Самарский минтранс возрождает идею моста через Волгу в районе Октябрьска
В 2011 году министерство транспорта Самарской области готовится начать
проектирование мостового перехода через Волгу в районе Октябрьска.
Возвращение к одному из крупнейших в регионе инвестиционных проектов
(строительство потребует до 60 млрд рублей) связано с расчетами на
федеральное финансирование и рисками для существующего сейчас переезда
через плотину Жигулевской ГЭС. О возможности выделения средств на
проектирование моста в районе Октябрьска уже в следующем году сообщил в
минувший четверг министр транспорта, связи и автомобильных дорог
Самарской области Валерий Матвеев. Проект может стать самой масштабной
стройкой в губернии. До сих пор по объемам финансирования к нему
приближается только Кировский мостовой переход, общая стоимость
которого оценивается в 12 млрд рублей. Оптимистично оценивать
перспективы проекта Матвееву позволяет федеральный тренд увеличения
ассигнований на дорожное строительство по всей России. Если в этом году
произошло некоторое снижение сумм в связи с кризисом, то в 2011-2013
гг. они могут даже превысить докризисный уровень. В Минтрансе России
утверждают, что в ближайшие три года объем средств, направляемых на
содержание и строительство дорог, увеличится примерно на 60%.
Бюджет федерального дорожного фонда в 2011 году должен составить около
377 млрд рублей, в 2013 году – 408 млрд рублей. Стоит также напомнить,
что в 2010 году началась реализация федеральной целевой программы
«Развитие транспортной системы России», которая рассчитана на пять лет,
общий объем ее финансирования – примерно 13, 5 трлн рублей. Потребности
регионов в субсидиях на строительство и реконструкцию территориальных
дорог в рамках данной программы оценены в 440 млрд рублей. Валерий
Матвеев подтвердил, что сейчас «есть вполне определенная тенденция по
увеличению объемов бюджетных ассигнований, экономика начинает
оправляться от кризиса, и нужно быть готовыми воспользоваться
ситуацией». В связи с этим глава самарского минтранса подчеркнул:
«Тянуть время здесь нельзя». В проект бюджета региона на 2011 год
власти уже направили заявку на проектирование моста, так как наличие
проектной документации – необходимое условие для начала переговоров о
выделении федеральных средств. Само проектирование может занять до двух
лет, после чего можно будет сразу приступать к строительству. Сроки
строительства зависят уже от проектной документации. В то же время
министр подчеркивает: «Самостоятельно нам этот проект не потянуть».
Ориентировочную стоимость строительства моста он оценивает в 30 млрд
рублей, с учетом подъездных путей и прочей инфраструктуры весь проект
может потянуть на 50-60 млрд рублей.
Доминировать при этом должно федеральное финансирование, уверены
эксперты. По мнению Бориса Ардалина, возглавлявшего региональный
минтранс в 2006-2007 годах, доля федерального бюджета в этом проекте
должна составлять до 90%. Депутат Самарской губернской думы, член
комитета по строительству и транспорту Евгений Серпер называет
соотношение 70% к 30%. Вероятность включения нового моста в федеральную
программу развития транспортной системы России довольно высока.
Достаточно упомянуть, что проект мостового перехода через Волгу (в
составе проекта «Автодорожный маршрут «Центр – Поволжье - Урал»)
включен в «Концепцию развития региональной транспортнологистической
системы Самарской области на 2011-2015 годы». В свою очередь,
транспортнологистические центры региона упомянуты в федеральной целевой
программе.
Энергетики трафик не потянут
Вопросы строительства нового моста через Волгу в Самарской области обсуждаются не в первый раз.
Пять лет назад был даже проведен конкурс по разработке обоснования
инвестиций в строительство западного направления «Центральной» и моста
через Волгу. Победителем стало ОАО «Самарадорстрой» (группа «СОК»). В
феврале 2005 года Правительство РФ включило строительство моста через
Волгу в районе Сызрани в подпрограмму «Автомобильные дороги» ФЦП
«Модернизация транспортной системы России». Однако через три года
проект был заморожен ввиду кризиса и отсутствия средств. Сейчас вопрос
вновь стал актуален не только в связи с возможностью нового
финансирования. По сути, сейчас в Самарской области вовсе нет
автомобильного моста через Волгу. Есть только приспособленная для
движения транспорта плотина Жигулевской ГЭС. До недавнего времени это
не вызывало каких-либо вопросов. Однако после аварии на Саяно-Шушенской
ГЭС в 2009 году, унесшей жизни нескольких десятков человек, энергетики
стали более жестко относиться к вопросам безопасности. Теперь уже не
исключается возможность закрытия движения для автомобильного транспорта
по плотине, если в результате каких-либо исследований выявится, что
нагрузки от него повышают риски для сооружения. При таком развитии
событий Самарская область может вовсе остаться без проезда через Волгу,
и транзитный автотранспорт вынужден будет искать альтернативные пути в
других регионах либо пользоваться другими видами переправы, которые
отличаются значительно более низкой пропускной способностью, нежели
автомобильная дорога (паромы и т. п.). Директор архитектурно-проектной
мастерской «Рекон» Игорь Галахов подчеркивает, что сейчас плотина ГЭС
перегружена транзитным транспортом, а новый мост мог бы избавить ее от
него.
Игроки готовы
В России работают не более 10 компаний, которые могли бы спроектировать новый мост через Волгу.
Как правило, все они связаны с теми или иными строительными группами,
соответственно, наиболее вероятен сценарий, при котором тот, кто
спроектирует объект, и будет принимать участие в освоении бюджетных
ассигнований. Три потенциальных участника борьбы за подряды имеют явную
привязку к Самаре – это ЗАО «Волгатрансстрой», ЗАО «Волгоспецстрой» и
входящее в группу «СОК» ОАО «Волгомост». У каждой из этих компаний уже
есть несколько реализованных или реализуемых в настоящее время
масштабных проектов мостостроительства. Так, ЗАО «Волгоспецстрой»
строит Камский мостовой переход в Татарстане, который входит в состав
скоростной магистрали «Западная Европа - Западный Китай». В 2012 году
компания планирует завершить строительство Кировского мостового
перехода в Самаре, тем самым освободив необходимые ресурсы и кадры для
нового масштабного строительства. Генеральный директор ЗАО
«Волгоспецстрой» Алексей Чигенев подтвердил, что готов взяться за новый
проект.
Саратовское ОАО «Волгомост» построило мосты в Татарстане, Волгоградской
и Ульяновской областях и целом ряде других регионов России. Согласно
данным официального сайта компании, сейчас в «портфолио» компании
четыре т. н. внеклассных моста через Волгу. В управлении по связям с
общественностью самарской группы «СОК» (в которую входит компания)
сообщили, что ее компании «было бы интересно принять участие как в
проектировании моста через Волгу, так и в его строительстве». Получить
комментарии в ЗАО «Волгатрансстрой» не удалось. Известно, что входящее
в группу Вячеслава Сонина ульяновское ООО «Ремстроймост» сейчас строит
второй пусковой комплекс моста через Волгу в городе Ульяновске. Велика
вероятность того, что проектировщик моста в перспективе станет его
строителем. «От того, кто спроектирует мостовое сооружение, будет
зависеть и то, кто будет его строить, поскольку проектирование само по
себе уже подразумевает часть работ», – пояснил архитектор, член рабочей
группы по разработке генплана Самары Игорь Галахов.
Плотину могут закрыть
Валерий Матвеев, министр транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области
- В 2008 году в условиях финансового кризиса и ограниченности ресурсов
мы тему моста через Волгу заморозили. Но если позволят средства и будет
поддержка федерального центра, к ней необходимо вернуться. Есть
серьезная проблемамы, наверное, единственный регион в Среднем Поволжье,
до сих пор не располагающий полноценным мостом через Волгу.
Автомобильный транспорт идет через плотину Жигулевской ГЭС – это не
совсем нормальный вариант, в нем присутствуют определенные риски. Дело
в том, что после относительно недавних событий, связанных с аварией на
Саяно-Шушенской ГЭС, энергетики ужесточили отношение к вопросам
безопасности. Идущий сейчас через плотину трафик создает для нее
определенные нагрузки. Энергетики уже сейчас нам настойчиво напоминают
о том, что именно по этой причине могут поставить вопрос о прекращении
движения автомобильного транспорта. Представляете, что произойдет, если
это случится? Поэтому нам нужно думать о будущем и вернуться к теме
строительства мостового перехода.
Ждут Левитина и Белозерова
В середине октября Самарскую область должен посетить заместитель
министра транспорта России Олег Белозеров, который курирует в ведомстве
в том числе и вопросы строительства мостов.
Не исключен и визит главы ведомства Игоря Левитина. Основные темы
визита – выделение федеральных средств на строительство дорог в
регионе, в том числе на завершение Кировского мостового перехода,
строительство Фрунзенского моста, а также перспективы строительства
магистрали «Центральная» и моста через Волгу. «В Самаре нужно построить
минимум пять-шесть развязок, которые позволили бы снять напряжение на
дорогах, – отмечает региональный министр транспорта Валерий Матвеев. –
Будет обсуждаться реконструкция Волжского и особенно Красноглинского
шоссе, проект которого практически готов. Мы бы хотели включить и эти
объекты в программу федерального правительства с тем, чтобы получить
финансирование»
Есть мнение:
Алексей Чигенев, генеральный директор ЗАО «Волгоспецстрой»
- На работы по проектированию моста через Волгу компании - разработчику
проекта понадобится один-два года. Время разработки будет зависеть от
технического задания, объемов и финансирования проекта. Начинать
строить мостовое сооружение можно сразу же после проектирования. При
хорошем финансировании можно ежегодно затрачивать на строительство
мостового перехода 5 млрд рублей. Компаний, которые могут выполнить
работы по мосту «от и до», не привлекая субподрядчиков, по России не
более 10. Местных фирм, которые имеют в этой сфере опыт, очень мало.
Игорь Галахов, директор архитектурнопроектной мастерской «Рекон»
- Я вижу два варианта для строительства мостового перехода через реку
Волга в Самарской области на Жигулевском море рядом с поселком Усолье
или же прямо в Самаре, на спуске улицы XXII Партсъезда – между 5-й и
6-й просеками. Последний вариант архитекторы предлагали еще в 60-70-х
годах. В районе Октябрьска очень сложная местность – холмы, овраги, и
строить мостовой переход там тяжело и дорого.
Евгений Серпер, член комитета по строительству и транспорту Самарской губернской думы
- В думе еще не рассматривался проект бюджета на 2011 год, поэтому я не
могу сказать, какая сумма может быть выделена на проектирование и
строительство мостов. Что касается софинансирования таких проектов из
федерального и регионального бюджетов, то оно, как правило, составляет
70% к нашим 30%.
Борис Ардалин, министр транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области в 2006-2007 гг.
- Строительства моста через Волгу в Самарской области – масштабный
федеральный проект, который на 90% должен финансироваться из
федерального бюджета. Мост станет продолжением федеральной трассы М5
будет идти в обход Самары, связывая наш регион с Оренбургской областью.
Оптимальным местом для моста является Сызрань или Октябрьск, где ширина
реки минимальна, и удастся сэкономить приличные средства. Что касается
стоимости проектных работ, то я оцениваю их на уровне 5-10% от
стоимости строительства мостового сооружения.
Алексей Ушамирский, председатель комитета по бюджету губернской думы,
министр транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области в
2004-2006 гг.
- Автомобильный мост через Волгу в Самарской области давно нужно
строить. Но почему его решили строить в районе Октябрьска? Ведь
основной транзитный поток через область идет по трассе М5. Что касается
финансирования, без федерального бюджета такой объект построить
невозможно. Объем федеральных средств будет значительно большим, чем
областных, и это логично, поскольку мост должен связать федеральные
трассы.
Людмила НИКОЛАЕВА, Ирина ОПАРИНА
Самарское обозрение № 69
04.10.2010
Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.