Реклама
фирмы
объявления
карта
В «День предпринимателя» сызранских бизнесменов ждут интересные мастер-классы

26 мая в Сызрани на базе Дома молодежных организаций пройдет форум «День предпринимателя», который проводится при поддержке некоммерческого партнерства по содействию и развитию предпринимательства «Ассоциация малого и среднего предпринимательства». В рамках форума пройдет презентация федеральной программы «Ты – предприниматель». Руководитель программы в Самарской области Александр Токар расскажет об образовательных и просветительских проектах для молодежи 18-30 лет. Кроте того, Александр ответит на вопросы о тематической смене «Ты – предприниматель» молодежного форума ПФО iВолга. Продолжится встреча историей успе...
Новости   Афиша   Форум
Объявления   Каталог фирм
Карта   Опросы








Не нашли информацию у нас? Посмотрите другие сызранские сайты:

ООО Вега

АН «Конто»

ГК "Криста"

ООО Арго

Городской центр оценки


Все сызранские сайты



Логин:
Пароль:

Регистрация
Напомнить пароль




Следите за новостями Сызрани через:



















ЖИЗНЬ ГОРОДА
Начало раздела > О Сызрани простыми словами

Манчжурка - за вокзалом или в тупике?


Полагаю, что судьба этого района семи улиц была предопределена изначально самой историей и географией его расположения. Официальное и просторечное названия - Завокзальный или Манчжурка - пришли к местечку благодаря железной дороге. Как известно, Сызрано-Вяземская ветка была образована в 1872 году. Через два десятилетия построили и здание вокзала. Логично, что путейцы и их семьи селились поблизости. Так появились Первая, Вторая Завокзальные, Переселенка...



ОТКУДА ЯПОНСКИЕ МОТИВЫ?

Да с русско-японской войны! Нет, знаменитый вальс «На сопках Манчжурии» здесь ни при чем. Версии две, и обе менее романтичные, и имеют право на существование. По одной, с дальнего Востока тогда в Сызрань стали прибывать переселенцы (может, отсюда и пошла Переселенка?). По другой, на Сызранском ж/д узле скапливалось невиданное прежде количество солдат для отправки «на театр военных действий». Мобилизованных размещали не только в казармах сборного пункта, но и в окрестных домах.

Здесь, на большом плацу за ж/д путями, состоялось историческое для Сызрани событие: сам самодержец Николай II в сопровождении родного брата Михаила провел смотр двух артиллерийских бригад, которые отправлялись на русско-японскую войну. Высокие гости посетили также склад для снабжения проходящих войск, расположенный при железнодорожной линии. Было это 28 июня по старому стилю 1904 года. После чего за районом прочно закрепилось название Манчжурка.



С ТЮРЬМОЙ И АРМИЕЙ СРОДНИЛИСЬ...

Сызранская тюрьма, домзак, СИЗО - так в разные эпохи именовался этот казенный дом, что, строго говоря, находится уже вне территории Манчжурки. И, однако, его близость сказывается и на житейском, и на философском складе сознания обитателей местечка. Спрашиваю женщину с тележкой, как пройти к улице Ерамасова, а она в ответ: я не здешняя, из тюрьмы, от сына иду... Кроме такого вот столкновения с изнанкой жизни, от которого защищена большая часть обывателей Сызрани, домзак давал Манчжурке стабильные и географически удобные рабочие места. Многие здешние жители годами ходили через дорогу исполнять обязанности надзирателей и перлюстраторов, например.

Привычны для Манчжурки и другие потоки подневольного люда - те, что обусловлены близостью областного сборного пункта. А также неизбежные составляющие проводов призывников: слезы, водка и горы мусора. От последнего армейцы очищают только участок прямо перед воротами сборного. Остальная прилегающая к пункту территория на протяжении ряда последних лет остается стабильно захламленной.



СВАЛОЧНАЯ ЖИЗНЬ

Увы, три раза: Сызрань в последние годы заросла грязью и свалками. Но сложно отыскать местечко, подобное Манчжурке, где бы на такой малой площади процветали столь грандиозные объемы бытовых отходов. Хотя местные граждане парируют: просто другим районам повезло - у них есть овраги!

Руководитель КТОС N95 Владимир Аржанов признает:

- Если брать территорию нашего комитета общественного самоуправления, то в Манчжурке меньше всего домовладельцев заключают договоры на вывоз мусора. Конечно, можно взывать к общественному самосознанию граждан. А если хорошенько обмозговать ситуацию депутатам городской думы да и принять правовой акт, обязывающий частных домовладельцев Сызрани заключать договоры на вывоз ТБО? И установить заодно контейнерные площадки, дабы не приходилось частникам караулить мусоровозы, которые предпочитают курсировать за неаппетитным грузом исключительно в рабочие дни и часы? Ну и, конечно, ловить за руку и беспощадно штрафовать тех, кто вываливает отходы куда ни попадя... Нереально? Но ведь еще помнят люди, когда Манчжурка радовала глаз чистотой и порядком и была особенно хороша в пору цветения вишни и яблонь... А может, экологический беспредел кому-то выгоден? Ведь на ликвидацию несанкционированных свалок ежегодно Сызрань отстегивает из городского бюджета энные суммы...

Кстати, при плотности здешней застройки и обилии мусора, в том числе и легко воспламеняющегося, страшно представить, что может произойти при мало-мальски серьезном пожаре.



НА ПУТЯХ РЕАЛЬНОСТИ

Понятно, что со времени построения Сызрано-Вяземской железной дороги много раз менялись нормы о допустимой близости жилых строений от путей. Только беда в том, что нормы менялись, а дома в Манчжурке как стояли чуть ли не на рельсах, так и продолжают там быть. От стены дома N20, что на ул. Переселенка, только и надо пересечь огородик, что, бы упереться в железнодорожное полотно.

Такой близости однажды обрадовалась местная детвора: в 1959 году в Сызрань приезжал цирк, и с ним - слон. Тогда ушастого великана свели с платформы и привязали на ночь за ногу к тополю. Дерево до сих пор стоит в этих дворах, угрожая рухнуть на крыши близлежащих домов. На слона собралась поглазеть вся округа, от мала до велика. Но тогдашние дети уже перешли в разряд пенсионеров, и почему-то их перестало восхищать соседство с железной дорогой: то посуда с оконными стеклами дребезжит, то давление скачет, то полы и стены вибрируют. И уже никакая экзотика не способна компенсировать сии неудобства.



НИ АПТЕКИ, НИ БАНЬКИ...

Галина Ивановна с улицы 1-я Завокзальная выгуливает собаку и заодно наблюдает, как ремонтируют фасад ее двухэтажного многоквартирного дома N231:

- Мы четыре года вели переписку со всевозможными инстанциями, судились, добиваясь этого капитального ремонта! И он - первый с момента ввода дома в эксплуатацию. А построили его еще в 1960 году!

Соседям Галины Ивановны с улицы Переселенка, 20 впору только посмеяться над такими сроками. Потому как их многоквартирный дом, который, по меркам вековой давности, был очень даже приличным жильем военного коменданта царской России, стоит на земле аж с 1879 года! Добрым словом семья старожилов и потомственных железнодорожников Лидия Ивановна Суркова и ее дочь Татьяна Кашицына вспоминают покойного ныне соседа прораба НГЧ Земцова, благодаря которому в доме убрали печное отопление, установили баллонный газ, поставили в каждую квартиру ванную и туалеты. Случилось это в 1966 году. На этом заботы балансосодержателя закончились. Тамара Тургина, которая 16 , лет назад получила здесь квартиру, подтверждает:

- Да он, наш дом, весь прогнил за те 130 лет, что стоит! Мужик гвоздь забивает в стенку, а тот проваливается в пустоту! Оконные рамы того и гляди выпадут. Или стены рухнут от вибрации...

Но беды этого дома блекнут и меркнут в сравнении с бытием в муниципальном доме N91 по улице Переселенка.

Эльвира Анатольевна, Олеся Черкашина, Анна Просвирина рассказывают о своем житье-бытье:

- Туалет общий на несколько квартир, канализация засорена, вода холодная, газа нет, стены рушатся, грибок множится...

Свидетельствую: передвигаться в барачном коридоре неподготовленному человеку можно, но с риском переломать себе ноги. Говорят, есть в Сызрани места, где живут и похуже. Правда, сама я таковых не наблюдала. Господа, существовать в этаких условиях, по моим представлениям, можно разве что по приговору суда!

Складывается странное впечатление: с одной стороны, Манчжурка всегда в гуще событий - мимо снуют поезда, товарняки, потоки пассажиров, новобранцев, заключенных, а сам район - словно забытый вагон в железнодорожном тупике...

Люди, с которыми обсуждала данности манчжурского бытия, иногда объясняли приметы откровенной нищеты и неустроенности района его асоциальностью. Признаю: в Чистый четверг на страстной неделе, причем с утра, довелось здесь наблюдать разновозрастных граждан, досрочно отмечающих Пасху, и женщин с синяками под глазом. Допускаю: не добавляет району привлекательности концентрация «гостей» азиатской наружности. Возможно, повредили Манчжурке в свое время и слухи о том, что целые улицы здесь пойдут под снос, после чего резко возросло количество прописанных здесь граждан и пропорционально уменьшились надежды на финансирование текущих проблем.

Но ведь живут в Манчжурке очень разные две тысячи человек! Среди них - и Анна Павловна Новопольцева, чей муж когда-то водил электровозы. И его вдове очень даже важно, чтобы в дом пришли, наконец, природный газ и вода (каково это - на восьмом десятке иметь «удобства» во дворе!). По осени разбила она перед домом палисадник, а теперь вот обновляет ворота.

Константин с соседней улицы 12 лет как переселился в Манчжурку с семьей. Туда, где в 1972 году появился на свет в здешнем роддоме. Тогда были здесь еще и баня, и аптека, поликлиника. Это ныне здесь из всей социальной инфраструктуры - школа да пара хилых магазинчиков. Молодому хозяину охота, чтоб и дороги в его районе стали приличными, и чистоты, порядка прибавилось.

Судя по развитию событий, в ближайшие полста лет Манчжурке не грозит пойти под бульдозер и стать сплошной строительной площадкой. А значит, район способен преобразиться при сочетании хотя бы двух условий: затрат извне (природный газ, чем обещают одарить уже в этом году, сносные дороги) и усилий со стороны местного населения (жизнь без свалок, как минимум).

Понятно: железная дорога никуда не денется, со всеми сопутствующими прелестями соседства с нею и наплевательским отношением акционеров к городу и людям, его населяющим. И все-таки район имеет шансы на лучшее будущее. Несомненным достоинством Манчжурки остается близость ее от исторического центра города и района «Тяжмаш» с его развитой инфраструктурой. Вопреки всему бытующему негативу, Манчжурка сохраняет привлекательность как для местных жителей, так и для потенциальных застройщиков. Возводят же недалеко от сборного пункта многоэтажку... «Грозят» поблизости разместить автостоянку. В Завокзальном неплохо покупают земельные участки (правда, они здесь довольно скромных размеров), вкладываются в строительство и серьезный ремонт частные домовладельцы. Судя по всему, Манчжурка обречена быть. Вопрос: КАКОЙ она будет?



Ольга Чугай
ВВС №17
25 апреля 2009

Дата: Понедельник, 27 Апрель 2009
Прочитана: 7810 раз




Вернуться назад


Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.

Поделись ссылкой




Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня


Регистрация
Напомнить пароль



НА НАШЕМ САЙТЕ ИЩУТ:

музей
ночь

спорт
терминал
магазин данс легенд
медицина
День славянской письменности
мегафон
сом
НАША СТАТИСТИКА:

Яндекс.Метрика

Сравнить с другими сайтами:
Рейтинг HotLog
Рейтинг LiveInternet

Генерация страницы: 0.058 с.
Всего 14 запросов к базе.
КОПИРАЙТЫ:

на основе Smallnuke
хостинг - SpaceWeb
дизайн - gysev.ru

контакт - webmaster
условия размещения рекламы

Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ №ФС77-30887 от 28.12.2007
выдано Федеральной службой по надзору
в сфере массовых коммуникаций, связи
и охраны культурного наследия.

c 2005-2017