Реклама
маленькая Сызрань
Новости
Новости по-старому
Новости по категориям
Власть
Общество
Культура
Медицина
Образование
Спорт
Благоустройство
Коммунальная сфера
Экономика и бизнес
Правопорядок
Происшествия
Из жизни
В регионе, в стране
Статьи
Афиша
Каталог фирм
Опросы
Яндекс.Погода



Жизнь города > Культура > Сызранский драматический театр им А.Н. Толстого

«Жертвы века»: игра не только в казино



В сызранском театре состоялась премьера комедии «Жертвы века» по пьесе А. Островского «Последняя жертва». Зрители с особым чувством ждали этого события, поскольку произведения великого русского драматурга ставятся у нас нечасто (последний раз - в 2008 году, когда спектакль «Лес» открыл 90-й сезон). Каким же получился новый спектакль?

В первую очередь хочется успокоить тех зрителей, у которых пьесы Островского неизбежно вызывают ассоциации со школьной программой. Никакого погружения в историю, мудреных оборотов речи и в итоге чувства того, что спектакль «опоздал родиться»! Если сначала невольно обращаешь внимание на костюмы действующих лиц, отсылающие к концу 19-го века (пьеса написана в 1877 году), то затем границы времени словно стираются. Возникает чувство, будто герои движутся навстречу зрителям и в конце концов сливаются с ними. Они - такие же, как мы. Или наоборот?

Островский, конечно, не был провидцем. Но он понимал, что проблемы, терзающие общество в 19-м веке, и через сто, и через двести лет останутся актуальными. Так хорошо изучить человеческую природу драматургу помогла судебная практика, которой он занимался по желанию своего отца. Например, сюжет «Последней жертвы» ему навеял громкий уголовный процесс «червонных валетов». Тому, как развлекалась золотая молодежь в Москве в 70-е годы 19-го века, могли бы позавидовать многие нынешние аферисты! Но стоит заметить, что современное звучание спектакля - во многом заслуга московского режиссера Сергея Дмитриева. Он с огромной ответственностью подошел к изучению самой пьесы, биографии Островского и других материалов, помогающих понять авторский замысел. Именно поэтому каждая роль в спектакле выписана особо тщательно.

Вкратце сюжет пьесы таков. Молодая вдова Юлия Тугина безоглядно влюблена в повесу Вадима Дульчина. Но, увы, ее избранник - типичный альфонс и ценит в женщинах только платежеспособность. А тетушка Юлии Глафира Фирсовна прочит ее в невесты состоятельному, но уже далеко не молодому купцу Флору Федулычу. Ее планам суждено сбыться, но какой ценой! В итоге Юлия разочаровывается в Вадиме, который из-за своего пагубного пристрастия к игре в рулетку едва не оказывается в долговой тюрьме. Правда, он находит выход из положения - броситься в объятия к богатой купчихе Пивокуровой. Тем самым он остается в порочном круге, имя которому - игра (не зря актеры, исполняющие роль Вадима - Сергей Михалкин и Владимир Мухтаров, бегают вокруг рулетки). Именно этот мотив, чьим символом на сцене является казино, режиссер посчитал определяющим для понимания спектакля.

Игра, впрочем, происходит не только в казино. Хотя стоит сказать, что образ этого места раскрыт просто потрясающе. Взять хотя бы цветовую гамму: если дом Юлии кажется нежным наивно-голубым облачком, а жилище Флора Федулыча отливает богатыми оттенками зеленого и золотого, то казино - чадящее, напряженно-красное. Такое же, как юбки девиц, отплясывающих здесь канкан. В основном же сценография постановки довольно лаконична. И центром ее остается все та же рулетка. Каждый герой мечтает выиграть в нее что-то свое. Юлия - любовь избранника, Вадим - богатую невесту, племянница Флора Федулыча Ирень - состоятельного жениха, Глафира Фирсовна - внимание к себе... Но, увы, поступки героев не всегда искренни. Это и становится основной причиной их неудач.

Зрители становятся свидетелями и едва ли не соучастниками игры, которую ведет каждый из героев. Взять хотя бы эпизод, когда Юлия (наряду с Оксаной Михалкиной ее играет Марина Филатова, которой, кажется, по плечу все отведенные ей роли) навещает Флора Федулыча, чтобы попросить у него денег. Ее притворство приобретает фарсовый, карикатурный характер, становясь едва ли не передразниванием. Впрочем, то же самое можно сказать и о диалогах экзальтированной Ирень и Вадима, которые кружатся друг перед другом, как будто птицы, распускающие перья. Актеры не жалеют красок, выставляя напоказ нелепость своих персонажей. Такие моменты придают ситуации дополнительный комизм. Особенно там, где есть явные смысловые противоречия. Например, когда одна из девок в доме Тугиной, будучи на сносях, начинает утверждать, что, мол, мужчин у нас не бывает - ни-ни! Или взять реплику Флора Федулыча «Да разве дети платят что-нибудь своим родителям?!», произнесенную одновременно с недвусмысленным ощупыванием прелестей молодой вдовы. Между тем, несмотря на огромное количество сказанной лжи, каждый из героев стремится обличить другого. Чем не современное общество?!

Думается, актерам было непросто работать в выбранной стилистике спектакля. Но все они справились с поставленной задачей: образы получились яркими. Несомненной удачей стала роль Глафиры Фирсовны для Лидии Дымовой. Ее героиня не прочь выпить по маленькой да понюхать табачку, не чужда пристрастия к деньгам. Но при этом она, единственная из всех героев, понимает, что главное все же - не заветные бумажки, а душа...

Удался Владимиру Калялину характер богатого купца. В его воплощении Флор Федулыч стал моложавым, импозантным, умеющим поразить даму красивым жестом. И вместе с тем - идущим на поводу у собственной слабости: вожделения молодой девицы. Он часто пошевеливает пальцами рук, от чего они кажутся еще больше. Купец все-таки, знает, как деньги к себе грести! И именно этот расчетливый человек, кажется, по-настоящему влюбляется в Юлию и пытается уберечь ее от разочарования и бедности. С ним она и находит свое успокоение.

Однако спектакль не дает зрителям утешительного конца под названием «добро побеждает зло». Финал открыт. Нам просто предлагается задуматься над тем, как мы живем. Не поставили ли мы ненароком на карту чью-то судьбу в угоду своему капризу? Не бегаем ли по замкнутому кругу, потеряв свое истинное лицо в погоне за деньгами? Кто знает...

Елена ОСИПОВА
ВВ №20
18 марта 2014



Дата выхода 25 Март 2014 14:31 / Просмотров 1806 / / Распечатать

Поделиться ссылкой:




Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.

Реклама

ТОП НОВОСТЕЙ
2019.08.23 Дворник раскопал пробочный клондайк в месте, где его в принципе не должно быть

2019.08.18 Привидение у собственной могилы: посетителей кладбища озадачила женщина, чье лицо смотрело на них с надгробия

2019.08.23 Плюсом тысяча рублей к штрафу или 20 часов обязательных работ: сызранских должников наказали

2019.08.15 Жених с невестой пять раз откладывали свадьбу, но в итоге совершили большую глупость - поженились и съехали от бабушки

2019.08.22 В озере под Сызранью рыбак поймал золотую рыбку

2019.08.23 В Сызрани мужчина пытался угнать машину, но врезался на ней в палисадник

2019.08.23 В Троицком под Сызранью пропал 18-летний парень

2019.08.22 Промелькнула как метеорит: от удара девушка упала и не сразу поняла, что за существо свалило ее с ног

2019.08.23 Инструктор из фитнес-клуба «Актив» разработал специальную программу похудения

2019.08.23 Подвел мультяшный костюм: два родных брата занимались грабежами, переодевшись в камуфляж или ростового зайца



БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД:

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
маленькая Сызрань:


webmaster@syzran-small.ru
телефон 8-903-303-17-02
условия размещения рекламы

Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ №ФС77-30887 от 28.12.2007
выходные данные СМИ
Условия использования материалов

СТАТИСТИКА:

Яндекс.Метрика

Генерация страницы: 0.021 с.
Всего 4 запроса к базе.



© 2005-2019