При подготовке предложений по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме управляющие компании (УК) смогут использовать новый ГОСТ. Собственники квартир по-прежнему вправе согласиться или отвергнуть предложение, но выполненное в соответствии со строгим стандартом обоснование будет более весомым аргументом, чем существующие сейчас предложения с потолка. У жильцов, по мнению специалистов, появился шанс узнать, сколько на самом деле стоят услуги «управляек».
Управляющая компания по договору с собственниками квартир
должна осуществлять содержание дома и проводить текущий ремонт. Уборка
подъездов, замена лампочек, обслуживание мусоропровода, поддержание
газонов - все это ежедневное содержание МКД. Если протекла крыша,
сломался лифт, прохудилась труба в подвале или облупился фасад, речь
идет о текущем ремонте. Решение о его проведении должны принимать
собственники на общем собрании. И содержание, и ремонт оплачивают
жильцы, при этом УК должна обосновать предлагаемый тариф, который будет
действовать не меньше одного года.
Однако - единой формы для
такого документа нет, и «управляйка» может взять цифры «с потолка». А если
жители откажутся голосовать за несуразные цены - УК может и припугнуть:
дескать, прекратим обслуживать ваш дом. (К слову, в Сызрани известны
случаи, когда дома оказывались без управляющей компании, и в процесс
приходилось вмешиваться городским властям).
Решить проблему
несуразных цен взялись в Росстандарте, там накануне утвердили ГОСТ
«Услуги управления многоквартирными домами. Подготовка предложений по
вопросам содержания и ремонта общего имущества» с датой введения в
действие 1 марта 2024 года.
Согласно документу, УК должна
предоставить собственникам техническое и экономическое обоснование всех
работ, на которые она планирует тратить деньги. Причем необходимость
того или иного обслуживания следует соотносить с возможностями платежей
жильцов - размер платы с квадратного метра может зависеть от площади
всех помещений дома и должен быть распределен равномерно в течение года.
УК
должна предоставить жителям акты технического осмотра помещений МКД.
Выявив дефекты, составляют план работ - плановых и неотложных. Если
компетенций специалистов компании не хватает, она может привлекать для
проведения экспертизы подрядные организации, работу которых оплатят
опять же жильцы.
Однако, беда в том, что стандарт не
является обязательным к исполнению. Еще одна проблема - непрозрачность
расходов управляющих компаний. Деньги на ежедневные работы и текущий
ремонт зашиты в одной строчке квитанции — «Содержание жилья». Нередко в
УК говорят, что все средства ушли на уборку, благоустройство и другие
мелкие работы, поэтому запланировать ремонт не представляется возможным.
В связи с этим эксперты посчитали необходимым разделить средства в
платежках на две строчки.
В думском Комитете по ЖКХ предложение
поддержали и сейчас разрабатывают соответствующий законопроект. Ведь
если в счетах будут две строки, то компании придется добросовестнее
заниматься текущим ремонтом.
Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.