Реклама
Главная
Новости
Новости по-старому
Новости по категориям
Власть
Общество
Культура
Медицина
Образование
Спорт
Благоустройство
Коммунальная сфера
Экономика и бизнес
Правопорядок
Происшествия
Из жизни
Непознанное
В регионе, в стране
Оперативная информация
Статьи
Каталог фирм
Яндекс.Погода


История города > досызранская эпоха

Колыбель рыцарства



В IV веке до нашей эры в нашей лесостепи снова появляется оседлое население. Люди эти пришли с запада, откуда-то с Оки. Постепенно они заселили все Правобережье до самого Хвалынска. Жили в неукрепленных поселках - селищах, но строили и небольшие городища площадью по тысяче квадратных метров. Археологи называют эту культуру городецкой.
Материальный быт новых обитателей Среднего Поволжья мало чем отличался от их предшественников. Основой хозяйства было скотоводство. Все больше держали крупный рогатый скот, меньше – мелкий, развито было и свиноводство. Уважали лошадь, используя ее, как вьючное животное. Много охотились. Излюбленной добычей был лось, рога которого широко использовались в косторезном деле, часто хаживали на медведя. Другой желанной целью была пушнина. Археологи находят на городецких поселениях много костей лисицы, бобра, куницы, зайца, белки. Часто попадаются рыболовные снасти.
А вот земледелие, судя по всему, было лишь мотыжным и играло вспомогательную роль. Кстати, эта культура тоже имеет репутацию загадочной. Прежде всего, потому, что уже более чем за сто лет упорных поисков и исследований не обнаружено, ни одного захоронения к ней относящихся. Найдены сотни поселков, укреплений, жертвенников, а могилы ни единой. Сначала думали, что просто плохо ищут, но со временем стали подозревать, что здесь что-то не так. Тайна эта не находит объяснения и по сей день.
Другая загадка городецкой культуры связана непосредственно с нашими местами. Дело в том, что все известные укрепления, относящиеся к ней, имеют, как я уже говорил, небольшую площадь. Лишь в полусотне километров от нас у села Лбище найдено городище, занимающее целых семь гектаров. По меркам железного века, совершенно гигантское, ведь оно превосходит по величине стандартные почти в сто раз.
Может все дело в какой-то особой роли, которую играло это городище в жизни городецких племен? Здесь найдена ровная площадка на высоком берегу Волги с большим количеством углей. Там долгое время жгли огромные костры и, видимо, приносили жертвы. Эти огни в Дэвьих горах, а именно так тогда называли Жигули, были видны далеко в заволжской степи.
Городецкие племена были хозяевами здешних мест и исчезли только в начале нашей эры. То ли ушли куда, то ли смешались с пришлыми племенами – ученые ответа не знают.
Сюда пришли новые переселенцы. На этот раз из Приднепровья и Полесья. Там существовала культура, именуемая учеными зарубинецкой, и земли те считаются прародиной славян. На Днепре начиналась большая война, к Черному морю двинулись племена готов, может они и вытеснили бывших хозяев на Среднюю Волгу.
Вообще, сопоставлять ту или иную археологическую культуру с каким-нибудь определенным народом дело неблагодарное. Сразу бросается в глаза, что слишком уж мы оказываемся под влиянием реалий сегодняшнего дня. Все, кто поселяется в лесах Среднего Поволжья, неизбежно объявляется предком финно-угров. Племена приходят откуда-то, уходят куда-то, но неизбежно при этом объявляются предками народов, живущих здесь сейчас. Точно так же все заволжские кочевники неизменно записываются в индоевропейцы. При этом, скрепя сердце, отмечается наличие монголоидных признаков у всех этих финнов и ариев. Традиция эта продолжается вплоть до средневековья, когда уже просто никуда было не деть кочевников угров или тюрок. Слишком много исторических свидетельств. А то быть бы им, бедолагам, индоевропейцами.
Та же история с лесными финно-уграми. Очень многие из них приходили в наши края с запада, имели связи с Балтийским регионом, так что с большой долей можно предположить, что под личиной всех этих фатьяновских или городецких племен вполне могут скрываться и кельты, и германцы. Но оставим научные споры ученым.
Нас ждут сарматы. Один из величайших народов мировой истории.
Их считают прямыми потомками тех самых женоуправляемых савроматов, произошедших от браков скифов с амазонками. Под новым именем они упоминаются с IV до нашей эры. Этот народ сойдет с исторической арены лишь тысячелетие спустя, оставив память о себе еще на добрый десяток веков. Ведь еще в XVI веке многие называли Сарматией Россию.
Это был могучий народ, состоявший из множества племен и племенных союзов. В поле зрения историков он попадал  изредка, потому что жил за владениями скифов в Поволжье и Приуралье. Это были, так называемые ранние сарматы или прохоровцы. Они очень любили изображение мифического зверя грифона, жили в кибитках, а своих вождей хоронили в курганах. Большинство этих степных пирамид было ограблено еще в древности. И не зря. В отличии от могил срубников, где лежали лишь предметы имеющие скрытый мистический смысл и могли, чего доброго, накликать на непосвященного несчастье, сарматские курганы по богатству не уступали, а, скорее всего, превосходили скифские. Это вполне естественно, если учесть, что сарматы контролировали подступы к стране «стерегущих золото грифов» - золотым приискам Урала и Алтая. А вот материальное подтверждение эта версия получила совсем недавно.
В 80-х годах археологи раскапывали очередной сарматский курган у села Филипповка Оренбургской области. Он, как водиться, был ограблен еще в глубокой древности. А ведь само сооружение впечатляло. Под землей был обнаружен зал двадцатиметровой окружности, в который вел коридор и… два грабительских лаза. Расчистив их, археологи обнаружили вещи, брошенные грабителями. Меч с отделанной золотом рукояткой, золотые и бронзовые детали конской сбруи, украшения сосудов, футляр от точила – все из золота. Видно, грабителей кто-то спугнул. Ученых эти находки вдохновили, и они решили проверить, а не устроили древние еще каких-нибудь тайников? Настойчивость была вознаграждена. Вскоре добычей археологов стали более 500 золотых и серебряных предметов. Кувшин, чаша, кубок-ритон, царская одежда, вся обшитая бляшками с изображением верблюдов, грифонов, архаров. Вот вам и дикая степь, где кроме овечьей шерсти и нет ничего!
Составлявший в конце XIX века археологическую карту Симбирской губернии любитель старины Поливанов упоминает и о находках золотых предметов в наших краях. Скорее всего, это тоже была добыча из сарматских могил. А возле села Канадей есть множество курганов, которые местное население называет Золотой Мар. Видимо, неспроста. На вершине курганов ясно видны следы грабительских лазов, вот только что стало добычей кладоискателей остается только догадываться. Работавшие в селе археологи несколько курганов раскопали. Нашли захоронения времен срубной культуры и Золотой Орды. А вот в школьный музей местные жители принесли сарматский меч, найденный неизвестно где. Такие вещи в древности не теряли. Значит, был он найден или в могиле или…
Древние скифы и сарматы считали, что бог войны сделан из железа и имеет форму меча. Поэтому и поклонялись мечу, воткнутому в землю на кургане. Об этом писали многие древние авторы. Так что, случайно найденный сарматский меч, это забытый бог, на которого наткнулся случайно забредший в древнее капище. Мы с вами живем на земле сарматов, думается, она еще одарит нас сюрпризами.
Со II века до нашей эры о сарматах стали писать часто. Сметя со страниц истории скифов, они очутились у берегов Черного моря. Пройдет не так уж много времени и под их ударами затрещит сам великий Рим. А предшествовали этому события, произошедшие на наших волжских берегах. Ведь сарматы втоптали в пыль прославленных скифских лучников и непобедимые римские легионы не потому, что имели численное преимущество. Они явили миру совершенно новый, невиданный доселе род войск, тяжелую кавалерию.
В Самарском Заволжье обнаружены самые древние в мире удила, наш край с полным основанием борется за титул родины колесниц, а теперь еще получается, что и тяжелая кавалерия порождение поволжских степей? Квасной патриотизм здесь абсолютно не причем. Хотя бы потому, что данное утверждение принадлежит преподавателю флорентийского университета Кардини. Разыскивая истоки такого знаменитого средневекового феномена, как рыцарство, он пришел к выводу, что не только тяжеловооруженную кавалерию, но и идею избранности, особую сословную этику в Европу принесли именно сарматы. На то были свои причины.
Ведь для тяжелой кавалерии нужны были две вещи. Во-первых, специальные кони. Рослые, сильные, способные нести тяжелого всадника и достаточно умные. Получить их можно было только в результате многовековой селекции. Помните тех длинноногих коней, которых разводили еще арии бронзового века? Вот от них и произошла со временем порода, которую во всех хрониках от Китая до Константинополя стали называть не иначе, как «небесные кони». Археологические находки свидетельствуют, что сарматы занимались селекционной работой самым серьезным образом. Они очень четко разделяли рабочих и боевых коней, кастрировали плохих производителей. Коневодство было главной и практически единственной сферой их хозяйства и в нем они ушли далеко вперед остальных народов. Это неудивительно.
Но, тяжеловооруженному всаднику нужно было еще и специальное оружие. Прежде всего, длинный меч. А для этого была нужна особо качественная сталь. Над этой проблемой бились и в Древнем Риме, и в Китае, но безуспешно. Мечи легионеров были изготовлены из низкокачественной стали и были, прежде всего, колющим оружием. Первыми смогли получить многослойную сталь, которая и стала предтечей булата, лишь сарматы.
Почему же именно этим нищим кочевникам удалось то, что оказалось не по зубам самым могущественным и развитым государствам того времени, обладавшим самой современной наукой? Причина, как не странно, проста. Воин-сармат все свое носил с собой. Единственным его богатством были конь и оружие. Все остальное в то смутное время было легко потерять и трудно сберечь. У кузнеца появился прямой стимул делать один меч два-три года, так как он знал – платить будут по-царски.
А изготовление меча тогда был непрерывный путь проб и ошибок. Железо из болотных руд выплавлялось маленькими порциями, каждая из которых, неизбежно имела разные свойства. Потом все эти куски сваривались в одну полосу и ковались, ковались, ковались. С разными добавками, присадками, в разных температурных режимах. Годами! Пока не получалось то, что нужно. Рабовладельческий Рим с его рыночным хозяйством был на это не способен. Ему было нужно массовое производство.
Вот почему мечи тогда стояли невероятно дорого. Как и настоящие боевые кони. Еще одним достижением стало специальное седло с лукой. Оно позволяло всаднику плотно сидеть на лошади. Это позволило кавалерии пустить в ход тяжелые копья, которые раньше считались привилегией пехотных фаланг. Сарматы же применили и специальный войлочный доспех, обшитый железными бляхами, ставший предком кольчуги, которым стали прикрывать и драгоценного коня. Миру явились грозные всадники, на всем скаку сминавшие плотные ряды пехоты и рубившие сверху противника страшными длинными мечами.
Началась настоящая охота, как за «небесными конями», так и за мастерами, способными ковать длинные мечи. Императоры Китая, Рима, изведав горечь первых поражений, любой ценой стремились перевооружить свои войска. Увы, выяснилось, что одной материальной базы мало. Нужен особый образ жизни, особая психология и особое воспитание.
Именно этот особый культурный сплав и был заложен впоследствии в основу средневекового рыцарства. А заимствовали его у сарматов. Тех самых, что оставили свои молчаливые курганы на наших берегах. Так, что если увидите в музее, покрытый ржавчиной сарматский меч, найденный в нашей земле, вспомните, что именно он стал родоначальником знаменитых дамасских и индийских булатов, и прародителем волшебных Эскалибуров.
От сарматов же пришло представление об особой священной сущности воина. Не даром наряд их шаманов был похож на воинское облачение, а всадники шли в атаку под бой шаманских бубнов, что производило жуткое впечатление на римские легионы. Впоследствии эти бубны превратились в боевые барабаны.
А сами сарматы жили в наших краях до IV века нашей эры. Разводили лучших в мире коней, ковали лучшие в мире мечи, свято верили в очистительную силу огня, разжигая его над могилами умерших. Их следы остались в Заволжье, по долине Сызранки, недавно рассказывали, что какие-то сарматские находки были сделаны возле Шигон, но так ли это мне уточнить не удалось.
Римские авторы оставили нам названия сарматских племен: роксоланы, аорсы, сираки, языги. Уже в позднесарматское время из Средней Азии пришли аланы. Их потомки осетины и сейчас живут на Северном Кавказе. Остальные исчезли. В вихре великого переселения народов смешались с готами, гуннами, славянами и еще Бог знает с кем. Но до сих пор в геральдических эмблемах можно часто увидеть грифона – любимого зверя их мифов.


Сергей Зацаринный
Цикл очерков о досызранской истории нашего края "Вспомни всё"

1 Январь 2008 17:01 /
6111 /
/

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, блог в Яндекс.Дзен
Читайте наши новости в Яндекс.Новости и Google.Новости


Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.



БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД:

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
маленькая Сызрань:


webmaster@syzran-small.ru
телефон редакции 8-903-303-17-02
условия размещения рекламы

Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ №ФС77-30887 от 28.12.2007
выходные данные СМИ
Условия использования материалов

СТАТИСТИКА:

Яндекс.Метрика   


Генерация страницы: 0.014 с.
Всего 5 запросов к базе.


© 2005-2023
Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения: