19 Январь 2020 21:56
Сызранские иконописцы возрождают старинные традиции
В Казанском соборе Сызрани хранится главная святыня сызранской земли – икона Феодоровской Божией матери. В этом году исполнится 307 лет с момента явления этого чудотворного образа на горе Кашпир летом 1713 года. Первое время после явления чудотворная икона находилась в специально выстроенном для нее храме в Свято-Вознесенском мужском монастыре. С ее появлением связан период расцвета обители. Почитаемая икона Феодоровской Божией матери написана в традициях Сызранской школы иконописи. В 90-х годах прошлого века в антикварных салонах Москвы и Санкт-Петербурга стали появляться таинственные иконы неизвестной до того времени иконописной школы. И еще совсем недавно их приписывали кисти признанных умельцев Палеха, Мстеры, Поволжья. Иконы, написанные в очень характерной, древней манере, отличались удлиненными пропорциями фигур и одухотворенными ликами святых, широкой лузгой – каймой по краям, отделяющей ковчег от поля иконы, расположенной в углублении. Лузга была расписана орнаментом из цветков ромашки и завитков в форме трилистника. По краю доски идет двойная опушь – то есть двойная отделка. Особенностью этих икон также был яркий насыщенный цвет большинства деталей, при этом общий сумрачный колорит «выдавал» руку древних мастеров. В таком стиле работали еще Андрей Рублев и Дионисий. Но довольно быстро эксперты выяснили, что иконы были созданы в конце XIX века. Их отличали устойчивые признаки, по которым можно определить иконы, как произведения, выходящие из одного центра. Все эти иконы были найдены в городах и селах Средней Волги, преимущественно в Пензе, Самаре, Хвалынске, еще больше – в Ульяновске, Алатыри, Карсуне. Затем стало ясно, что подавляющее число икон пришло из Сызрани. Поскольку город был относительно молодой, 1683 года основания, специалисты пришли к выводу, что для создания местной школы иконописи здесь просто не хватило бы времени, ведь такие школы создавались веками, как это происходило в древних Киеве, Москве, Великом Новгороде, Ярославле.
К тому же, лики на этих иконах были написаны в старой греческой традиции, которую на Русь принесли византийские иконописцы, обучавшие древнерусских мастеров. После тщательной работы в сызранских архивах, ученым и краеведам удалось постепенно, шаг за шагом, прояснить историю появления икон в этих местах, тесно связанную с историей старообрядцев. После расколовшей Русь в середине XVII века церковной реформы патриарха Никона, многие староверы бежали на окраины империи, значительная часть их уехала за границу. Но после манифеста 1762 года Екатерины II, призвавшей на родину беглецов-староверов, они стали возвращаться. Правительство предоставило им несколько мест для поселения, в том числе и крепость Сызрань. Старообрядцы активно осваивали Поволжье, налаживали хозяйство, строили храмы, и всего за несколько десятилетий Сызрань превратилась в один из самых богатых городов на Волге. Когда-то, уезжая из России, староверы увозили с собой все самое дорогое и, прежде всего, старые иконы. Они же, спустя век после трагического раскола, и вернули редкие образцы древнерусской иконописи на родину. Да и не запрещали им писать иконы так, как учили предки. Все эти иконы, как было принято на Руси, написаны темперой – натуральными природными минеральными красками, замешанными на водно-яичной эмульсии. Такое письмо требует от мастера высокой точности, так как темпера не прощает ошибок, ее нельзя подправить, как масляную живопись. Зато и краски получаются воздушные, прозрачные, что так подходят для изображения одухотворенных ликов святых. Сегодня в Сызрани проживают представители двух старообрядческих общин, и в молельном доме одной из них висят точно такие же иконы. Именно крепкая вера старообрядцев, их обособленная жизнь сохранила до наших дней не только церковные каноны древнерусского государства, но и его иконописные традиции. Староверы собирали, хранили памятники старины, а когда власти стали изымать иконы из церквей, прятали их по домам. Видимо, так же чудом сохранился и рукописный Месячный иконописный подлинник XIX века, в котором подробно объяснялось, как правильно пользоваться древним греческим письмом. По запискам, вложенным в рукопись, удалось определить, что принадлежал он Давиду Попову, местному иконописцу. Также внутри обнаружили несколько прорисей на кальке с ликами святых. Наложив прориси на иконы, исследователи убедились в их полном совпадении.
Дед Попова, как гласит архивная запись, также был иконописцем, впрочем, как и его внуки. Один из них, Александр Бочкарев, стал самым известным иконописцем Сызрани, выполнившим сотни заказов на написание икон. Обычно их заказывали очень состоятельные люди, ведь такая высококлассная икона, да еще украшенная золотом, писалась несколько месяцев и стоила от 5 до 40 рублей серебром. А рубль серебром тогда был равен тысяче нынешних долларов.
Но Сызрань как раз и была таким городом, в котором проживало много обеспеченных и набожных купцов, они-то и были постоянными заказчиками, в том числе иконописцев династии Поповых-Бочкаревых. В мастерской у Давида Попова в течение десятилетий постоянно перенимали опыт четыре-пять иконописцев. А всего в Сызранском уезде в конце позапрошлого столетия работало не менее 70 иконописных заведений, а также мастеров-одиночек. Значит, их иконы были востребованы. Удивительный факт: к середине XIX века в Сызрани за несколько десятилетий была создана крупная иконописная школа, не уступающая древнейшим школам Москвы, Великого Новгорода, Владимира. Причем, все это время школа оставалась живой, развивалась, нисколько не отступая от канонов. Своим творчеством Александр Бочкарев прославил Сызрань на всю Россию и за ее пределами. В 1896 году на Новгородской выставке он был удостоен награды от императора Николая II. После революции судьба сызранского иконописца сложилась непросто. В 1929 году он был арестован, а в 1932 году сослан на поселение в село Холмогоры под Архангельск. Скончался Александр Бочкарёв 31 мая 1934 года, вскоре после возвращения из ссылки. Его иконы изымались из храмов, ими выстилали полы в конюшнях. Конечно, многие из бочкаревских работ к сегодняшнему времени утрачены. Но несколько икон знаменитого сызранского мастера есть в фонде местного краеведческого музея и в частных коллекциях. Есть они и в молитвенном доме местной старообрядческой общины – эти иконы, правда, укрыты от постороннего взгляда. Сегодня Сызранская иконопись возрождается благодаря мастерам, продолжающим традиции этой школы. Среди них и местная уроженка Наталья Пяткова. Она с детства увлекалась живописью. В 1990 году окончила художественное училище в г. Холуй Ивановской области. Работала на Холуйской фабрике лаковой миниатюры. С 1992 года Наталья стала заниматься иконописью, - «душа так захотела». На это дело Наталью благословил архимандрит Волоколамский и Юрьевский Питирим. В 1996 году она вернулась в родной город и стала заниматься реставрацией работ сызранского мастера Александра Архиповича Бочкарева и возрождением традиций сызранской иконописи. Выставки ее работ проходили в Сызрани, Самаре и Москве, Санкт-Петербурге. Про Наталью говорят: талант от Бога. Супруг Юрий помогает ей – готовит доски для икон, занимается золочением, подготовкой стен для росписи. Иконописцы прошлого пользовались техникой письма, наработанной веками, а сегодняшним мастерам, к которым принадлежит и Наталья Пяткова, приходится изучать ее по старинным образцам и самим доходить до секретов мастерства. Но, как и раньше, иконы пишут на кипарисовой ковчежной доске. Все так же сызранскую икону отличает филигранное, так называемое «мелочное» письмо, разделка всех складочек на лице, на глазах – обязательно реснички, все тонко прописано. В такой манере писали очень высокие мастера. В местных иконах присутствуют светлые радостные, часто белые и золотые тона. По краю иконы обычно изображают патрональных святых, покровителей заказчиков. Подписаны иконы в стиле старообрядческих книг – вытянутым полууставом. Использовалась и меднолитая пластика, то есть роспись по деревянной доске сочеталась с вмонтированным по центру медным литым крестом, что также характерно для старообрядческой традиции. Кроме икон, в сызранской манере письма также изготавливают иконки-обереги, расписывают шкатулки, брошки, крышки ларцов.
В Вознесенском мужском монастыре в Сызрани, основанном еще в конце XVII века есть чудесные иконы и росписи, созданные современным сызранским мастером – Натальей Пятковой. «Первым нас благословил на создание икон для храмов митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, - рассказывает Юрий Пятков. - Было это в 1991 году в Москве, на выставке в Доме дружбы народов, для которой мы подготовили пять или шесть икон». С тех пор многие православные храмы были украшены иконами, созданными Пятковыми. Эти мастера расписывали, к примеру, Казанский собор в Сызрани, храмы в Шигонах и Кустанае (Казахстан). Иконы сызранских мастеров в свое время были преподнесены в дар патриарху Алексию II, Президенту России Владимиру Путину. Одна из работ есть в коллекции Дома Романовых. Одно из последних творений мастеров - лики святых на стенах Вознесенского мужского монастыря в Сызрани… Смотришь на них и чувствуешь покой и умиротворение. Гармоничные цвета, одухотворенные лица, тщательно прорисованные мягкие складки одежд. Между образами – затейливый орнамент с вьющимися растениями, цветами и райскими птицами. Это уже придумка самих сызранских мастеров. И она гармонично сочетается с ликами святых. «В иконе должна быть душа, - считает Наталья. - Наверное, передается она, прежде всего, через глаза. Берешь такие иконы – от них будто бы тепло идет. Вот и мы хотим, чтобы от наших икон шло тепло…» Галина ДеренВСЕ МЫ - РОССИЯ!
Статья на сайте Маленькая Сызрань