Реклама
Главная
Новости
Новости по-старому
Новости по категориям
Власть
Общество
Культура
Медицина
Образование
Спорт
Благоустройство
Коммунальная сфера
Экономика и бизнес
Правопорядок
Происшествия
Из жизни
Непознанное
В регионе, в стране
Оперативная информация
Статьи
Каталог фирм
Яндекс.Погода


Посёлок Сердовино: «война и мир» в середине Сызрани



B сознании сызранских обывателей поселок Сердовино включает в себя три зоны: сугубо гражданскую c ее 22 линиями (улицы называли по питерскому примеру), дачную, где, по выражению местных, любят селиться «серьезные ребята», и собственно арсенал c его автономной жизнью «за забором» по пропускной системе.

Почему Сердовино? На этот счет существует две версии. По первой, имя поселок получил якобы по фамилии комиссара Сердобина во времена, когда красные унаследовали от империалистического режима артиллерийские склады и стали их развивать. По другому варианту, поселок лежал как раз посерединке, в верхней точке сызранского «лепестка» (если взглянуть на карту города, учитывая его границы в начале века). Вот, мол, от середины и пошла Сердовина.


ВЕХИ СЛАВЫ

Свою историю сердовинский арсенал отсчитывает с 1 апреля 1917 года, когда князь Георгий Львов, тогда председатель Совета министров, а впоследствии первый премьер министр Временного правительства, подписал документ о создании артиллерийского склада.

В конце 20-х - начале 30-х годов склады для артиллерийских боеприпасов преобразовали собственно в арсенал, другими словами, там появились производственные линии. Соседство с ГЭС, построенной по плану ГОЭЛРО, оказалось более чем своевременным. Рабочих со всей округи доставляли по узкоколейке.

Свое подлинное предназначение Сердовинский арсенал реализовал в годы Великой

Отечественной войны. В частности, внес достойный вклад в Сталинградскую битву. Ежедневно из Сердовино по узкоколейкам на станции Новообразцовое и Сызрань-2 уходили эшелоны с боеприпасами. А оттуда по рокадной дороге, построенной в рекордные сроки, - на Сталинград. По данным из открытых источников, Сердовинский арсенал за четыре года отправил на фронт 41 миллион снарядов! За этими железками, которые губили врагов и спасали Отечество, - человеческие судьбы.

Михаил Дивнин рассказывает:

- В 1943 году мне было семь лет. Я носил в арсенал молоко: здесь у меня работали старший брат - вулканизатором и средний, Василий, - за станком. Ему было тринадцать. В комнате трудовой и боевой славы хранятся фото таких пацанов.

На проходных стоял рев: пригоняли «мобилизационных» из деревень. Их селили в землянках. Помню, зайдешь туда - дышать нечем, нары в два яруса и крысы снуют, да такие породистые! Ведь в войну с Запада, где жрать стало нечего, крысы к нам шли.

Евгений Полухин припоминает:

- Мне посчастливилось трудиться с Михаилом Павловичем Терехиным, который 50 лет проработал здесь цеховым мастером. Так вот, он рассказывал: мужики, кто с войны приходили на производство после ранения, не выдерживали, просили: «Отправьте на фронт, Христа ради!». Настолько тяжело, голодно было.

Мария Нелюбина пришла работать в арсенал перед войной:

- Не могу вспоминать без слез. Не времена были, а дикий ужас! Я-то сама - настоящая сызранская. Нас росло у мамы семь человек детей. Не лучки бы (так называли дальние поля, огороды - О.Ч.), куда мы на лошадях за 18 км ездили, - совсем бы пропали. Папа помер в 1932 году. Мне тогда десять лет было. Очень плохо жили: в бедноте, в нищете. Все недостатки, недохватки. В мои 17 мне на вид лишь 12 давали. Старший братик работал в арсенале шофером. Он и упросил, чтобы меня телефонисткой взяли, с четырьмя-то классами образования. А тут война! Только раз в месяц был короткий день, 12-часовой. Давали нам по 800 граммов хлеба да карточки на крупы. А хлеб-то тяжелый, глиняный. Принесу домой, поделим...


ЖИЗНЬ ЗА ЗАБОРОМ

Арсенал с городком по вполне понятным причинам формировался как самодостаточный организм со своей социальной инфраструктурой. На охраняемой территории размещались больница, школа (вначале семилетка, потом полная, теперь девятилетка), детский сад. В местном клубе (здание недавно отремонтировали) в послевоенные годы был прекрасный бильярд. Есть тут и стадион (футбольная команда «Зенит» - на хорошем счету), магазины:

Выехать «к гражданским» при отсутствии личного транспорта можно на «газельке» маршрута N31, с обязательным досмотром и предъявлением пропуска на проходной.

В благословенные времена застоя тут функционировал военторг, а работники арсенала уходили на пенсию по первой категории списка: женщины - в 45, мужчины - в 50 лет.

В городке добрым словом вспоминают Николая Кабанова, ныне здравствующего в Москве. При нем стало строиться цивилизованное жилье (пятиэтажки), внедрялись новые технологии. К Мюллеру (такое прозвище местные дали генералу за внешнее сходство с Броневым и хозяйственную жилку) любой мог обратиться с проблемой и рассчитывать на понимание. Под его рукой появились и окрепли улицы Гвардейская, Краснознаменная, Герасимова, Воронова, Центральная.

Из нынешних проблем закрытой зоны - отсутствие природного газа. Причем есть дома, которые живут еще на привозном, баллонном, что и дорого, и неудобно. Цена вопроса - 21 миллион рублей. Но что-то там у гражданских с военными (когда-то исполком Сызрани передал земли в бессрочное пользование наркоматy обороны) «не срослось»...

Другое неудобство - все квартиры за проходной имеют статус социального жилья. Со всеми вытекающими последствиями: никаких сделок с недвижимостью. Гаражи, огороды, которые построены и возделаны, тоже не являются личной собственностью жильцов.

С другой стороны, здесь гарантированы порядок, тишина, спокойствие. А также - проживание и присутствие только граждан РФ.


ОТ МОХНАТОГО ДО ВЕСЁЛОГО -  К «ПИТЕРСКИМ» ЛИНИЯМ

Сам поселок Сердовино, гражданская его зона, появился благодаря армейцам, рос и развивался, исходя из потребностей арсенала.

Прежде здесь царили Мещанский лес (дубняк) да овраги и овражки, потом - поля-огороды. А в бытность генерал-майора Гуревича работникам арсенала стали давать ссуды и кое-какие стройматериалы на обзаведение жильем.

Дмитрий Манжос, у которого вся жизнь связана с арсеналом (здесь работали его брат, отец, сестра да и он сам еще продолжает трудиться) вспоминает:

- Ефим Наумович уважаемый был человек, фронтовик. Трудовым людям помогал, выписывал материалы, а сачкам, пьяницам - никогда.

Среди старожилов поселка, по-прежнему прозванию Веселый, - уже знакомая нам баба Маша с улицы 5-я Линия:

- В 48-ом у меня здесь уже братик жил, через дом. Они сказал: «Маруська, бери ссуду и стройся рядом!».

Шесть тысяч нам дали ссуду. Купили мы в деревне старый дом, привезли сюда, поставили. Самостоятельные мужчины места хорошие брали, а мы уж с мужем здесь, в овраге. По

весне, помню, прибыль (паводок - О.Ч. ) до дома доходит.


А Весёлым поселок прозвали вот почему. После войны к нам приезжало много сельских девочек на работу. У меня вот две сестрички на квартире жили. Народ все деревенский, песенницы-плясуньи, придут к ним, бывалыча, ребятишки с гармошкой - и пойдет веселье!

Геннадий Сырцов дополняет:

- От второй до пятой Линии располагался поселок Мохнатый. Даже на дороге краской кто-то написал прямо на асфальте: «Мохнатый». А почему? Бог весть!

Сейчас, когда уж и сами названия позабыты, и в ходу только полинейные названия улиц (от 1-ой до 22-ой), мой собеседник остро ощущает свою уникальность:

- Из пацанов 36-го года только я, наверное, здесь остался!

Ему было десять, когда отец Петр Егорович, фронтовик, в 1946 году поставил дом здесь, среди картофельных полей. Семь лет потом выплачивал ссуду в 10 тысяч рублей, на которую только и смогли купить на вывоз дом в одну комнату в селе Троицкое.

Его память хранит, как пацанва собиралась на футбольном поле рядом с железной дорогой и играла матчи с командами Стандартных домов, Молдавки. Здесь стояли турник, брусья, ребята тягали штангу, метали копье, бросали диск.

Из нынешних поселковых достоинств - природный газ. О других местных преимуществах сообщает Лена, мама Насти, выглянувшая из окошка дома, что достался по наследству от бабушки Нюры:

- Здесь жить - красота! Тихо. Свежий воздух. Покой. Речка рядом. Не страшно ребенка одного отпустить на улицу!

А что нужно? Дорогу!

- 6-ю Линию немного асфальтировали, а нашу 5-ю только щебенкой засыпали. Так и прыгаем, как козы по этим камням


ДАЧНОЕ ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Представьте: пересеченная овражистая местность. На опушке хвойного леса, наискось от плотины, торжествует 200-литровая дубовая бочка с пивом, и колоритная тетка с татуировкой на руке торгует живительной влагой по 20 копеек за литр! Есть повод: на мотогонки в Сердовино собрался едва не весь город! Да, именно здесь, на Сердовинских землях, где при Горбачеве нарезали участки под дачи для бывших и действующих работников арсенала, в 50-60 годы проходили соревнования по мотокроссу республиканского и Всесоюзного масштабов.

Эти места хранят удивительные картины прошлого. Рассказывают, что когда еще глубина пруда ГЭТ (гидроэлектротрест) достигала 16 метров, здесь можно было наблюдать похоронные процессии на веслах (умерших хоронили на уваровских кладбищах).

В пруду водилось столько живности (жерех, окунь, линь, лещ, сом), что действовала рыболовная артель. У местного жителя Виктора отец, например, работал в ней всю войну. В конце ее для детей сотрудников арсенала, чьи отцы воевали, а матери собирали артиллерийские «выстрелы» и жили впроголодь, построили пионерский лагерь «Сосенки».

Дмитрий Манжос:

- В нашей семье было девять детей. В 51 году отцу первый раздали для меня бесплатную путевку в лагерь... Мы жили в солдатских палатках. Увы, ныне лагерь не функционирует.

А вот на берегу искусственного водоема, который появился в 1988 году с легкой руки полковника Овсянникова, и теперь любят отдыхать местные. Увы, вся живописная местность загажена мусором.

Этажность и архитектурные изыски местных дачников ограничивает только толщина их кошелька.

Молодой мужчина с улицы Хвойная рассуждает:

- Возьми любого, и все хотят здесь «десяточку» урвать. В черте города - и такой зеленый массив, речка, плотина, рыбалка! Внизу насосная станция (воду качают из реки - всем хватает). Пришел газ - а значит, от дачной жизни можно переходить к оседлой и жить капитально. Мы получили свидетельства на дом, на землю, присвоен адрес, индекс - прописывайтесь! Если раньше можно было участок купить за 50-100 тысяч рублей, то сейчас кусок пустой земли идет за 400!


К ВОПРОСУ О БЕЗОПАСНОСТИ

Кроме известного взрыва 2002 г. мне припомнили несколько ЧП на территории арсенала.

В 1943 году в цеху упал бронебойный снаряд с взрывателем непредохранительного типа. Несколько человек были ранены, один погиб.

В 70-е годы при внедрении новой производственной линии в результате технологического сбоя «рванул» снаряд в многотонном станке. Погибла женщина, станок был разрушен.

В мае 1995 года загорелся камыш у Сызранки (помогли жаркое лето и утечка нефти), ветром огонь занесло на территорию арсенала. Обошлось.

В настоящее время, когда на базе вроде бы законсервировано производство, куда большую угрозу поселку представляют газовая магистраль высокого давления на 5-й Линии, у дома N22, где над самой трубой грозно завис огромный тополь.


Сердовино - колоритный поселок Сызрани, который пришелся по душе и откровенно бедным, и более чем зажиточным людям нашего города. Только первые просят дорог и аптеки, а вторые... Они из той породы людей, что способны самостоятельно решать свои проблемы.


Ольга Чугай
ВВС №30
25 июля 2009
27 Июль 2009 11:12 /
34117 /
/

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, блог в Яндекс.Дзен
Читайте наши новости в Яндекс.Новости и Google.Новости


Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.



БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД:

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
маленькая Сызрань:


webmaster@syzran-small.ru
телефон редакции 8-903-303-17-02
условия размещения рекламы

Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ №ФС77-30887 от 28.12.2007
выходные данные СМИ
Условия использования материалов

СТАТИСТИКА:

Яндекс.Метрика   


Генерация страницы: 0.012 с.
Всего 5 запросов к базе.


© 2005-2023
Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения: