Судебные процессы могут стоить Морунову бизнеса
11 января стало известно, что у некоторых предпринимателей Сызрани
могут существенно понизиться шансы на заключение с мэрией договоров об
организации регулярных пассажирских маршрутных перевозок. Не исключено,
что этому поспособствуют и определенные действия ОАО «Российские
железные дороги», возглавляемого Владимиром ЯКУНИНЫМ. В частности, это
может отразиться на перспективах бизнеса бывшего кандидата в депутаты
Сызранской городской думы Михаила МОРУНОВА.
В конце декабря 2009 г. Арбитражный суд Самарской обл. частично
удовлетворил иск ОАО «Железнодорожная торговая компания» (ЖТК) к
предпринимателю Михаилу Морунову (на фото) о взыскании арендной платы.
ЖТК, которую возглавляет генеральный директор Игорь Легостаев, является
стопроцентной «дочкой» ОАО «РЖД». Морунов выступает директором и
учредителем нескольких сызранских предприятий, занятых пассажирскими
маршрутными перевозками. Это ООО «Пассажирские автотранспортные
перевозки №1», ООО «Сызрань-ТрансАвто» (СТА) и ООО «АвтоТранс-Сызрань»
(АТС). АТС, по данным Росстата, в последние годы работало в убыток.
Аналитики ЗАО «Национальное кредитное бюро» (НКБ) отмечали
отрицательное значение собственного капитала АТС. Оценивая возможности
предоставления кредита в 2009 г., НКБ рекомендовало принять
соответствующие меры подстраховки. Периодически финансовые сложности
возникали и в других организациях Морунова.
В декабре 2007 г. определением Арбитражного суда Самарской обл. по
заявлению МРИ №3 УФНС по Самарской обл. было возбуждено производство по
делу о банкротстве СТА. В апреле 2008 г. была введена процедура
наблюдения. Временным управляющим был утвержден Эдуард Касаткин. Можно
предположить, что Касаткин подтвердил свою высокую квалификацию: в
сентябре 2008 г. определением суда производство по банкротству СТА было
прекращено. Но, вероятно, в Сызрани его деятельность не была оценена по
достоинству. Вознаграждение за спасение предприятия Касаткину пришлось
взыскивать в судебном порядке.
Любопытно, что речь шла о сумме, лишь немногим превышающей 50 тыс.р. Иск Касаткина по этому поводу был судом удовлетворен.
Требования ЖТК оказались существеннее. Компания потребовала взыскать с
Морунова задолженность по арендной плате в сумме 363 тыс.р. Затем,
правда, она была уменьшена до 324 тыс.р. Из них 175 тыс.р. —
задолженность по арендной плате.
Между ЖТК и Моруновым заключен договор на аренду здания по ул.
Декабристов — гаража в 361,6 кв.м. Эксперты предполагают, что помещение
могло использоваться как под ремонтную базу, так и под стоянку
маршруток. Суд по совокупности представленных доказательств посчитал,
что сторонами согласованы существенные условия договора аренды, которые
подлежат исполнению. Договор подписан Моруновым без разногласий. Объект
принят по акту приема-передачи. Доказательств возврата здания владельцу
нет.
Морунов указывал, что он занимает другой объект. Это, однако, не
подтверждает факта незаключенности договора. Остались недоказанными
предпринимателем обстоятельства принуждения или введения его в
заблуждение при заключении договора. Суд также отметил, что за весь
период действия договора у Морунова не возникало сомнений относительно
объекта аренды. И только после подачи иска они появились. В результате
с Морунова было взыскано более 160 тыс.р.
Эксперты полагают, что цена вопроса может заключаться для Морунова
отнюдь не в стоимости иска. Здесь, скорее, можно вести речь о возможной
опасности несоблюдения части требований конкурса на право заключения
договора об организации городских регулярных пассажирских маршрутных
перевозок. В Сызранском р-не договор с победителем подобного конкурса
будет заключен, по словам начальника жилищного отдела администрации
Анатолия Наумова, сроком на 5 лет. О результатах его должно быть
объявлено в ближайшее время. Не исключено, что и в Сызрани частники
получат в свое распоряжение маршруты на долгий срок. Условия же
конкурса достаточно жесткие. В частности, речь в них идет и о стоянках,
и о ремонтных базах. Не решить вопрос с таковыми сейчас — значит
серьезно осложнить себе перспективу. А ведь будут также учитываться
финансовое положение претендентов, их «доброе имя». Ставка же на работу
не по муниципальным, а по частным маршрутам может себя и не оправдать.
Тем более что здесь также могут возникнуть определенные сложности.
Так, например, конечная остановка контролируемого Моруновым маршрута
№44 расположена на привокзальной площади железнодорожной станции
«Сызрань-1». На каких условиях используется эта территория под
автобусный павильон, стоянку автомобилей, на данный момент выяснить
официально представляется практически невозможным. Эксперты, однако,
предполагают, что в условиях реформирования РЖД, поиска дополнительных
источников дохода подобные вопросы в ближайшее время будут подниматься.
Как показала история с ЖТК, руководство подразделений РЖД готово
добиваться выполнения от партнеров их обязательств, ужесточать
финансовую дисциплину. Перенос же названной остановки в другое место
может лишить маршрут №44 значительной части его преимуществ.
Петр Кожевников
Хронограф №1
18 января 2010
Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.