Кто в Сызрани звонит в колокола?
Мне удалось побеседовать с человеком, стоявшим у истоков зарождения звонарской культуры в нашем городе.
Андрей Видениктов окончил Саратовскую государственную консерваторию в 1993 году. И сразу же получил предложение о работе на своей малой родине. Тогдашний руководитель городского отдела культуры Ольга Носцова и директор Сызранского колледжа искусств Наталья Коноплёва пригласили новоиспеченного хормейстера-дирижера занять должность преподавателя в этом учебном заведении. Здесь Андрей Анатольевич трудится и по сей день.
В 1995 году Спасская башня кремля обрела голос - на ней появилась уникальная звонница, рассчитанная на двух исполнителей. Тогда Андрей Видениктов и решил освоить эту науку. Его первым учителем по колокольному звону стал известный музыкант Николай Ваничев из Самары. А к 9 Мая сызранцы получили в подарок первый концерт.
Сейчас звонарский стаж Андрея Анатольевича - двадцать три года. Он возглавляет ансамбль «Благовест», обучает своему искусству студентов и школьников. Педагог отмечает, что эти занятия развивают в учениках ответственность. Кстати, с недавних пор в колледже искусств и культуры имеется собственная переносная шестиколокольная звонница.
Со старшими ребятами наставник проводил музыкальные эксперименты. Самый лучший перезвон - в ясную и морозную погоду. В таких условиях он может донестись из центра города даже до поселка Западного. А вот ветер сказывается отрицательно, хотя в практике звонаря был случай, когда пришлось работать и в сильную грозу.
- Колокольный звон крайне благотворно влияет на человека, очищает, - говорит Андрей Анатольевич. - В Средневековье люди недаром прятались от эпидемий в стенах монастырей. Там была звонница.
Важными критериями для музыканта данного направления являются чувство ритма и крепкое здоровье. Речь не только о слухе, который постоянно подвергается нагрузкам, но и о вестибулярном аппарате. Нередко для исполнения музыкальной композиции используется педаль - приходится балансировать на одной ноге. И сильный иммунитет пригодится: звонница продувается ветрами, морозы тоже не всякий выдержит.
- Как в русском языке есть разные диалекты, так и у звонарей разные стили, - рассказывает Видениктов. - Северный звон не такой, как московский. Поволжский тоже слышится по-другому, отличается менталитет. Не иначе как дух Степана Разина сказывается!
По мнению Андрея Анатольевича, мужская и женская игра тоже отличается. У девушек-колотайщиц звук получается мягче, а у молодых людей - более отчетливо.
А требуется ли какое-то особое состояние души для того, чтобы стать профессионалом в этой области?
- Для игры соответствующий настрой необходим, - отвечает Андрей Анатольевич. - В православии даже есть специальная молитва, подготавливающая к этому делу. Звонарь становится дополнительным колоколом. И если у него на душе что-то не так - мелодия ломается.
Андрей Анатольевич вспоминает визиты зарубежных гостей. Бразильцы, немцы, испанцы, французы, итальянцы - никого не оставили равнодушными сызранские перезвоны и мастер-классы по игре.
За годы колокольной практики у Андрея Видениктова и его коллективов накопилось множество побед и призовых мест в музыкальных конкурсах. Среди них - Гран-при фестиваля «Волжский проспект», номинация «Исполнительское мастерство». И ни сам преподаватель, ни его талантливые ученики не собираются останавливаться на достигнутом!
Елизавета САРАЕВА
Волжские вести
Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.