот путь позволили бронзовые зеркала, встречающиеся на всем его протяжении. Они очень своеобразны и имеют ручки с обязательным изображением какого-нибудь животного. В Ольвии их изготавливали специально для продажи соседям-кочевникам. Древний путь шел через верховья Дона потом по границе степи на Урал. Видимо южнее было опасно. Подтверждением этого служат и многочисленные укрепления оставшиеся от той поры. Что вы хотите – на дворе стоял уже железный век, само название которого стало олицетворением войны и жестокости. На рубежах II-го и I-го тысячелетий до нашей эры климат в Европе резко ухудшился. Над северными лесами повисли серые тучи, поливавшие землю нескончаемыми холодными дождями, а в степи наступила великая сушь. Выгорали травы, мелели реки. Большая часть населения покинула наши места, а те, кто остался, вынуждены были приспосабливаться к новым условиям. В степи основой хозяйства стало коневодство. Лошадь неприхотлива, зимой может сама добывать корм из под снега. Кроме того, она очень мобильна и легко перемещается на большие расстояния. Своих хозяев лошадь снабжает молоком и мясом, а еще дает очень широкие возможности для поиска другой добычи, как охотничьей, так и военной. В лесах стало еще трудней. Охота могла прокормить очень ограниченное число людей, а для даже самого элементарного мотыжного земледелия требовалось огромное количество усилий. Вот здесь и пришло на помощь железо. Металл, который перевернул мир. В чем главное преимущество железа по сравнению с бронзой? Помимо большей твердости, это еще и повсеместная распространенность. Месторождения меди, а тем более олова редки, их разработка требует значительных усилий и большого количества рабочих рук. Это приводило к тому, что секреты горного дела, контроль над рудниками становились собственностью целых народов, передававших их из поколения в поколение. Именно от тех незапамятных времен до нас дошли сказания о гномах-рудокопах, живущих под землей и накапливающих сокровища. Такой порядок вещей накладывал специфику на все тогдашние международные отношения и торговлю. Кто не мог получить свои крохи от богатств «гномов» просто оказывался на обочине истории, попросту говоря, в каменном веке. Железо же распространено повсеместно. Это болотные руды, залегающие в низинах у озер и в поймах рек. Добыть из них металл и обработать его может даже один человек. Вот только знания для этого требуются немалые. Железо – металл капризный, разные примеси сильно изменяют его потребительские качества. Вот и пришли на смену полумифическим гномам, кудесники-кузнецы, свято оберегающие тайны ремесла от непосвященных и имеющие стойкую репутацию колдунов. Впервые железо научились перерабатывать в Закавказье еще в середине II-го тысячелетия до нашей эры. Долгое время тайну эту хранило племя халибов. Само оно давно забыто, а вот его имя благополучно дошло до наших дней. Им древние римляне называли сталь, а мы сейчас используем в слове «калибр». Халибов покорили пришельцы с севера хетты, одно из племен, покинувшее наши приволжские степи. Может таким путем, со временем, секрет обработки железа добрался до наших мест? Но в начале первого тысячелетия до нашей эры и лесные, и степные обитатели Среднего Поволжья уже изготавливали железные изделия. В лесах Правобережья тогда жили так называемые ахмыловские племена. Скорее всего, именно их и называл Геродот фиссагетами. Они оставили после себя множество укрепленных городищ, защищенных валами и рвами и богатые могильники, в которых часто находят скифские и кавказские изделия. Основой хозяйства ахмыловцев было скотоводство и охота. Главной добычей – меха, необходимые для торговли. Это была богатая и цветущая культура. И… исчезла практически мгновенно. Что-то страшное случилось в здешних лесах в VI веке до нашей эры. Основных версий две. Известный казанский археолог Халиков, много лет исследовавший памятники ахмыловской культуры, обнаружил на их поселении тектонические трещины, свидетельствующие о произошедшем здесь катастрофическом землетрясении. Именно это стихийное бедствие он и считает причиной исчезновения геродотовских фиссагетов. Сам же отец истории рассказывает о произошедшей в 512 году до нашей эры войне между скифами и персидским царем Дарием I.
Персы переправились через Дунай и два месяца шли вглубь скифских земель. Тогда отступающие скифы дошли до земель фиссагетов. Может именно это согнало ахмыловцев с насиженных мест? Так или иначе они исчезли в одночасье. На смену им пришли племена с севера с реки Камы. Их археологи называют ананьинцами. Они очень много внимания уделяли строительству укреплений. Свои городища аннаньинцы окружали несколькими линиями рвов и валов, а, самое главное, располагали их по строго продуманной системе. Цепь крепостей перекрывала проходы из степи и находились на таком расстоянии друг от друга, чтобы можно было подать сигнал дымом о приближающейся опасности. Своих умерших ананьинцы хоронили в простых прямоугольных могилах, обязательно ногами к реке. Некоторые ученые поэтому относят их к угорским народам. У тех были поверья, что путь в загробный мир идет по реке. С мужчинами клали оружие и бронзовые нашейные гривны, с женщинами – браслеты, кольца, серьги-подвески. Наши края этот народ обживал обстоятельно. Разводил лошадей, крупный рогатый скот и свиней, бил в лесах бобра, куницу, медведя, лису и лося. Рыбачил. Археологи нашли следы древних кузниц и кувшины с зерном, что предполагает наличие земледелия. Жили эти люди в бревенчатых домах, которые углубляли на полметра в землю и отапливали очагами, расположенными посередине. Правда, нашими земляками ахмыловцев и ананьинцев можно назвать с некоторой натяжкой. Жили они все-таки немного северней. Там где леса погуще и можно создать плотную систему заградительных укреплений. Лесостепь была местом слишком опасным и являлась пограничьем с воинственным кочевым миром. Ну а что Самарская Лука, спросите вы? Что было на этом острове, укрытом от исторических бурь на самой границе степи и леса? Здесь жили представители совершенно особой культуры, которую археологи называют белогорской. Высказываются предположения о ее родстве с ахмыловцами и ананьинцами, но очень осторожно. Тогда, в первом тысячелетии до нашей эры на приволжских кручах стояло несколько мощнейших, практически неприступных городищ. Они найдены возле современного Жигулевска, у сел Виновка, Подгоры, Жигули. Судя по всему, здесь не жили, а только прятались от опасности. Да и как можно жить на вершине более чем 200-метровой горы. Даже просто подняться туда – нелегкая задача, а уж штурмовать… В основу валов закладывали камень, сверху насыпали землю. Поблизости не найдено ни жилищ, ни могил. Очередные загадочные «орлиные гнезда», укрывшиеся в горах. На городищах найдены лишь осколки сосудов, что неудивительно, если учесть, что воду нужно было носить по 200-метровой круче. Много костей животных, в основном лошадей, хотя встречаются и коровы, свиньи, овцы. А еще нашли стрелу. Трехлучевую, савроматскую… За Волгой начинались владения кочевников. Тот же Геродот записал легенду о существовавшем некогда могущественном народе амазонок, женщин-воительниц. Они вступали в браки со скифами, а их дети уходили на северо-восток от отцовских владений и селились там. Так и возник народ савроматов. Были они, как и скифы, кочевниками, говорили на «испорченном», читай родственном скифском языке. А еще другой греческий автор Псевдо-Скилак называл их женоуправляемыми. Грек не врал. Археологи находят много свидетельств того, что женщины у савроматов занимали высокое социальное положение, становясь и воинами, и жрицами. Многие считают савроматов потомками тех самых срубных племен, живших здесь тысячелетием ранее. Скорее всего, так оно и есть. Очень много общего и в обычаях, и в погребальном обряде, и, вероятно, в религии. Своих умерших савроматы хоронили в курганах, головой на запад. Примечательно, что в курганных группах центральное и самое богатое захоронение обычно женское. Савроматы были весьма воинственны. По свидетельству Геродота, они принимали участие в войне скифов с Дарием, причем, в походе принимали участие и женщины. Историк утверждал, что савроматским девушкам не разрешали выходить замуж, пока не убьет хотя бы одного врага. Были савроматы кочевниками, разводили, в основном, лошадей и овец. Не найдено их поселений. Только курганы. Это про них сказал поэт: «Нет ни капищ у нас, ни богов, только зыбкие тучи…» Их уделом были вечные скитания и войны. Не позавидуешь соседям. В наших краях савроматские курганы обнаружены в Заволжье, в том числе, довольно далеко на север, недалеко от Тольятти. Найдено, одно захоронение совсем рядом с нами в селе Комаровка Шигонского района. Случайные находки попадаются еще ближе. Наконечник стрелы обнаружен возле самого села Губино. В погребениях савроматов находят оружие: мечи-акинаки, стрелы. Пятая часть погребений с оружием - женские. Часто с женщинами клали каменные жертвенники на ножках, бронзовые зеркала и раковины с румянами и белилами, а также другими красками. Вероятно, все это употреблялось в ритуальных целях. Над могилой обычно устраивали огромный костер. У савроматской культуры очень много общего со скифской. Те же мечи и кинжалы, с навершием в виде бабочки, особый зооморфный стиль в искусстве, характеризующийся изображением животных в вычурных позах. Помните рассказ Аристея о стерегущих золото грифах? Может он и имел в виду савроматов, любивших изображать фантастических крылатых грифонов и контролировавших подступы к уральским приискам? Но об одном обычае, описанном Геродотом, и, наверняка, имевшимся у савроматов, будет просто грешно умолчать. Грека, привыкшего чинно ополаскиваться теплой водичкой, поразил обычай скифов разводить в шалашах огонь, раскаливать в нем камни, а потом раздеваться, поливать их водой, и при этом хлестаться ветками деревьев. Так что русскую баню любили еще потомки амазонок. Сергей Зацаринный Цикл очерков о досызранской истории нашего края "Вспомни всё"
Статья на сайте Маленькая Сызрань