Анатолий Горлов – летописец Современности
Думаю, не сильно преувеличу, если скажу, что этого человека хотя бы в лицо знает абсолютно каждый сызранец. И не только потому, что, бывая на городских праздниках, фестивалях, митингах, концертах, соревнованиях, мы обязательно видим его за работой. Он и сам с удовольствием идет в наши дворы, микрорайоны, сады, школы, дома культуры, трудовые коллективы. И тогда даже самый заурядный обыватель попадает в историю – фотохронику жизни Сызрани. Потому что этот вездесущий человек – наш коллега, фотокорреспондент городских газет «Волжские вести» и «Волжские вести в субботу» Анатолий Горлов. И нам повезло больше других: с ним мы работаем каждый день.
В начале было фотодело
Это сейчас мы Анатолия в другом качестве и не представляем. А ведь свой путь в журналистике он начинал с другой, более прогрессивной в массовом сознании, профессии. 20-летнему пареньку повезло стоять у истоков ежедневного вещания теперь единственной в городе телекомпании КТВ «Луч». На престижную работу «в телевизор» он попал… по объявлению.
- Родная тетка жены как-то обмолвилась: я тут объявление в газете видела – КТВ операторов набирает, сходи, ты фотографировать-то, вроде, немного умеешь, - улыбается Анатолий, вспоминая, как родня, по сути, выписала ему путевку в жизнь.
Насколько «немного» он умел фотографировать к тому времени, судите сами. Свой первый аппарат взял в руки первоклассником и расставался с ним лишь на два года, и то не по собственной воле: семья на два года уезжала на комсомольскую стройку в Уссурийск - там просто не было возможности для занятий. «Смену-8М» чуть ли не за червонец родители купили любознательному пацану, чтобы отвлечь от дорогого «Вилия-авто», который имелся в семье и на который уже много позже стала снимать мама.
- «Смена» была прям вот «мыльница», но оптика замечательная, - с любовью говорит о своей дебютной технике наш фотокорр. - И тут же почти всем классом мы решили пойти в кружок фотодела, который в нашей 18-й школе в поселке Заводском вел замечательный руководитель Юрий Довнарович. У него мы научились немного понимать «фенидон», «гидрохинон», смешивать реактивы.
Семилетнего Толика вела сама судьба: на одной лестничной клетке с ним жил дядя Паша Ермолаев - увлеченный фотограф. Заметив в руках соседского мальчишки фотоаппарат, тут же сказал: у меня есть фотоувеличитель, приходи. Если даже самые простые фотоаппараты советским школьникам, и не только им, тогда казались венцом творения инженерной мысли, что уж говорить про увеличитель. Настоящее волшебство! Но напечатать с негатива снимки на фотобумаге было полдела. Предстояло их проявить, наблюдая, как проступает силуэт образа, становясь все контрастнее и реалистичнее, а потом не «проспать» момент, когда, поддев пинцетом, переложить его вначале в воду, а потом в фиксаж. Затем фотографии сушили на глянцевателе. Вершиной увлекательного процесса было принести на следующий день в портфеле в черном непрозрачном конверте от фотобумаги в школу сделанные самим готовые снимки! Ловя восхищенные взгляды одноклассников.
Именно они – товарищи по школе и двору – были первыми и самыми безотказными моделями сегодня признанного профессионала Анатолия Горлова. Именно этими черно-белыми снимками до сих пор набиты многочисленные семейные альбомы. Именно с конца 70-х годов прошлого века ведет свою историю обширный архив мастера.
- Проблем, кого и что снимать, для меня никогда не было. В ту пору нас подстерегали другие трудности: на чем сэкономить простому советскому школьнику, чтобы купить лишний пакетик проявителя, 13 копеек, что ли, он стоил. Но и это еще не все преграды, которые приходилось преодолевать фотолюбителю из 80-х. Магазин фототоваров был один на Сызрань и окрестности. Так что пленки, например, порой на всех просто не хватало, - обозначает проблему давно забытого нами дефицита товаров народного потребления Анатолий.
Между прочим, эти умения, приобретенные еще в ранние школьные годы и отшлифованные со временем, в начале 90-х молодой студенческой семье с ребенком позволили буквально выжить.
- Тогда торговали все и всем. А мне важнее, чем перепродать, всегда было что-то создать. Вот я и вышел на городские улицы и в парки. У меня был уже вполне приличный аппарат «Зенит-12СД», - говорит Анатолий. - Снимал горожан, потом снимки развозил им по адресам. Семью кормить было надо. Вот в это время и всплыло объявление КТВ.
От кинопроектора до телекамеры
Кое-что о движущихся на экране фигурках не как зритель Анатолий узнал тоже в школьные годы. Так что, явившись пред очи тогдашних руководителей телеканала Владимира Тарасова и Геннадия Чернышева, он не был вовсе уж дилетантом.
- В седьмом классе к нам пришел человек из кинотеатра «Луч» и предложил: не хотите поучиться быть киномеханиками. Захотело нас четверо. Самим перематывать кинопленку, клеить ее, каждые десять минут ставить на проектор следующую часть фильма, - делится мальчишескими радостями Анатолий. - А как интересно бессчетное количество раз посмотреть одну и ту же кинокартину! Разобрать творческие и технические моменты, которые ни с пятого, ни даже с 25-го просмотра ты не заметишь.
Конечно, даже этот пионерский опыт пошел в горнило новой его профессии - телеоператора. В июне 1992 года еще вчера работавший воспитателем интерната парнишка впервые в жизни взял в руки видеокамеру Panasonic - одну из двух, которые вообще были в Сызрани, второй снимали для «Канона» - тоже городской телекомпании. А в июле КТВ «Луч» начал выходить в формате ежедневных новостей - по полчаса эфира.
С особой теплотой вспоминает наш фотокорр и то время ранней молодости, и имена своих первых коллег по журналистской работе:
- Меня приняли вторым оператором. Первым был Игорь Тачаев. Он снимал, а монтировал Андрей Ольховский. Журналистами работали Владимир Ильченко, Ольга Николаева, Ирина Смирнова, Варвара Панфилова, Елена Мочалова. И дикторы у нас вели эфир, как тогда еще было принято на телевидении: Ольга Тащигина, Олег Лаврентьев, Ольга Ульянова, Наталья Ногайцева, самой звездой был Андрей Журавлёв. Да все были звезды! Геннадий Иванович Чернышев называл себя «продьюсэр» - именно так, на американский манер. А в какую насыщенную жизнь я окунулся! Интервью, репортажи с такими героями, о каких в свои 20 лет я и понятия не имел!
Искреннюю увлеченность своим делом молодого оператора довольно скоро оценили за пределами телекомпании. Через три года уже заработавшего репутацию профессионала Горлова позвали в студию «Олимп». Вскоре она переросла в городскую телерадиокомпанию «Сызрань». Серьезным аргументом в пользу перехода послужило обещание нового работодателя организовать профессиональное обучение. Что и было исполнено.
ВГИК и ТАСС – мои университеты
- В Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания в Москву меня направили вместе с Игорем Тачаевым. И мы старались не упустить ни секунды: буквально жили в Останкино и на Шаболовке, - признается Анатолий. - И в съемках федеральных проектов довелось поучаствовать: передачи «Счастливый случай», которую вел Михаил Марфин, и ток-шоу Александра Любимова «Один на один». А какие у нас были преподаватели – легенды ВГИКа и операторского мастерства: Марк Михайлович Волынец, Сергей Евгеньевич Медынский! Мы с Игорем, когда вернулись в Сызрань, просто горели желанием сделать все, чему нас научили.
Этот запал получил надежное подкрепление. С возвращением из Москвы совпало начало творческих командировок в Сызрань тележурналистов из Самары: они работали над циклом передач к 150-летию губернии. Три года Анатолий Горлов работал плечом к плечу с коллегами из областной столицы и считает это время отменной профессиональной школой. На этом этапе немного подзабытая фотография вновь стала актуальной.
- Мы, конечно, старались имеющимися в нашем распоряжении телекамерами добиться максимального результата. Но порой и без разочарования их техническими возможностями не обходилось, - вздыхает Анатолий. - Тогда и пришла мысль брать с собой фотоаппарат как вторую камеру. Так начал сотрудничать с печатными СМИ: журналом «Сызрань: вчера, сегодня, завтра», газетами «Волжские вести» и «Дома и на работе».
В это же время, в начале «нулевых», профессиональная судьба подарила новую удачу. На съемку фестиваля Здоровья, спорта и творчества, который тогда был действительно международным и собирал спортсменов даже из Индии и Китая, приехал собкорр ТАСС Николай Никитин. Фотокорреспондента из Сызрани с ним познакомила Елена Мочалова, однокашница Николая Николаевича по Казанскому университету.
- С тех пор почти два десятка лет нашей дружбе. Николай Николаевич - мой учитель, - с гордостью говорит Анатолий. - Сначала он просто, без какого-либо профессионального снобизма, объяснял мне азы профессии фотожурналиста. Потом предложил поработать вместе. Внештатным корреспондентом ИТАР- ТАСС я работал несколько лет.
Иди и смотри!
- Даже если бы моя человеческая судьба сложилась как-то иначе, профессией моей все равно была бы фотография, - убежден Анатолий Горлов. - На глаза само попадается то, чем хочешь поделиться со всеми. Многие кадры рождаются в голове, потом эти мысли там бродят, крутятся. И когда возникает в действительности момент для реализации этого художественного замысла, он уже обдуман – и рождается кадр!
Вот этот огонь в душе, оказывается, передается по наследству. Самый увлеченный фотограф у Горловых, после главы семейства, дочь Татьяна: фотопечать на всех материалах она сделала своей работой. Первенец Иван, который уже сам отец двоих детей, выдает фотошедевры редко, но метко: самые лучшие свои кадры и сюжеты он привозит из путешествий по всему миру. Младший Семён пока может позволить искать себя - не факт, что не в фотографии. Зато старший из троих внуков Анатолия восьмилетний Матвей оттачивает жанровую съемку: с неподдельным увлечением фиксирует только свои трофеи, добытые на рыбалке, которой интересуется пока намного больше, чем фотографией.
Сам Анатолий убежден, что без специальных знаний о композиции, компоновке, работе со светом, внутрикадровом движении, стать профессиональным фотожурналистом практически невозможно. Чтобы рассказать о событии, в газету зачастую нужен только один снимок. Но ведь и самообразование никто не отменял: снимать и снимать, слушать мнение профессионалов, смотреть и смотреть, даже просто посещая фотовыставки. Начать можно прямо сегодня - с экспозиции «Анатолий Горлов - летописец современности», которая абсолютно бесплатно работает в филиале № 18 Централизованной библиотечной системы до конца 2019 года (0+).
Елена ЕФАНОВА
Волжские вести в субботу
Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.