Реклама
Главная
Новости
Новости по-старому
Новости по категориям
Власть
Общество
Культура
Медицина
Образование
Спорт
Благоустройство
Коммунальная сфера
Экономика и бизнес
Правопорядок
Происшествия
Из жизни
Непознанное
В регионе, в стране
Оперативная информация
Статьи
Каталог фирм
Яндекс.Погода


Жизнь города > Культура

Фантазируя, художник не ушёл от реальности



Основная масса сызранских художников придерживается в своем творчестве традиций крепкой реалистической школы. Но есть и те, кто вышел за ее рамки. Один из таких живописцев - Эдуард Харитонов. По сравнению с коллегами он может считаться молодым художником. Однако в свои 37 достиг уже определенной творческой зрелости, сумев сохранить, впрочем, в своем характере толику мальчишества.

В детстве Эдуард мало чем отличался от сверстников: гонял в футбол, собирал марки. Разве что рисовать любил гораздо больше многих. Поэтому родители и отдали его в художественную школу. Семья, к слову сказать, у него творческая. Папа - Вячеслав Харитонов - известный в Сызрани и за ее пределами поэт. Ранее он работал в газете “Красное Приволжье”, поэтому в их доме часто звучали разговоры о журналистике. Кстати, отчасти Эдуард повторил судьбу отца. Он тоже пришел к поступлению в вуз в достаточно зрелом возрасте.

- Отец и сам хорошо рисует. У него сохранились детские работы. Раньше, когда я смотрел на них, всегда хотелось достичь такого же уровня, - рассказывает Эдуард.

После окончания профтехучилища № 8 (теперь это Губернский колледж) Эдуард Харитонов служил в армии. Там родился тематический цикл работ, который позже экспонировался в сызранском вертолетном училище. По сути, это была первая выставка Харитонова. В 1998 году он принял участие в фестивале творческой молодежи малых городов России в Нефтегорске, где сумел заинтересовать публику своими сюрреалистическими картинами. В 2002-м состоялась первая “персоналка” Харитонова в выставочном зале. Были и другие экспозиции (в том числе - в Самаре), причем успешные. Например, Эдуард занял первое место в областном творческом фестивале к 60-летию Великой Победы за философскую работу “Война пришла”.

Легко догадаться, что все эти годы творческая деятельность Эдуарда была плодотворной. Вскоре после возвращения из армии он оставил работу в ДК поселка Варламово и посвятил все свободное время написанию картин. Потребовалось серьезно учиться, и Эдуард в 30 лет поступил в Тольяттинский госуниверситет. Попал на курс к Владимиру Ротмистрову - строгому, фанатично преданному профессии педагогу. Интересно, что еще задолго до их знакомства в творчестве Харитонова проскальзывали темы, близкие наставнику. Поэтому зерна знаний упали на благодатную почву.

- Основополагающей я считаю для себя русскую классическую школу живописи, нашедшую отражение в работах Карла Брюллова и Ильи Глазунова. Не близок мне из всех течений только, пожалуй, импрессионизм, - говорит Эдуард.

Творчеству Харитонова не свойственны грубые, резкие мазки кисти, характерные для пастозной техники (она используется импрессионистами). Его привлекает тонкое письмо, лессировка - наложение прозрачных слоев краски друг на друга, что дает глубокие переливчатые оттенки.

Картины Харитонова есть во многих частных коллекциях, в том числе - за рубежом (в США, Австрии, Таиланде и других странах). Он пишет пейзажи, натюрморты, портреты, интерьерные работы. Но больше всего его привлекают тематические полотна. В каждое из них Эдуард вкладывает свое понимание мира, позволяя зрителю додумать сюжет. Вот, например, работа “Русь многострадальная”. Здесь мы видим горящий храм. На переднем плане - старик в лаптях, бессильно опустивший меч. Ничем, увы, не сможет он больше помочь родной земле... Или, скажем, картина “На краю”. На рельсах, уходящих в пропасть, сидит задумчивая парочка. Вдалеке прямо на них несется поезд, разрушающий мнимую безмятежность, “сказочность” переднего плана работы. Кажется, вот-вот - и сметет! Оттого картина и тревожит, не дает отвести от нее взгляд.

- Эдуард Харитонов - художник, хорошо чувствующий современность, новый, интересный, самобытный автор, - говорит сызранский живописец Александр Горячев. - Его творчество, выросшее на базе русской классической школы, можно отнести к таким направлениям, как гиперреализм и натурализм. Он верен своему стилю, не бросается из крайности в крайность. Его работам присущи законченность, теплый колорит. Они вызывают ощущение, с одной стороны, уюта, а с другой - блеска и журнального глянца. В них отражен философский взгляд автора - немного наивный, кое-где уходящий в фэнтези, но тем не менее не отрывающийся от реальности. Эдуард в творчестве часто выражает свои чувства по поводу близких ему людей.

У Харитонова много портретов жены Юлии. Однажды его творчество оказалось пророческим для обоих. Эдуард написал картину “Ожидание”, где изображена беременная женщина, смотрящая в окно. Вслед за этим стало ясно, что в их семье скоро появится пополнение. Сейчас дочери супругов Харитоновых Виктории уже 10 лет. Кстати, в этом году она стала победительницей конкурса детских рисунков к 100-летию горэлектросети. И ее работа “Ночная Сызрань” появилась на баннерах. Как знать, может быть, в семье Харитоновых растет еще один художник?

Елена ОСИПОВА
ВВ №91
29 ноября 2013


4 Декабрь 2013 16:26 /
4325 /
/

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, блог в Яндекс.Дзен
Читайте наши новости в Яндекс.Новости и Google.Новости


Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.



БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД:

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
маленькая Сызрань:


webmaster@syzran-small.ru
телефон редакции 8-903-303-17-02
условия размещения рекламы

Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ №ФС77-30887 от 28.12.2007
выходные данные СМИ
Условия использования материалов

СТАТИСТИКА:

Яндекс.Метрика   


Генерация страницы: 0.013 с.
Всего 5 запросов к базе.


© 2005-2023
Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения: