Реклама
Главная
Новости
Новости по-старому
Новости по категориям
Власть
Общество
Культура
Медицина
Образование
Спорт
Благоустройство
Коммунальная сфера
Экономика и бизнес
Правопорядок
Происшествия
Из жизни
Непознанное
В регионе, в стране
Оперативная информация
Статьи
Каталог фирм
Яндекс.Погода


Жизнь города > Социальная сфера

Николай Шутов. 75 лет подвигу



Памяти фронтовика Виктора Поликарповича Ананченко, благодаря которому мы узнали о подвиге Николая Шутова.

1983 году в Саратовской газете «Коммунист» было опубликовано обращение нашего земляка, зенитчика Виктора Поликарповича Ананченко к своим однополчанам с просьбой отозваться. Подобные письма были написаны во многие областные и районные газеты, и нашлись 172 однополчанина Ананченко. Связался с ним и доцент Саратовской ВПШ (высшая партийная школа) Дмитрий Ченакал, который сообщил Виктору Поликарповичу о своей готовящейся к печати монографии, посвященной средствам ПВО Поволжья в годы Великой Отечественной войны. Началась переписка, и историк поделился своей находкой в архиве - о воздушном таране сержанта, летчика-истребителя Николая Шутова, который единственный в годы войны на территории Куйбышевской области уничтожил вражеский самолет - Ю-88.

Ченакал также сообщил, что Николай Фёдорович Шутов был награжден орденом Ленина, который хранится в наградном отделе Верховного Совета СССР, и высказал мысль, что орден должен храниться в Сызрани. В 1984 году вышла книга «Трудящиеся Поволжья фронту», одним из авторов был Дмитрий Ченакал, в ней впервые читателю рассказывалось о воздушном бое Шутова. С тех пор для ветерана войны Виктора Поликарповича Ананченко увековечение памяти одного из героев Великой Отечественной стало делом чести. За годы войны немецкие самолеты 56 раз находились над нашим районом, но сбит был только один. Четвертого октября 1942 года в воздушном бою, совершая таран, летчик-истребитель младший сержант Николай Шутов сбил фашистский самолет-разведчик «Юнкерс-88» (Ju-88D).



Ценою жизни

Было раннее осеннее утро 4 октября 1942 года. С аэродрома Seschtschinskaja (местечко Сеща Брянской области, от Сещи до Сызрани - около 1100 километров) тяжело поднялся дальний разведчик Ju88D-1, бортовой номер 1635 «T5+EL». Он принадлежал элитной части 3./ObdL, которая подчинялась непосредственно командованию люфтваффе. Командир экипажа - штурман обер-фельдфебель E.Пфау (Pfau). Задание было не из легких - перелететь линию фронта, дойти до Пензенской железнодорожной ветки и лететь над ней до города Куйбышева. Самый важный пункт полета - Brucke fon Syzran (Сызранский мост через Волгу).

Местность была известной - Куйбышевский дивизионный район ПВО, только за два последних месяца, июль-август 1942 года, 39 раз экипажи пролетали над этим районом и все возвращались обратно.

На борту самолета-разведчика три мощных цейсовских аэрофотоаппарата замерли в ожидании начала работы. Их задачей было выяснить секреты русских на маршруте полета. Три 7,92-миллиметровых пулемета MG-15 были готовы дать отпор истребителям.

Пилот самолета унтер-офицер В.Зайдель (W. Seidel) уверенно вел самолет строго на восток. Утром они подошли к железнодорожной ветке в районе Пензы. Разведчик пошел вдоль ветки, фотоаппараты зашелестели и стали снимать военные эшелоны. Все было спокойно. Разведчик пролетел над русским городом Kuznezk. Откуда ему было знать, что в Кузнецке размещалась 1-я рота 22-го отдельного батальона ВНОС, и там молоденькая девчонка с помощью звукоуловителей (локаторов у них не было) услышала звук летящего вражеского самолета? О нем сообщили в штаб ВНОС, который находился в Сызрани (об этом нам рассказала фронтовичка, радистка ВНОС Тамара Дмитриевна Щедрина). И уже была дана команда на сызранский аэродром, где дислоцировался 802-й истребительный полк. Звено лейтенанта Стрельцова в составе летчиков Шутова и Бакулина уже прогревало моторы своих МиГ-3, готовясь к взлету. В 9.20 они взлетели.

Внезапно сквозь слепящее солнце штурман Ju88D-1 увидел три маленькие точки, приближавшиеся к ним. В 9.43 немца настигли. Ухнуло сердце штурмана. «Истребители! – закричал он, показывая Зайделю на точки. - Поворачивай назад». Пилот заложил крутой вираж, направляясь домой, но истребители быстро их нагоняли. К самолету потянулись трассы от реактивных снарядов, выпущенных русскими. Повезло, взрывались они в стороне. Затем засверкали огоньки пулеметов истребителей. Борт-стрелок разведчика зло «огрызался», ведя ответный огонь из пулемета MG-15. Внезапно один из истребителей задымил. Это был борт лейтенанта Стрельцова. Его МиГ получил повреждения и пошел на Кузнецк к аэродрому.

Германский разведчик уходил со снижением. Пилот знал, что маневренность у MiG-3 на малых высотах хуже. Вот и второй истребитель пошел вниз вслед за первым. Это Бакулин, израсходовав боезапас, направился на Кузнецк.

МиГ-3 был вооружен двумя пулеметами. Первый пулемет - 7,62-миллиметровый ШКАС по 375 патронов. Шесть секунд требовалось, чтобы выпустить весь боезапас. Второй пулемет 12,7-миллиметровый БС - 300 патронов боезапаса хватало на 20 секунд боя. По всему выходило, что и третий истребитель отстрелялся. Но русский летчик продолжал упрямо преследовать «Юнкерс».

Они находились в районе Pavlovка и шли в сторону села Bakluschi. Этот бой видел девятиклассник Саша Горланов. Паренек находился близ Павловки и наблюдал, как два самолета ушли за горизонт в сторону Баклуш. Когда Александр вырастет, он станет директором Баклушинской школы и откроет в ней музей, посвященный воздушному бою в октябре 1942 года.

Пытаясь оторваться от истребителя, пилот Зайдель отпустил штурвал от себя, вошел в пике, но русский по-прежнему шел за ними. Земля приближалась. Выходя из пике, пилот потянул штурвал на себя - и тут раздался страшный удар! Самолет переломился пополам. Пилот зло выругался, проклиная советского летчика. Этим летчиком оказался младший сержант Николай Шутов. В 27-й раз Николай встретился с немецким самолетом. Всегда врагам удавалось уходить, но только не в этот раз. Шутов знал, на что шел. Его задачей было не пустить врага к железнодорожному мосту - врага, который пришел на ЕГО землю! Николай Шутов родился недалеко от этого места, здесь служил, здесь принял последний бой.

Неделю назад наши упустили такого же разведчика (согласно архивной боевой сводке, 25 сентября 1942 года Шутов вместе с лейтенантом Стрельцовым вылетали на очередной перехват немецкого разведчика, тогда «Юнкерсу» удалось уйти).

Когда немецкий самолет вошел в пике, Шутов двинул ручку управления вперед. И когда вражеский разведчик уже выходил из пике, Николай четырьмя тоннами своего МиГа врезался во вражеский фюзеляж! Немецкий самолет развалился надвое. Летчики высыпались из самолета и раскрыли парашюты.

А что же с Николаем? Удар был таков, что он потерял сознание и рухнул на землю вместе с самолетом. НИКОЛАЙ ШУТОВ УШЕЛ В БЕССМЕРТИЕ!

Николай Фёдорович Шутов родился четвертого августа 1921 года в селе Новая Майна Мелекесского района Ульяновской области. Его отец Фёдор Егорович - конюх, мать Наталья Владимировна - доярка. Перед войной парень окончил фаб-рично-заводское училище (ФЗУ) при Куйбышевском заводе имени Масленникова (ЗИМ). Работал на этом же заводе токарем-автоматчиком. Одновременно учился в Куйбышевском аэроклубе. Перед войной в 1940 году его призвали в армию и послали учиться в Черниговскую военную авиационную школу пилотов. По окончании учебы в 1942 году младший сержант Шутов получил назначение в 802-й истребительный авиаполк 141-й истребительной авиадивизии Куйбышевского дивизионного района ПВО, прикрывавший с воздуха Сызранский железнодорожный мост.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля   1943 года Николай Шутов посмертно награжден орденом Ленина № 459568. Этот орден хранится в городском Краеведческом музее.

Отважного летчика похоронили на старом кладбище Сызрани. После тарана полеты над Куйбышевским районом ПВО резко пошли на убыль. В сентябре 1942-го их было 20, в октябре – семь, в ноябре – пять, а в декабре только два.

В. Толкачев
Старший научный сотрудник Сызранского краеведческого музея
Волжские вести в субботу


2 Октябрь 2017 12:17 /
3844 /
/

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, блог в Яндекс.Дзен
Читайте наши новости в Яндекс.Новости и Google.Новости


Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.



БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД:

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
маленькая Сызрань:


webmaster@syzran-small.ru
телефон редакции 8-903-303-17-02
условия размещения рекламы

Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ №ФС77-30887 от 28.12.2007
выходные данные СМИ
Условия использования материалов

СТАТИСТИКА:

Яндекс.Метрика   


Генерация страницы: 0.016 с.
Всего 5 запросов к базе.


© 2005-2023
Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения: