15 Август 2024 08:11
«Ну, давай, пролетай, птица!» Что происходило на борту самолета Дамира Юсупова 15 августа 2019 года
Пять лет назад экипаж нашего земляка, Героя России Дамира Юсупова, спас попавший в аварийную ситуацию самолет и людей на борту, посадив его в кукурузном поле. После столкновения со стаей птиц у борта отказали оба двигателя: как позже выяснит следствие, птицы прикормились на местной свалке, которую собирался, да все никак не мог убрать руководитель муниципалитета, расположенного на пути взлета самолета. Расследованием причин инцидента занялись СК, Росавиация и Межгосударственный авиационный комитет. В 2022 году комитет закончил работу и сделал выводы, правильно ли поступал экипаж в этой чрезвычайной ситуации.
Комиссия проанализировала действия пилотов, в том числе и во время
подготовки к взлету, состояние самолета после столкновения с птицами и
возможность возвращения в аэропорт вылета.
Так, в отчете
отмечается, что в этот день орнитологическая обстановка в аэропорту
Жуковский была «сложной». Об этом предупреждал диспетчер. Видели птиц во
время подготовки к взлету и руления и члены экипажа. Это подтверждается
переговорами между ними, которые были записаны бортовым оборудованием.
В
своих объяснениях экипаж говорил, что они дожидались, пока птицы
улетят. Но, как указано в отчете, это не согласуется с записями
самописцев: от выруливания на исполнительный старт и до начала взлета
прошло менее 10 секунд и службе УВД (диспетчерам. — Прим. ред.) экипаж о
наблюдении птиц не докладывал.
Во время разбега, судя по внутрикабинным переговорам, командир воздушного судна (КВС) вновь обратил внимание на птиц:
— Ну давай, (неразборчиво). Пролетай, птица, *** (блин), — указаны слова КВС в отчете МАК.
В дальнейшем комиссия будет не раз обращать внимание на психоэмоциональное состояние экипажа после столкновения с птицами.
—
Таким образом, экипажем была пропущена операция по уборке шасси.
Пропуск этой типовой операции, выполняемой «на автомате» в каждом
полете, свидетельствует о том, что наиболее вероятно на данном этапе оба
члена экипажа пребывали в неоптимальном психоэмоциональном состоянии,
при этом образ восприятия полета у них был критически сужен. Вероятной
причиной этого является резкий скачок психоэмоционального напряжения
после столкновения со стаей птиц, то есть экипаж начал терять
работоспособность в психологическом плане, — говорится в документе.
Но также в примечании комиссия отмечает и то, что данная операция была критически важной для дальнейших действий пилотов:
—
В сложившихся конкретных условиях аварийного полета, при фактической
остаточной величине тяги двигателей, уборка шасси была критически важна с
точки зрения возможности продолжения набора высоты без потери скорости.
С выпущенным шасси набор был невозможен, то есть любые дальнейшие
действия экипажа были бы нерезультативны с точки зрения возможности
продолжения полета, — заключила комиссия.
Интересным в документе
выглядит и тот факт, что экипаж не обсуждал возможность вынужденной
посадки. Этот факт, как сказано в отчете, не позволил комиссии
определить, когда пилоты поняли, что приземление неизбежно. Не
производились ими и процедуры, необходимые при посадке. Также именно в
этот момент КВС убрал шасси, тогда как по регламенту садиться на сушу
необходимо именно с выпущенным шасси.
— Таким образом, с самого
начала развития особой ситуации действия экипажа, в первую очередь КВС,
имеют явные признаки дезорганизации, непоследовательности и хаотичности,
то есть частичной потери работоспособности в психологическом плане, —
заключила комиссия.
В конечном итоге в заключительной части
отчета комиссии присутствует, в том числе и фраза «невозможность
продолжения полета при фактической конфигурации самолета (неубранное
положение шасси)». Кроме этого, в отчете отмечают проблемы с
орнитологическим контролем и качества информирования экипажа о
«перелетах птиц», а также с нормативными документами.
Но все это
произойдет потом. А в тот знаковый день экипаж не растерялся, он сумел
сохранить спокойную обстановку на борту, не допустил паники, и смог
посадить самолет при обоих вышедших из строя двигателях. Экипаж спас
людей. Президент России Владимир Путин вручил членам экипажа
государственные награды. Нашему земляку и почетному гражданину города
Сызрани Дамиру Юсупову было присвоено звание Героя России.
Новость на сайте Маленькая Сызрань