В полосе отчуждения
Строительство второй ветки железнодорожного пути «Сызрань-Сенная» уже
напрямую затронуло десятки сызранцев, но чем дальше, тем больше
становиться понятно, это проблема не десятков людей, волей судеб
проживающих в непосредственной близости от дороги, а тысяч горожан,
более того, все идет к тому, что может измениться и облик самого города…
ЭКСКУРС В ТРАГИЧЕСКУЮ ИСТОРИЮ 1978-ГО ...
Чтобы понять, к каким последствиям может привести это новое
строительство в черте города, обратимся к далекому 1978 году. Прошло
уже около тридцати лет, но до сих пор почти каждый горожанин помнит о
трагедии поселка Машинистов. Тогда, весной 1978-го, в результате
преступной халатности путейцев сошла с рельсов цистерна со сжиженным
пропаном. В результате - взрыв, пожар. Десятки людей погибли в огне,
сгорев в собственных домах. Виновные понесли наказание. Но главную
причину трагедии определили: жилые дома были построены слишком близко к
железнодорожным путям. Чтобы подобное не повторилось, власти назвали
районы города, наиболее близко подходящие к железной дороге и,
следовательно, наиболее опасные для проживания: Красноярский овраги
улица Транспортная. Тогда же, в далеком 1978 году, было принято решение
областного Совета народных депутатов о выселении горожан из опасной
зоны и предоставлении им квартир. Но решение, как это часто бывает у
нас, так и осталось на бумаге. Жители вышеупомянутых улиц так и прожили
почти тридцать лет, ежечасно подвергая свои жизни опасности. И вряд ли
что-то бы изменилось (человеческая жизнь всегда у нас стоила дешево!),
если бы не началось строительство второй ветки участка «Сызрань-Сенная».
ПРОБЛЕМЫ ОТСЕЛЯЕМЫХ - ИХ ПРОБЛЕМЫ?
Сызрань - город старый. Застройка его велась хаотично, особенно в
военные и послевоенные годы. Если посмотреть с высоты птичьего полета
на центральную часть города, - сплошное море крыш частных домов. И все
это перерезает строго на юг железнодорожное полотно дороги
«Сызрань-Сенная». Без сноса домов строительство двухпутного полотна
невозможно. Это, конечно, ведет к удорожанию проекта, но никуда не
денешься. Не прокладывать же рельсы по дворам жилых домов! A поскольку
железная дорога протянулась вдоль всего города, то строительство
затронуло судьбы многих горожан. Одно перечисление улиц, где возник
вопрос о выселении, займет немало места. Это Красноярский овраг, ул.
Декабристов, Мельничная, Камышинская, Односторонняя, Хлебная, пер. К.
Маркса и другие. Хотя на строительство ОАО «РЖД» и выделило немалую
сумму, но платить за отселение все же не хотелось. А тут еще и власть в
городе сменилась. Напомню, что строительство двухпутки началось в 2004
году. Появилась возможность договориться с новыми «отцами города». О
чем? Ну хотя бы о том, чтобы они не считали проблемы жителей,
попадающих под выселение и проживающих в санитарно-защитной зоне
строящейся двухпутки на Сенную, своими.
С «ДЕЛОВЫМ» ПОДХОДОМ
Договорились - сделали. А поскольку муниципалитет отстранился от данной
проблемы, то выселением граждан занялась организация ООО «Эксперт
плюс». Насколько успешно она это делала? Обратимся к сухим строкам
документов. Известно, что между вышеупомянутым ООО и дирекцией по
строительству объектов железных дорог Юга России было заключено
несколько договоров на отселение жителей, проживающих в
санитарно-защитной зоне. А вот данные из «Информации по отселению по
договорам на оказание услуг N1 от 28.04.2006 г. и N_ 2 от 03.11.2006 г.
», подписанные директором 000 «Эксперт Плюс» А. Лексиным: u... ул.
Декабристов, 93 - не хватило денежных средств». Три коротких слова. Аза
ними - судьба целой семьи. Почему именно для них не хватило денег,
выделенных ОАО «РЖД» на выселение? Потому ли, что, согласно ответу
директора 000 «Эксперт Плюс», резко возросла стоимость квартир в городе
Сызрани? А, может, потому, что городская администрация сразу же в
начале строительства отстранилась от этой проблемы? Но вот какая
интересная деталь. Отселение поручено «Эксперту плюс». Но докладывает
президенту ОАО «РЖД» В. Якунину о его ходе... председатель комитета по
строительству и архитектуре городской администрации В. Фроловин. С его
слов, все обстоит просто отлично. Цитируем дословно: «Решены вопросы,
связанные со сносом жилых домов и отселением граждан из домов,
находящихся в санитарно-защитной зоне». Хотелось бы обратить внимание
на дату письма В. Фроловина руководителю ОАО «РЖД» - 9 февраля 2007
года. Хотя на тот момент ряд договоров на отселение даже не был
заключен. Вызывает немалое удивление и такая фраза В. Фроловина из
этого документа: «Администрация городского округа Сызрань удовлетворена
деловым подходом руководителей дирекции по строительству и надеется в
дальнейшем на взаимопонимание и конструктивное сотрудничество».
Остается загадкой, чем все-таки удовлетворена горадминистрация. Тем,
что люди по-прежнему не выселены из санитарно-защитной зоны? Или есть
какие-то скрытые мотивы такого « конструктивного» сотрудничества?
ЭТИ СНиПы НЕ ДЛЯ НАС
Такой благосклонностью городской власти путейцы обласканы уже давно.
Поняв, что в Сызрани им можно не церемониться, начали вести себя
по-хозяйски. Мы не будем останавливаться на том, какими варварскими
методами ведется строительство. «ВВС» уже писали о том, что оно идет и
по ночам и окрестные жители просто лишены возможности отдыхать.
Остановимся на более существенном. Железнодорожники начали вносить
изменения в проект строительства. В свою, разумеется, пользу. В
санитарно-защитную зону строитёльства и подлежащих сносу жилых строений
входили и дома по улице Мельничной, NN с 1 по 11, что следует из письма
территориального отдела Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту
жителям вышеупомянутой улицы. Но это по первоначальному проекту. А
поскольку у путейцев наладилось «конструктивное» сотрудничество с
городской администрацией, то почему бы не сэкономить? И сейчас под
выселение попадают лишь жители домов по ул. Мельничной, NN с 1 по 3. Но
обратимся к «Строительным нормам и правилам», соблюдение которых носит
обязательный характер. Согласно им, «жилую постройку необходимо
отделить от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной 100
метров... при размещении дорог в выемке... она может быть уменьшена до
50 метров». Выемки особой на улице Мельничной не заметно, зато у нас
есть топографическая схема выше упомянутой улицы, сделанная
специалистами комитета по строительству и архитектуре городской
администрации. Из нее видно, что даже в пятидесятиметровую защитную
зону входят дома NN с 1 по 23 по ул. Мельничной! Интересно, знают ли
«Строительные нормы и правила» (СНиПы) эти самые специалисты?
Предполагаю, что все-таки знают. Но почему молчат? По-видимому, дело
все в том же «конструктивном» сотрудничестве городской администрации и
ОАО « РЖД».
СЫЗРАНЬ РАЗДЕЛЯТ «ВЕЛИКОЙ СТЕНОЙ»
И под занавес нашего повествования - о самом важном. В начале статьи мы
упомянули о том, что будущее строительство может изменить облик нашего
города до неузнаваемости. Вдохновленные равнодушием администрации к
судьбе родного города путейцы готовят для сызранцев сюрприз. В нашем
городе они построят стену. Не Великую Китайскую, конечно. Но масштабы,
по нашим провинциальным меркам, сравнимы. Поняв, что власти и не
требуют отселения жителей, путейцы взамен вознамерились соорудить около
железнодорожных путей акустический экран высотой четыре метра и длиной
несколько километров. По их мнению, это снимет все проблемы людей и
отселения не потребуется. Для особо чувствительных граждан
железнодорожники планируют установить специальные шумозащитные окна. А
еще горожанам обещают засеять окрестности будущей «Великой стены»
газонными многолетними травами. И потянет все это удовольствие аж на
три миллиарда рублей. Что тут сказать? Не будем рассматривать тот
аспект, что некоторые районы города разделят. Попробуй переберись через
стену
высотой в четыре метра! Рассмотрим это с другой стороны. Во-первых, с
финансовой. Очевидно, что затри миллиарда рублей можно так переселить
половину населения города, что оно даже шума поездов не услышит.
Во-вторых, нынешняя власть уже основательно приложила руку к изменению
облика города не в лучшую сторону. Одних памятников архитектуры сколько
было снесено! Теперь и Великую стену заимеем.
А может, и к лучшему? Город пал таким неприглядным и грязным, что
стыдно перед пассажирами проезжающих поездов. Пусть уж смотрят из окон
вагонов на так называемый акустический экран, чем на мусор на улицах.
Валерий Хреков
ВВС №19
12 мая 2007
Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.