Реклама
Главная
Новости
Новости по-старому
Новости по категориям
Власть
Общество
Культура
Медицина
Образование
Спорт
Благоустройство
Коммунальная сфера
Экономика и бизнес
Правопорядок
Происшествия
Из жизни
Непознанное
В регионе, в стране
Оперативная информация
Статьи
Каталог фирм
Яндекс.Погода


Жизнь города > Социальная сфера

Поход в музей как урок патриотизма



Безусловно, у этого музея есть недостатки. К примеру, он не оснащен информационными окнами, интерактивными досками, и документы еще не переведены «в цифру»,  здесь нет кинозала и научной библиотеки…

Но, позвольте, ведь речь – не об объекте федерального значения, подобного государственному военно-историческому музею-заповеднику «Прохоровское поле», где хранятся 20 тысяч экспонатов, а в состав комплекса входят еще и музеи «Третье ратное поле России», бронетанковой техники.

В нашем случае – это музей СВВАУЛ, который вот уже 41 год рассказывает о прошлом и настоящем училища, собирает свидетельства, хранит память о героических выпускниках. И, между прочим, имеет на хранении более тысячи экспонатов, не считая фотоархива, который содержит не менее тысячи только фотографий!


Открыт для сотрудничества

Сюда приходят курсанты, студенты, школьники, ветераны из пансионата, воспитанники детского дома, ребята из военно-патриотического объединения «Щит», гости города, старшеклассники, решившие, что «есть такая профессия – Родину защищать»… За год музей СВВАУЛ посещают 100 экскурсий. Это около трех тысяч человек. Много это или мало?

На мой взгляд, все же недостаточно. Потому что музей имени полковника Владимира Гатовского - человека, который создал это уникальное в своем роде учреждение и 28 лет жизни отдал его становлению и развитию, представляет безграничные возможности для сотрудничества. Со школами и другими учебными заведениями, общественными организациями, отдельными преподавателями, учениками, студентами… Здесь сосредоточен кладезь информации, неоценимый при подготовке рефератов, проектов, научных работ в самых разных направлениях: обществознании, истории, краеведении, развитии авиации в разных ее аспектах - планеризма,  самолето- и вертолетостроения, профориентации…

Посещение, экскурсии, возможность пользоваться архивами  – БЕСПЛАТНО! Заведующий музеем Сызранского ВВАУЛ Виктор Петрович Куницын – один из авторов книги «Военный городок: от Усть-Двинского пехотного полка до вертолетного училища» - своего рода хранитель времени, наделенный живой и образной речью, прекрасно владеющий материалом. А чему удивляться? Выпускник школы юных космонавтов, он в 1974 году надел погоны курсанта СВВАУЛ, 60 лет он проживает в военном городке. Так что визит в эти музейные залы может серьезно расширить кругозор, дать новые представления об исторических фактах и понятиях.


Биографические казусы

Возможны вопросы. Если мы пришли в музей СВВАУЛ, при чем тут трехлинейка и котелок солдата времен Первой мировой? Только стоит ли отбрасывать напрочь дореволюционную историю сызранского гарнизона? Когда-то именно здесь  базировался Усть-Двинский полк. В городе еще сохранились постройки 1860 года с коновязью, к которой кавалеристы привязывали своих лошадок.

Другая тема. Как может быть СВВАУЛ 77 лет, если первая винтокрылая машина запущена в серийное производство в Советском Союзе  в 1947 году, а вертолетному делу курсантов стали обучать с 1952 года? Но ведь и до этого здесь учили летать: на планерах, потом самолетах… И это тоже – история училища, которое не единожды перепрофилировалось.

Или как совместить данные из исторического формуляра, первая запись в котором датирована 1927 годом, и принятое начало отсчета биографии училища с 1940 года? Да все очень просто: первые 13 лет принадлежат отдельному авиационному отряду, отдельной авиационной разведывательной эскадрилье, а школа пилотов – предвестник высшего военного вертолетного училища – была создана в 1940 году. Из 35 парней - первый выпуск 1941 года, который через три месяца после окончания летной школы встретил войну, - уцелели лишь шестеро.

 
Вопросы и ответы

В шести залах музея СВВАУЛ - столько уникальных экспонатов, что трудно представить посетителя, который останется к ним равнодушным. Вот всамделишный шлем пилота 30-40-х годов – дар хозяина головного убора Александра Эрнестовича Ауголя, он работал в училище с момента его образования, жил в         пер. Достоевского. Телефонный аппарат из 1943 года и по соседству с ним – «коллега», доставленный в Советский Союз по ленд-лизу.

Земля с Мамаева кургана и камень из Брестской крепости – в 70-80-е годы в училище была традиция посылать курсантов-отличников на пару дней по местам боевой славы. Лафет от пулемета и вражеские каски, пробитые пулями.

Лётная книжка – самая настоящая, где ежедневно фиксируется весь профессиональный путь пилота с курсантов и до последнего вылета.

В музее есть знаменный, оружейный, монетный фонды. Здесь представлены история кафедр училища, портретные галереи, деятельность полков и братских училищ.

Разве не интересно познакомиться со спецфакультетом? 25 лет СВВАУЛ обучает иностранцев из 32 государств. Увидеть награды, победные кубки с первенств Советского Союза, Вооруженных сил, чемпионатов мира по вертолетному спорту?  Взглянуть на катапультное кресло, рассмотреть высотный комбинезон летчика-истребителя из 50-х годов и узнать, что на  МиГе-15  летчик испытывал перегрузки до 9g? К услугам гостей музея - шесть тематических залов!

Навигационные приборы, снаряды, боевые награды, книги, знамена, лётные комбинезоны, шинели, знаки различия и… утюг! Последний-то экспонат какое отношение к летунам имеет? Хозяин музея поясняет:

- Как иллюстрация! Показываем посетителям, особенно детям полезно: вот с такими угольными утюгами Ленин и Сталин приняли Россию. А через сорок лет, в 1957 году, вывели на орбиту Земли первый в мире искусственный спутник ПС-1. В нашем государстве как-то повелось говорить о прошлом либо только хорошо, либо только плохо. А важно, чтобы у человека в голове какой-то баланс сохранялся…

Просветительская работа – это то, чем попутно вынужден заниматься Виктор Петрович. Факт: за годы войны авиационная школа пилотов выпустила 628 боевых планеристов, которые доставляли боеприпасы, медикаменты и иные грузы за линию фронта, партизанам. А дети понятия не имеют, кто такие партизаны. Варианты ответов: диверсанты? Шпионы? Приходится объяснять. Как и то, почему  планер был бесшумен и невидим, из каких соображений его сжигали после приземления. А еще дополнять краеведческой информацией, что в Сызрани в 30-е годы, когда в стране бурно развивался планеризм, тоже была планерная школа.

Современные подростки бывают шокированы, когда узнают, что  такой экспонат, как НЛ – навигационная линейка, при помощи которой штурман рассчитывает курс,- до сих пор имеет практическое значение. Зачем она в цифровую эпоху, когда есть суперсовременные приборы? А если сел аккумулятор, пуля вывела из строя навигационную систему? То есть вопрос из серии: надо ли учить таблицу умножения, ориентироваться на местности, уметь пользоваться компасом.

Вопросов у непосвященных - превеликое множество. Почему комбинезон морского летчика рыжего цвета? Как вертолетчики попадают в цель, если машина постоянно вибрирует? Почему в России День Победы празднуют девятого мая, а в Европе  -  днем раньше?

Нет-нет да среди экскурсантов встретится «продвинутый» товарищ. Тогда возможен вопрос: как же так, среди асов люфтваффе есть такие, как Эрих Хартман, на счету которого 352 победы, а трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб сбил всего 64 вражеских самолета.  А часть разгадки в том, что немецкие самолеты оснащались фото- или фотокинопулеметами, которые служили средствами объективного контроля. А нашим летчикам на слово не верили, и мало им было угробить «мессера» или «лаптежника»: требовалось еще подтверждение победы с земли и параллельно - от участников боевого вылета. Да что говорить: даже рациями самолеты в массовом порядке были оборудованы лишь в 1943 году… Кстати, кинокамеры, которыми велись воздушные съемки в Великую Отечественную, тоже представлены в музее СВВАУЛ.

Особый интерес у посетителей вызывают модели: планеров, самолетов, вертолетов. Их не менее 75, и они все очень разные. Часть изготовлена из цельного куска дерева руками курсантов (на работу над одной моделью уходило не менее года). Другие собраны из магазинных деталей. Наиболее ценные, на мой взгляд, те, что получены в дар из конструкторских бюро Миля или Камова.

Разумеется, в музее вам могут рассказать о каждом из этих планеров, самолетов, вертолетов, истории их создания, модификации, классификации, принятых наименований. Где бы еще узнать, что обычай присваивать крылатым машинам имена их конструкторов либо именных КБ вовсе не изначален. Так, Р-5, на котором учили летать первый героический выпуск, всего лишь разведчик, как СБ - скоростной бомбардировщик, И – истребитель, ТБ – тяжелый бомбардировщик. Это уже потом стали узаконивать МиГи (Микоян и Гуревич), Ла, ЛаГГи, Яки, Илы, К, Ми и Ка – самолеты и вертолеты из ОКБ Лавочкина, Яковлева, Ильюшина, Калинина, Миля, Камова…

И где еще найдешь в Сызрани место, кроме музея СВВАУЛ, где бы гостю напомнили о таком историческом факте, как первая бомбежка Берлина восьмого августа 1941 года? До пятого сентября Рабоче-крестьянский Красный воздушный флот совершил девять налетов на столицу врага! Погибли 17 самолетов и семь экипажей.


СВВАУЛ - Родине


Великая Отечественная – шесть Героев Советского Союза, причем один – дважды. Все они – из того самого первого выпуска 1941 года.
Афганистан – 12 Героев Советского Союза, трое удостоены звания посмертно.
Северный Кавказ – 20 Героев России, из них девять – посмертно.
Сирия – один Герой России. Посмертно.
65 выпускников стали генералами. 200 - Заслуженными военными летчиками, летчиками-испытателями Советского Союза и Российской Федерации.

Что особенно важно: о каждом из них музей располагает информацией. Вот они – примеры героических подвигов, судеб. Без преувеличения каждый поход в музей СВВАУЛ имени полковника Владимира Гатовского – это урок патриотизма, гражданского воспитания, познания истории Отечества.

Ольга ЧУГАЙ
Волжские вести в субботу

11 Август 2017 13:36 /
2370 /
/

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, блог в Яндекс.Дзен
Читайте наши новости в Яндекс.Новости и Google.Новости


Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.



БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД:

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
маленькая Сызрань:


webmaster@syzran-small.ru
телефон редакции 8-903-303-17-02
условия размещения рекламы

Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ №ФС77-30887 от 28.12.2007
выходные данные СМИ
Условия использования материалов

СТАТИСТИКА:

Яндекс.Метрика   


Генерация страницы: 0.011 с.
Всего 5 запросов к базе.


© 2005-2023
Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения: