Кризис докатился до САЗа
На прошлой неделе стало известно об очередных мерах, предпринятых
руководством ОАО «Сызранский автоагрегатный завод», связанных с
оптимизацией производства. На самом предприятии ситуацию не
комментируют. Однако эксперты предполагают, что речь может идти если не
об остановке производства, то о введении сокращенной рабочей недели.
Проблемы САЗа могут быть связаны с трудностями, с которыми столкнулось
в последнее время ОАО «АВТОВАЗ».
САЗ, генеральным директором которого является Владимир Сосновцев,
прошел процедуру неокончательной регистрации в МНС в 2002 год. На
начало 2009 года акционерами предприятия, по данным Росстата, числились
ООО «САЗ-Инвест», которому принадлежит 61% доли в уставном капитале, и
ООО «Иж-Траст» (39% в уставном капитале). У предприятия имеется
несколько дочерних производств. САЗу принадлежат 100% в ООО «ССМ-плюс»,
ОАО «САЗ-Инвест», ООО «Столовая САЗ», ООО «ЭТС-САЗ». Также САЗ владеет
75% ОАО «Сызрань-специнструмент», 60% ООО «ВВС». Все эти предприятия
расположены в Сызрани на Пристанском спуске. Также САЗу принадлежит
4,12% участия в ООО «Регинальная регистрационная компания» в Самаре.
Задачами последней является ведение реестра владельцев ценных бумаг.
По данным САЗ конца 2007 года, в качестве дочернего предприятия
числилось и ООО «Волгавагонсервис» (60% участия). Это предприятие
занималось ремонтом и техобслуживанием локомотивов и вагонов.
На дочерние предприятия выведена часть вспомогательных производств.
Большая их часть расположена на одной промышленной площадке. Фактически
это территория бывшего ОАО «Сызраньсельмаш» (комбайновый завод).
Предприятие занималось в числе прочего и выпуском сельскохозяйственной
техники.
В свое время Владимир Сосновцев являлся арбитражным управляющим ОАО
«Сызраньсельмаш». Активы завода после реорганизации, как полагают
эксперты, и перешли к группе предприятий САЗ. Сам САЗ эксперты
связывали с Группой «СОК». Наконец 2007 года активы САЗ оценивались в
422,859 млн.р. В то же время кредиторская задолженность предприятия
составляла 141,167 млн.р. При себестоимости проданных товаров в 317,133
млн.р. в 2007 компания показала убыток 21,909 млн.р.
Привлекая средства в 2007 году, САЗ заключил договор с ОАО
«Коммерческий банк «Солидарность». В залоге оказались товары в обороте
на 13 млн.р., готовая продукция на 3,5 млн.р и оборудование на 2 млн.
р. Также в 2007 году были заключены договоры беспроцентного займа на
1,4 млн.р. и 3 млн.р. с ОАО «Сызраньавтокомплект». Рассчитаться с ними
предполагалось в 2011 и 2012 года.
ООО «САЗ-Инвест», которое возглавляет Ирина Назлуян, по данным
компании, должно заниматься продажей и сдачей внаем недвижимого
имущества производственно-технического назначения. Среди дочерних
компаний Рос-стат называет САЗ (61% участия, ООО «Энергия плюс»
(19,5%), ООО «МАФФИН» (19,5%), ООО «Сельмаш» (17%). Эксперты
предполагают, что при организации группы компаний на базе бывшего
Сызраньсельмаша была использована распространенная в Сызрани схема
дробления предприятия на прибыльные и убыточные производства с
последующим выкупом первых. Также не исключено, что названная форма
организации бизнеса позволяет владельцам группы чувствовать себя
свободно в плане перераспределения финансов внутри компании. Такая
версия может иметь место в разрезе следующих данных. В 2006 году
валовая прибыль ООО «САЗ-Инвест» показана в размере 174 тыс. р.
При этом управленческие расходы компании составили 154 тыс. р. Чистая
же прибыль определена в 14 тыс. р. Крайне сомнительно, что, работая
полностью открыто, какой-либо предприниматель удовлетворился бы
подобными цифрами.
Эксперты полагают, что в нынешних сложностях САЗа нет ничего
удивительного. Они считают, что при спаде производства, как это уже
было во время прошлого кризиса, закономерно понижались и показатели.
При этом непосредственные производители выходили из кризиса позже, чем,
например, дилеры. Тем не менее нельзя отрицать, что компания
планировала в 2008 году прирост, связанный с увеличением на АВТОВАЗе
выпуска автомобилей марки Lada Kalina. Причем по некоторым позициям САЗ
и по сей день является единственным поставщиком АВТОВАЗа.
В 2007 году САЗ сумел получить долю в поставках стеклоподъемников с
электроприводом в размере 10,4% от общей потребности АВТОВАЗа. При этом
он занимался производством механических подъемников, брусьев
безопасности, деталей и узлов на переднеприводные автомобили. Также САЗ
является поставщиком ОАО «Пластик» и ОАО «Иж-Авто» (противосолнечные
козырьки, пружины и детали сидений). Однако именно зависимость от
АВТОВАЗа может рассматриваться источником главных проблем предприятия.
Петр Кожевников
Хронограф №10
23 марта 2009
Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.