15 Май 2013 09:21
Куда летит «Касатка»?

Еще в конце марта Сызранский драматический театр вынес на суд зрителей очередную премьеру — трагикомедию «Касатка» по одноименной пьесе Алексея Николаевича Толстого, чье имя и носит наш храм Мельпомены. Спектакль был приурочен к 130-летию со дня рождения писателя, имевшего самое непосредственное отношение к нашему городу. Скажем сразу: это одна из лучших постановок СМДТ уходящего сезона. Попытаемся объяснить, почему именно.«Красный граф», как иногда звали А. Н. Толстого, конечно, больше известен своей прозой. Достаточно вспомнить трилогию «Хождение по мукам». Драматические же его произведения ныне ставят, откровенно говоря, редко. Уже по этой причине стоит снять шляпу перед режиссером Владимиром Хрущёвым, решившим пойти на смелый эксперимент.Не будем забывать и о том, что творческий метод нашего земляка имеет свои особенности. Для сравнения: в драматургии Чехова, с его недомолвками и недоговоренностями, слова становятся ширмой, искусной маскировкой подлинных мотивов действий тех или иных персонажей, движения их душ. У Толстого же — наоборот: все чувства, эмоции героев выражаются с помощью вербальных средств (по сути, это есть продолжение, скорее, традиций драматургии Островского).И вот тут стоит обратить внимание на одну деталь. Дело в том, что в самом тексте пьесы у главной героини - Касатки - реплик оказывается не так уж и много. Поэтому гораздо большее значение приобретают невербальные средства: жесты, мимика, интонация... И очень интересно наблюдать, как актрисы (засл. артистка РФ Татьяна Дымова или Татьяна Леднёва — в зависимости от состава) выполняют эту труднейшую сверхзадачу, поставленную режиссером.Кстати, в своем интервью Владимир Хрущёв говорил так:- Захотелось на первый план выдвинуть идею «потерянного рая». Она подкрепляется многими символами по ходу спектакля. Вторая главная мысль, которую хотелось донести до зрителя, - важность любви в нашей жизни.Заметим, что обе эти идеи в постановке прекрасно реализованы.


Воссозданное на сцене имение колоритной тетки Варвары, которую сыграла Нина Барковская, - ностальгия самого Толстого по беззаботному детству, проведенному на хуторе Сосновка под Самарой? Это то самое идеализированное дворянское гнездо, где, по словам главного героя князя Бельского (засл. артист Юрий Андрухович), «пахнет медом, повиликой»? Не все так просто!«Касатка» была написана в 1916 году. В это время шла Первая мировая война с ее ужасами в виде газовых атак и пулеметного огня. Помилуйте, о какой любви, о каких цветочках может идти речь? Как известно, художнику дается свыше: автор «Буратино» и «Аэлиты» благодаря своему таланту предчувствовал наступление кровавого колеса революций и гражданской войны. Наверное, это — прощальная песнь, буквально — реквием той дворянской культуре, рожденной в родовых усадьбах. И окончившейся гораздо раньше, еще когда вырубили чеховский вишневый сад...Так можно ли говорить о теме любви как конструктивной идее? Казалось бы, вся пьеса — гимн этому искреннему, настоящему чувству. Да, перипетии сюжета, рокировки любовных пар и высокие слова. Только вот отчего-то главные герои уезжают на пароходе в никуда...Однако вернемся к спектаклю. Весьма интересны многие режиссерские остроумные находки (не будем их описывать, дабы не лишать зрителя удовольствия первооткрывателя). Отметим и чудесную работу Валерия Ковалёва — все эти трасформируемые задники, многоуровневое пространство сцены, игру теней и света, освоенные актерами декорации и реквизит.В итоге получился динамичный и, главное, интересный спектакль. Сам сюжет, прекрасный актерский ансамбль, развитие образов как главных, так и второстепенных персонажей держит в напряжении все время действия. Так что не поленитесь, сходите на «Касатку». Честное слово - не пожалеете.Андрей ИлюшинВВС №1811 мая 2013

Статья на сайте Маленькая Сызрань
© 2005-2020
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ №ФС77-30887 от 28.12.2007