1 Июнь 2024 17:20
О шедеврах в шедевре: как утопическая Фабрика-кухня стала сегодняшней реальностью

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, блог в Дзен
Читайте нас в Новости и Google.Новости

Рассказав нашим читателям о крупнейшем за последнее десятилетие культурном проекте Самары – открытии филиала Третьяковской галереи, - обойти стороной историю здания, в которой галерея расположилась, просто нельзя. Потому что и здание, и его создательница – интересны во многих смыслах. Они вернулись из небытия вместе — архитектор и ее opus magnum. Устройству филиала Третьяковки предшествовала почти детективная история. Когда в 2008 году закрутилась эпопея по спасению здания Фабрики-кухни – а его в прямом смысле спасли от сноса самарские архитекторы! - об авторе проекта было известно очень мало: только фамилия и имя — Максимова Екатерина. Поисками прошлого занялся аспирант Самарского государственного архитектурно-строительного университета Александр Исаков. Упоминание о Екатерине Николаевне Максимовой он обнаружил в сборнике «Первые женщины-инженеры». Там же сообщалось, что она погибла в 1932 году при странных обстоятельствах - попав под поезд, и была похоронена на Ваганьковском кладбище.
Место захоронения и натолкнуло аспиранта на мысль о высоком социальном положении автора самарской Фабрики-кухни. Нашлась могила. Именно через оставленное на могиле сообщение родственникам Максимовой удалось связаться с внуками архитекторши: те и поведали детали биографии этой удивительной женщины. Екатерина Максимова родилась 12 декабря 1891 года. Выросшая в Казани в религиозной православной семье, 19 лет от роду, девушка отправилась вслед за братом в Санкт-Петербург, где поступила на Высшие женские политехнические курсы.
Тут важно упомянуть, что это учебное заведение было основано по инициативе Прасковьи Ариан - одной из главных русских феминисток рубежа XIX–XX веков. Возможно, именно феминизм и стал точкой опоры Максимовой и ее проекта. История гигантских комбинатов общественного питания, известных как фабрики-кухни, продолжалась всего-то чуть более пяти лет. Индустриализация. СССР на стройке. Количество рабочих на заводах росло, и жили они в бараках без кухонь. Поэтому кухни решили строить централизованно и индустриально. Так что появление Фабрики-кухни при самарской заводе №42 имени Масленникова – не уникально. Зато уникален сам проект, который Максимова создала.
«Молот» готовит - «Серп» ест
В новом мироустройстве Страны Советов большая роль отводилась идее равенства, в том числе полового. Вот что пишет сама Екатерина Максимова о своем «детище»: «В будущем фабрика-кухня должна стать ключевым элементом в теории социального урегулирования, освободить женщину от скучных домашних обязанностей и дать возможность полноценной жизни и самовыражения наравне с мужчинами».
Главная «фишка» Фабрики-кухни в Самаре – сама ее форма. Серп и молот - советский символ, придуманный в 1918 году художником Евгением Камзолкиным - заменил в идеологическом пространстве христианский крест. У Максимовой же эта символика наполнилась еще и функцией. «Форма определяет функцию», а в случае фабрики-кухни идеологически верная форма определяет содержание на технологическом уровне.
В «серпе» размещалось три обеденных зала: для детей, для рабочих и для сотрудников фабрики. На крыше между двумя основными входами располагалась летняя терраса. В «молоте» находилась кухня, откуда по трем конвейерам пища подавалась в «серп». Этажи соединяли шесть лестниц, три из которых были парадными. Помимо обеденных залов, в здании располагались кулинария, магазин, парикмахерская, почта. Пропускная способность самарской Фабрики-кухни рассчитывалась на …9 тысяч обедов в сутки!
Фабрика-кухня: музей утопии - примета времени
Часть пространства на первом этаже филиал Третьяковки отдал под музей, посвященный зданию, его создательнице Екатерине Максимовой и самому феномену фабрик-кухонь. Это совсем другая выставка, нежели в галерее – в ней нет философских замыслов, по восприятию она куда проще. Хотя креативности в ней тоже хоть отбавляй!
Размещенные предметы советского кухонного быта переносят посетителей в мир граненых стаканов, алюминиевых кастрюль и разных полезных приспособлений – атмосфера экспозиции очень «ламповая», хоть и сравнительно небольшая! Но артефакты кухонного быта «советского» периода XX века – настолько трогательны в своей простоте! Чугунная «вафельница», ручная соковыжималка, разнообразной формы сифоны для газировки – знакомые по бабушкиной кухне предметы соседствуют тут с более ранними артефактами – «столовскими» чанами-автоклавами, овощечистками, гигантскими половниками.
Аутентичность советской кухни – как производство промышленных масштабов, так и ее квартирный вариант, - выставка, которую можно посетить просто так, исключительно ради досуга.
...Насколько переплетена, казалось бы, простая тема еды с идеологией и даже будущим! Ведь, по-сути, сегодня роль таких вот фабрик-кухонь выполняют крупные супермаркеты и всевозможные рестораны с доставкой – современная женщина если и становится «рабыней» кухни, то уже исключительно по собственному желанию. Ведь теперь можно купить и готовый обед, и заказать доставку на дом. Так что «детище» архитектора-феминистки Екатерины Максимовой живет и здравствует по сей день – просто в другом уже виде.






Новость на сайте Маленькая Сызрань
© 2005-2021
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ №ФС77-30887 от 28.12.2007