А.Смирнова: Вот чем дорога Россия: каждый уголок можно превратить в картину
B Союзе художников России - пополнение из Сызрани. B ряды престижного
творческого объединения принят директор нашей художественной школы
Анжелика Смирнова.
- Анжелика Георгиевна, что для Вас значит членство в этом союзе?
- Сейчас очень много творческих объединений, разных, активных. Но я,
видимо, человек старой формации, и для меня дороже всего тот
единственный, что стал правопреемником Союза художников СССР - Союз
художников России.
Преодолена еще одна, очень серьезная ступень в творчестве. Наверное,
человек стремится к признанию коллег с того самого дня, когда решает
для себя быть в профессии (у меня это произошло в 15 лет, когда я
пришла в алма-атинское художественное училище).
С практической точки зрения членство в союзе открывает возможности для
постоянной выставочной деятельности. Например, мои работы будут
экспонироваться 16 октября в Академии искусств в Москве на выставке
«Реализм и современность». Здесь оказались востребованы реалистические
полотна, что «не вписываются» на выставках, где предпочтителен авангард.
- Какие работы Вы представили на рассмотрение художественного совета союза?
- «Банька» - это мой огород, моя банька в Октябрьске, где я живу. Вот
чем дорога Россия: каждый уголок ты можешь превратить в картину.
«Выпал снег» - вид из моего директорского кабинета художественной школы
во двор и на ул. Советскую. Уж и тополь убрали, и банк
реконструировали, а на картине осталось так, как было. Сейчас мой
«...снег» находится в художественном фонде краеведческого музея.
Зимний вид парка «Гномик».
Серия работ, посвященная Великой Отечественной войне. Выставлялась в
Самаре в галерее «Новое пространство». Хранится в государственном
архиве.
Триптих, посвященный творчеству Чайковского. Это мой любимый
композитор, я могу слушать его произведения невероятное количество раз.
- Всё — графика?
- Я заявилась в двух секциях - графика и декоративно-прикладное
творчество. Конечно, пишу и красками. Но у меня самой - явная
предрасположенность к графическим работам.
- Полагаю, преподавателю, тем более -
директору детской художественной школы, требуется педагогическое
мужество, чтобы выставлять свои работы? Ведь собственные ученики могут
стать самыми беспощадными критиками...
- В советское время в должностных инструкциях было записано, что
преподаватель школы искусств обязан выступать профессионально. То есть
художник - рисовать, музыкант - участвовать в концертах, хореограф -
танцевать. Как ты можешь выбирать цели, определять направление развития
учебных заведений, если ты сам - нерисующий художник? Я могу
защищать свои и школьные проекты, только зная, что общество имеет
потребность в таких видах искусства. А как это буду знать, если этим не
занимаюсь?
У нас каждый преподаватель может стать рядом с ребенком и нарисовать
портрет, натюрморт, композицию. Да, ученик тебе укажет: «У вас тут блик
не там, вы нас учите одному, а сами...». Даже не думая о том, что
педагог старше, опытнее. Просто, как художник художнику. И ты должен
объяснить, почему делаешь так, а не иначе. Или поймать себя на том, что
«замыливается глаз» и начинаешь допускать те же ошибки, что и дети.
Кстати, активная выставочная деятельность - обязательное. условие для приема в Союз художников России.
- Анжелика Георгиевна, Вы упоминали, что учились в художественном училище Алма-Аты. Каким же ветром Вас занесло в Поволжье?
- Наша семья с 19 века жила на юге Казахстана. Мои предки - казаки -
охраняли границы российской империи. Там увидели свет и мои родители, я
сама, мои дети.
Нас из Казахстана выгнала война. Когда сказали, что мы должны подарить
квартиру или нас всех вырежут, мы в течение часа собрались и уехали в
аэропорт. Детям было 10 месяцев и 2,5 года.
Для меня всегда будет горько сознавать, что случается нечто, и та, что
была подружкой на твоей свадьбе, перестает здороваться, потому что ты -
русская. И 84-летняя соседка, с которой всю жизнь прожили бок о бок,
перестает здороваться с твоей мамой... Очень сложно жить с пониманием
того, что тебя изгнала родина предков.
- А если посмотреть с другой точки
зрения? Какой подарок судьба преподнесла, сказав, что пора взрослеть, и
лишив милых иллюзий? Выведя на новый уровень понимания человеческой
сущности, людских слабостей, управляемости обывателя?
- Понимаю это. Человека жизнь не может ударить настолько больно, чтобы его поломать. Чем крепче бьют, тем сильнее становимся.
- Вы сформировались в другой культуре
и на других пространствах. Наверное, четко и ярко видятся достоинства и
недостатки Сызрани? Стал ли этот город Вам мил?
- Сызрань - мой город, хоть я и живу в Октябрьске, откуда, кстати,
открывается великолепный вид на Волгу. Здесь я поняла, чего мне так не
хватало в Казахстане: единой культуры. То, что мы принимали за нее,
было лишь тонким поверхностным пластом. Его смело также легко, как
плодородный слой на целине после возделывания.
Поняла, какое это благо: родиться и сформироваться как личность в одном
месте, здесь же постареть и умереть. Вот кладбище, где лежат твои
предки, и стены дома, в которых воспитывался твой дед, прадед... Здесь
всё это есть. А то, что люди понимают или не понимают эту культуру,
ценят ее или не ценят... Такие встречаются везде.
Поэтому, когда мне 14 лет назад предложили возглавить детскую
художественную школу, виделось все простым и понятным. Было желание
сохранить то, что наработано до меня. И, может быть, найти пути для
дальнейшего развития. И очень кстати пришлись знания, которые я
получила в Самарской академии культуры, где на факультете
культурологии, среди прочего, обучалась менеджменту. Сейчас продолжаю
образование в аспирантуре Поволжского университета сервиса.
- Искренне желаю Вам успехов как на творческом, таки на педагогическом и административном поприщах!
Ольга Чугай
ВВС №26
26 июня 2010
Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.