2 Июнь 2011 23:03
Тупик транспортных коридоров

23 мая появились дополнительные основания считать, что ситуация вокруг передела имущества бывшего ОАО «Сызранский комбикормовый завод» (СКЗ) далека от завершения. Заинтересованные стороны уже на протяжении ряда лет не могут окончательного выяснить свои отношения. Здесь сошлись интересы Виктора МАЙОНОВА, Вардана ОГАНДЖАНЯНА, Гарри АВАНЕСЯНА. Активы СКЗ используются под непрофильные проекты. И это в то время как площадка является достаточно привлекательной с точки зрения ее логистических и элеваторных возможностей, а Сызрань считается пересечением основных транспортных коридоров Евразии. Стоит предположить, что ею вскоре могут заинтересоваться более серьезные игроки, не связанные с местным бизнесом.Большая распродажаУдобное географическое расположение Сызрани и Октябрьска (пос. Батраки), как в царские, так и в советские времена позволяло занимать региону одно из ведущих мест в России в области хлеботорговли. Позже Сызрань стала крупным транспортным узлом. Экспертами и сейчас подчеркивается ее ключевое положение на карте, позволяющее вести отгрузку зерна всеми видами транспорта. Водный, железнодорожный, автомобильный транспорт легко может быть задействован с территории как Сызрани, так и Октябрьска.Применительно к территории бывшего СКЗ следует добавить, что она находится неподалеку от местного речного порта. Есть здесь и железнодорожная ветка. А мимо проходят недавно электрифицированные пути в сторону ст. Сенной Саратовской обл. Сызранский транспортный узел является пересечением двух основных транспортных коридоров российской части Евразии «Север-Юг» и «Запад-Восток». Но одного удобного географического расположения для развития настоящего бизнеса оказалось явно недостаточно.Проблемы на СКЗ возникли далеко не вчера. СКЗ занимался производством кормов и торговлей сельскохозяйственным сырьем. В 1998 г. СКЗ выпустил 3703 т комбикормов, а в 2004 г. — всего 52 т. В марте 2006 г. была запущена процедура ликвидации предприятия. Конкурсным управляющим являлся Евгений Дульнев. Имущество СКЗ по ул. Образцовской, 97, было выставлено на торги. В лоты были включены зерносклады, железнодорожное оборудование, сушильно- очистительная башня и прочее имущество. В 2010 г. СКЗ был ликвидирован вследствие банкротства. Соответствующая запись внесена в ЕГ-РЮЛ 30 августа 2010 г.СКЗ являлся дочерним по отношению к ООО «Волгохлебопродукт» (ВХП). ВХП был основным акционером СКЗ. Доля его участия в обществе составляла 89,1%. По данным ФНС, на ВХП процесс ликвидации был начат в апреле 2007 г. Председателем ликвидационной комиссии являлся Николай Москаев. Генеральным директором ВХП был в 2006 г. Виктор Майонов. Одно время он же возглавлял СКЗ. По данным ЕГРЮЛ, по состоянию на июль 2002 г. Майонову в уставном капитале ВХП принадлежала доля в 60%. Уставный капитал ВХП составляет 10 тыс. р. По Росстату, ВХП ликвидирован 31 декабря 2010 г.С большой долей уверенности можно говорить о том, что при распродаже имущества СКЗ ряд стоявших за этим лиц остались при своих интересах, сохранили контроль над процессом. Скупка и перепродажа земли и другого имущества также является прибыльным бизнесом. Но интерес к площадке проявили и новые, в т.ч. и иногородние, игроки. Вокруг площадки начались судебные процессы.Пилят землю29 марта 2010 г. в Арбитражный суд Самарской обл. с заявлением о признании незаконным отказа администрации Сызрани от 4 марта 2010 г. в принятии решения о предоставлении земельного участка на праве собственности обратилось тольяттинское ООО «МЭТР».Речь шла об обязании подготовить проект договора купли-продажи участка общей площадью 456 кв. м, расположенного по ул. Образцовской, 97. Позже МЭТР отказался от иска.ООО «МЭТР» зарегистрировано в Тольятти. Возглавляет предприятие Гарри Аванесян. МЭТР, по Росстату, занимается оптовой торговлей фруктами, овощами и картофелем. Уставный капитал предприятия составляет 10 тыс.р. Учредителями МЭТРа в ЕГРЮЛ названы Вячеслав Саблин (20%), Надир Мамишов (10%), Гарри Аванесян (40%) и Наталья Орлова (30%). О первых двоих данные внесены в реестр в 2009 г., о вторых двоих — в 2010 г.2 июля 2010 г. МЭТР вновь обратился в Арбитражный суд Самарской обл. На этот раз — с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской обл. в лице Сызранского отдела (Росреестр). МЭТР потребовал обязать Росреестр аннулировать имеющие временный характер сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 63:08:0103027:66. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены администрация Сызрани и СКЗ.


Впоследствии к участию в деле также было привлечено ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской обл. Представитель Росреестра при этом указывал, что названный участок уже аннулирован. Представитель СКЗ также возражал против удовлетворения требований.Ходатайства о вступлении в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, представили ИП Оганджанян и ООО «Стрежень». Ходатайства были мотивированы нахождением на участке объектов недвижимости, находящихся у них в собственности. Стоит предположить, что, став владельцем неких активов на площадке СКЗ, МЭТР столкнулся с противодействием сызранских предпринимателей. В т.ч. Виктора Майонова и Вардана Оганджаняна.ООО «Стрежень» зарегистрировано все по той же ул. Образцовской, 97. Единственным учредителем «Стрежня» названа Наталья Каргина, генеральным директором -Виктор Майонов. Данные о нем внесены в ЕГРЮЛ в декабре 2008 г., о Картиной — в ноябре 2009 г. Основная деятельность «Стрежня» — оптовая торговля зерном. По данным ЕГРЮЛ от 2005 г., 30% в ВХП принадлежало Любови Картиной. ИП Оганджанян осуществляет деятельность через сеть магазинов «Стройбастер». Также Оганджанян является директором и единственным учредителем ООО «Лакокраска». На бывшей площадке СКЗ сейчас уже практически завершено строительство многоэтажного здания. Оно может быть использовано под торговый центр, производственную, складскую базу. С большой долей уверенности можно предполагать, что к строительству имеет отношение владелец Стройбастера.И на этот раз МЭТР позже отказался от своих требований. Это не помешало ему 4 апреля 2011 г. вновь обратиться по сызранский проблемам в арбитражный суд. 23 мая 2011 г. продолжилась подготовка к судебному разбирательству дела по иску МЭТРа к ФГУ «Земельная кадастровая палата» (г. Самара). Иск касается признания незаконным решения о приостановлении кадастрового учета образуемых земельных участков от 11 марта 2011 г. В качестве третьих лиц в дело привлечены в числе прочих администрация Сызрани, ИП Оганджанян, «Стрежень». Причем в этот раз Оганджанян и «Стрежень» поддержали заявленные требования. Разбирательство может затянуться. Тогда судьба территории СКЗ окончательно определится нескоро. Если, конечно, она не привлечет серьезного игрока со стороны.Вне концепцийСейчас в России на государственном уровне сформулированы амбициозные задачи в зерновой отрасли.Новую редакцию «Концепции развития рынка зерна России на среднесрочную перспективу» разработал и Российский зерновой союз (РЗС). Она касается как сельхозпроизводителей, так и переработчиков, предприятий хранения, грузоперевозчиков. В частности, в концепции РЗС ставятся вопросы преодоления транспортной изолированности регионов. Эксперты отмечают, что вопросы технического состояния и наличия мощностей для хранения зерна, несоответствия потребностям роста рыночного оборота зерна уровню развития транспортной инфраструктуры стоят достаточно остро.В этом отношении Сызрань, казалось бы, имеет ряд преимуществ перед другими территориями, в т.ч. и базу СКЗ, где еще сохранилась часть зерновой инфраструктуры. При определенных условиях здесь можно было бы осуществлять комплекс услуг по переработке, складированию зерна. Вероятно, площадкой могли бы заинтересоваться в ОАО «Группа «Русагро». Генеральный директор Русагро Максим Басов открыто заявил, что компания рассматривает Самарский регион как стратегический объект для развития аграрного бизнеса. В то же время он сообщил: «Русагро не планирует приобретать элеваторы».Имеется и другой потенциально перспективный вариант. Речь идет о примере логистического комплекса в г. Кинеле. Местное ОАО. «Средневолжская логистическая компания» (СЛК) заявляет о себе как об одном из лидеров соответствующего сегмента рынка. СЛК подчеркивает в качестве своих достоинств близость к крупной железнодорожной станции, аэропорту и речным портам Самары и Тольятти.Для уменьшения логистических издержек, помимо выгодного расположения, важны инвестиции в строительство современных терминалов, контейнерных площадок большой мощности. Вероятно, для модераторов процессов на территории СКЗ подобные генеральные задачи неинтересны. Возможно, им выгоднее спекулировать землей и контролем над ней. Это может выглядеть актуальным, пока не прояснились окончательные перспективы создания региональной логистической системы. Ранее предполагалось, что под нее могут быть использованы площадки как в Сызрани, так и в Октябрьске. Стратегия развития транспортного комплекса Самарской обл. до 2020 г. связана с решением задачи включения региона в систему евроазиатских транспортных связей.

Статья на сайте Маленькая Сызрань
© 2005-2020
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ №ФС77-30887 от 28.12.2007