Реклама
маленькая Сызрань
Новости
Новости по-старому
Новости по категориям
Власть
Общество
Культура
Медицина
Образование
Спорт
Благоустройство
Коммунальная сфера
Экономика и бизнес
Правопорядок
Происшествия
Из жизни
В регионе, в стране
Статьи
Афиша
Каталог фирм
Опросы
Яндекс.Погода



История города > досызранская эпоха

Кентавры и рудокопы



Середину II-го тысячелетия до нашей эры вполне можно назвать легендарными временами. Именно от этой поры до нас стали доходить первые сказания и мифы. Но, сначала обратимся к историческим хроникам. Писцы Вавилона и Египта рассказали о неведомых и грозных народах, пришедших с севера. Чужеземцы шли в бой на колесницах, которые производили на легковооруженную пехоту тогдашних правителей Передней Азии то же впечатление, что и танки, внезапно появившиеся на полях сражений во Франции. Вооруженные дротиками, пращами и тростниковыми щитами армии разбегались под натиском одетых в козьи шкуры возниц, обрушивших на головы противников, град стрел из огромных луков и боевые топоры. Папирусы и глиняные таблички с клинописью донесли до наших дней упоминания о новых правителях с явно индоевропейскими именами и «пастушьих фараонах» надолго воцарившихся в стране пирамид.

Что-то произошло тогда в наших степях. Какая-то сила погнала огромное количество людей на далекий Юг с привольных берегов Волги. Скорее всего засуха. Степь не могла прокормить прежнее количество скота, вот и пришлось кочевникам подаваться в чужие края в поисках лучшей доли. Судя по всему, двигались они не только на юг.
Археологи находят многочисленные свидетельства того, что люди из степи переселялись так же на север. Здесь шумели широколиственные леса и жили те самые фатьяновцы – люди боевых топоров. Вряд ли они были рады незваным пришельцам. По всему Среднему Поволжью ученые находят множество могил того времени, в которых похоронены десятки людей с тяжелейшими ранами. Но силы были примерно равными. Лес – не степь. Селиться и перемещаться здесь можно лишь небольшими группами, поэтому более многочисленные и хорошо вооруженные степняки не смогли вытеснить уверенно чувствовавших себя под покровом леса «людей боевых топоров». Так и пришлось им дальше жить бок о бок, перемешиваясь и многое перенимая друг у друга. Произошло это довольно быстро, и вскоре в наших краях сформировалась одна из самых удивительных и загадочных культур древности – абашевская.

Почему загадочная? Потому что слишком часто ставит в тупик ученых. Да еще и привлекает внимание уфологов и разного рода любителей таинственного. Но, сначала познакомимся с самими абашевцами.
Жили они в зоне широколиственных лесов Восточной Европы от нынешней Смоленщины и до Урала. Не забирались далеко на север, не селились в степи. Основой хозяйства их было разведение скота. Предпочтение отдавали крупному рогатому, но держали и овец, и лошадей. Скот пасли на лугах, а на зиму заготавливали сено и молодые ветви кустарников и деревьев. Археологи нашли множество бронзовых серпов, которыми абашевцы это делали. Живя среди дубрав,  разводить этих животных. Рыбалка и охота большой роли, по мнению ученых не играли, тем не менее, на поселениях находят множество крючков и других рыболовных снастей, кости пушных зверей. Для охраны стад и жилищ держали собак и, судя по всему, очень уважали этих животных.

Если отвлечься от сухих научных данных и взглянуть на жизнь абашевцев взглядом простого обывателя, это была сытая и зажиточная жизнь. Обилие скота и корма для него с избытком удовлетворяли потребности человека, оставляя ему массу свободного времени, которое люди использовали, видимо, для жизни духовной.

Абашевцы уже не довольствовались одеждой из шкур, а умели ткать полотно из конопли. Большое развитие у них получила металлургия. Эти племена первыми начали промышленную разработку медных месторождений Южного Урала и вели ее много веков. Найдены их рудники и в Самарской области, недалеко от села Пестравка.
Эти люди чувствовали и ценили красоту. Сосуды свои они украшали нарядным орнаментом из треугольников и ромбов, носили множество украшений: браслеты, перстни, серьги, височные кольца, разного рода бляшки. Знали и серебро, и золото. Именно тогда появились в нашей земле первые клады.

Что могли прятать предшественники абашевцев? Главной их ценностью был обработанный кремень, он и составлял содержимое тайников каменного века. Теперь у людей появилось настоящее богатство. Бронза. Металл этот ценился высоко и у абашевцев имелся в изобилии. Ведь они не только владели месторождениями и рудниками, они освоили новые технологии обработки. Абашевцы уже не просто лили изделия, но затем их обязательно проковывали. Сейчас это кажется пустяком, но тогда выводило конечный продукт на новый качественный уровень. В селениях появились профессиональные кузнецы, обрабатывавшие и бронзу, и серебро, и золото. Сама бронза, уже в виде слитков, стала играть роль денег. Слитки эти копили, прятали на черный день.

Что же особенно таинственного в истории этого народа? Точнее, группы народов, ведь всякое деление по немногочисленным археологическим находкам всегда условно. И уж, тем более, чем эти древние пастухи и металлурги заинтересовали уфологов?

Следов пребывания абашевцев практически не обнаружено на Самарской Луке. Совсем рядом в Ульяновской области, в Самарском Заволжье они есть, а в наших окрестностях ни единого намека. Уфологии и решили, что этот богатый и могущественный народ не пустила сюда некая неведомая сила. Жили де, тогда на самарской Луке некие таинственные хранители сокровенных знаний, которые и нашли способ защитить свои края нежеланных гостей. Можно посчитать это забавным и ненаучным мудрствованием, но ведь здесь действительно существовали некие укрепленные городища населенные потомками древнего населения здешних мест. Это уже не досужие домыслы, а авторитетное мнение археологов. Та самая лбищенско-вольская культура, о которой мы говорили еще вспоминая ранний бронзовый век и даже энеолит. Кстати, у городища Лбище найдена золотая подвеска, изготовленная абашевцами. Значит, бывали они там, но вот, почему-то поблизости не селились.

Невольно вспоминается таинственный храм-город Аркаим, открытый недавно на Урале. Это самая восточная окраина абашевской цивилизации и тесная связь обитателей Аркаима с этими богатыми металлургами не подлежит никакому сомнению. Может и в Жигулях или где-нибудь недалеко от нас лежал такой же могущественный культовый центр, пока еще не найденный? Во всяком случае, пару лет назад в одном из самарских журналов опубликовали фотографии, сделанные дельтапланеристом недалеко от устья Усы. Там очень четко видны аккуратные земляные круги. Большой в середине и несколько маленьких на одинаковом расстоянии вокруг него. Очень похоже на то, что нашли в легендарном Аркаиме.

Религия и верования абашевцев были, несомненно, очень сложными. Часто находят принадлежавшие им вещи в укромных пещерах. Видимо там совершались какие-то тайные обряды. Большая роль в их культуре отводилась огню. В могилах абашевцев часто встречаются зола, угли, обожженные кости. Своих умерших они хоронили под курганами, клали с ними вещи, пищу. Очень часто в загробный мир своего хозяина сопровождал верный пес, из чего следует, что тогда очень чтили это животное.

Абашевцы были первыми богачами наших мест, и это привлекало грабителей. Желание обладать драгоценной бронзой и другими украшениями стали причиной того, что захоронения были ограблены еще в глубокой древности. Но часто могилы ставили в тупик исследователей.

В Марийской АССР в кургане обнаружили 27 скелетов взрослых мужчин со следами тяжелейших ранений, в 13 из них торчали стрелы. Судя по характеру травм, большинство из них было нанесено сзади. У части похороненных отсутствовали головы, а у некоторых они были отрублены и приставлены уже после смерти. Что произошло три с половиной тысячи лет назад? Ученые предположили, что эти люди попали в засаду, а их головы враги отрубили в качестве трофеев. Подоспевшие соплеменники сумели отбить тела. Очень похоже на правду. Лишний раз это напоминает о том, какое неспокойное время было тогда в наших краях.

Совершенствовалось оружие, средства нападения и защиты. Появились валы и рвы вокруг поселений, вместе с бронзовыми топорами и ножами, появился новый предмет экипировки – копье с крюком. Это уже было данью нарождавшейся кавалерии. Такими лезвиями с крюком рвали постромки колесниц и стаскивали возниц.
Многие считают абашевцев индоевропейцами. Культ огня, боевые топоры. Но это лишь одна из версий. Эти люди уходили в загробный мир, обращаясь лицом к северо-востоку, к тому самому месту, где в наших краях восходит Луна. Солнце мертвых. Может, их должна была туда провести собака, которая отправлялась вместе с покойником? Свои курганы абашевцы часто сооружали из блоков дерна в виде ступенчатых зиккуратов, обносили оградой из камня, дерева или небольшого рва. Значит, доступ на курган был закрыт? Во многих могилах человеческие кости найдены в беспорядке. Долго думали, что это работа грабителей. Затем обратили внимание, что погребальный инвентарь и сосуды с ритуальной пищей не тронуты. Получалось, что тело лежало где-то в другом месте, пока от него не оставались одни кости, которые потом и складывались в могилу. Но ведь именно так хоронили, да и по сей день хоронят, умерших зороастрийцы-огнепоклонники, последователи пророка Заратустры. И собаку они очень почитают. Да и сам пророк пришел некогда в Иран откуда-то с севера. В дошедшем с тех времен сборнике гимнов Авесте рассказывается о странах, где зимой все спит, покрытое снегом. Очень похоже на наши края. Да и средневековые иранцы называли Жигули Дэвьими горами – горами злых духов. Поневоле поверишь во всякую чертовщину и задумаешься, как же мы все-таки мало знаем о прошлом своего края.

Между прочим, обычай оставлять умерших на возвышенном месте, пока не останется один скелет, сохранялся у местной мордвы до времен, по историческим меркам, совсем недавних. Что же касается древних рудокопов в наших краях, то в 1931 году, когда в окрестностях Сызрани активно искали нефть, недалеко от села Трубетчино обнаружили заброшенный рудник. Кто, когда и что добывал здесь, так и осталось неизвестно. Пробы, взятые геологами, показали наличие золота. Это все, что сообщила тогда газета «Волжская коммуна». Может это след абашевцев? Ведь совсем невдалеке в Тереньгульском районе на берегу Усы обнаружено их поселение. Вряд ли были необитаемыми и берега Сызранки. Слишком удобное и благодатное место.

Может из степи исходила угроза? Не зря ведь абашевцы так упорно не хотели выходить из под покрова леса. Обо всем этом еще совсем недавно археологи не могли рассказать ничего определенного. И вот уже в 90-ых годах прошлого века были раскопаны несколько курганов недалеко от реки Сок. Там были похоронены соседи и современники абашевцев. Возле курганов жертвенные площадки с большим количеством костей лошадей, быков и мелкого скота. В ногах у погребенных сидела собака, рядом клали шкуру, голову и ноги быка.
Но совершенно сразил ученых скелет в одной из могил. Там череп человека был заменен на конский. Что это? Тот самый мифический кентавр, о котором рассказывали древнегреческие мифы. Они, кстати, относятся примерно к тому же самому периоду. Что это за странный ритуал и кто был похоронен здесь три с половиной тысячи лет назад таким необычным способом.

Среди новых находок вообще было много необычного. Колесницы в могилах, ступени, уходящие в землю, обилие мелких горшочков, явно с чем-то, что очень ценилось в те незапамятные времена. С хозяевами этих курганов в последний путь отправлялись и кони, для которых сооружались специальные деревянные помосты, мощные луки и полные колчаны стрел. Кстати, наконечники у них были из кремня, тяжелые и острые, как бритва. Страшен был удар такой стрелы, которая по результатам исследований могла лететь за 300 метров.  Много было вещей далекого южного происхождения. Мир становился тесен. Может именно этих людей впоследствии древние греки описали в виде кентавров? Эти существа были могучи и, что самое главное, мудры. Один из них, помниться, воспитывал самого Геракла. Там, в далекой Греции все это стало мифом. Здесь на родине было забыто.

Ближайший к Сызрани курган «кентавров» был найден в Приволжском районе у села Давыдовка.
То время характеризовалось редким разнообразием культур. Граница леса и степи были подлинным котлом народов, где перемешивались обычаи, нравы и люди, а где-то посередине стояли таинственные города-храмы. Уральский Аркаим уже найден и исследуется. Я глубоко убежден, что открытие Волжского лишь вопрос времени.

Сергей Зацаринный
Цикл очерков о досызранской истории нашего края "Вспомни всё"


Дата выхода 1 Январь 2008 21:01 / Просмотров 4870 / / Распечатать

Поделиться ссылкой:




Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.

Реклама

ТОП НОВОСТЕЙ
2019.12.11 В ближайшие три часа в Самарской области ожидается резкое ухудшение погоды

2019.12.06 Дрожащий ребенок в пуховике обеспокоил женщину на остановке, но только когда она подтолкнула его в автобус, поняла в чем дело

2019.12.08 Хотя бы картошки сырой: пенсионерка с мелочью в руках попросила в кафе Сызрани поесть

2019.12.11 Стала известна стоимость проезда на электричке «Волжский экспресс» от Самары до Сызрани

2019.12.09 В Сызрани резко возросло количество пораженных смертельно опасным заболеванием

2019.12.08 Жительница Сызрани узнала, что парень обворовывал ее, и стала брать деньгами

2019.12.11 Жителям Сызрани объяснили, как платить за теплоэнергию за ноябрь и декабрь

2019.12.10 Свора собак набросилась на маленькую девочку. Есть видео

2019.12.10 Я была похожа на панду: девушка ужаснулась, посмотрев на себя в зеркало после похода к бьюти-мастеру в Сызрани

2019.12.11 Ребенка из Сызрани едва не отправила на тот свет акула



БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД:

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
маленькая Сызрань:


webmaster@syzran-small.ru
телефон 8-903-303-17-02
условия размещения рекламы

Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ №ФС77-30887 от 28.12.2007
выходные данные СМИ
Условия использования материалов

СТАТИСТИКА:

Яндекс.Метрика

Генерация страницы: 0.029 с.
Всего 4 запроса к базе.



© 2005-2019