Л.Пономарёва: Сестринское дело будет развиваться по спецпроекту
Недавно ко всем должностям и званиям директора медицинского колледжа
профессора Любви Пономарёвой прибавился еще один титул - главный
внештатный специалист Управления здравоохранения администрации г.о.
Сызрань по работе с сестринским персоналом. Наш корреспондент
встретилась с ней и задала несколько вопросов.
- Любовь Алексеевна, скажите, пожалуйста, не тяжело Вам будет заниматься еще и этим?
- Знаете, системой подготовки и развития сестринского дела я занимаюсь
уже более 25 лет. Кстати сказать, этому была посвящена и моя докторская
диссертация. Кроме того, я член Экспертного совета Минздравсоцразвития
РФ, член Совета по сестринскому делу Приволжского федерального округа.
- То есть Вам, как говорится, и карты в руки?
- Совершенно верно. Мы уже создали городской совет, в который вошли 48
человек - представители всех ППУ, и разделились на различные комиссии.
- А что является ключевыми параметрами, на Ваш взгляд, в эффективности работы системы здравоохранения?
- Прежде всего - качество кадров, качество медицинской услуги, качество
здоровья и жизни. Все эти составляющие так или иначе обеспечивает
средний медперсонал. Он осваивает базовый или повышенный уровни
среднего профессионального образования. Затем проходит этап
профессионального развития и самореализации.
Если учесть, что отток кадров из отрасли значителен,то проблема
качества специалиста является наиболее актуальной. Данные анкетирования
сестринского персонала различных учреждений здравоохранения Сызрани,
Октябрьска, Сызранского и Шигонского районов показали: все опрошенные
(400 человек) считают, что основной целью повышения квалификации
является получение новых теоретических и практических знаний по
специальности. 71,4 процента респондентов желают поднять свой
профессиональный статус. Среди них 23,8 процента - получить более
высокую квалификационную категорию; 9,5 процента - занять новую
должность; 28,1 процента — сохранить имеющуюся.
Входе исследования выявлено, что инициативу по повышению квалификации в
64 процентах случаев проявил сам медицинский работник. У пятой части
опрошенных это было обоюдным решением администрации и специалиста, И
только в 16 процентах случаев инициатива повышения квалификационного
качества принадлежала руководству медицинского учреждения.
Подтверждается простая истина: качество работы сестринского персонала
определяется его профессиональной компетентностью!
Среди причин, отрицательно влияющих на качество оказываемой сестринской
услуги, 71 процент опрошенных указывают большую нагрузку на одного
работающего, 17 - наличие дезорганизующих моментов (отсутствие
инструментария, несовершенство аппаратуры, несогласованность действий с
другими службами). С почти стопроцентной достоверностью можно
утверждать, что подавляющее большинство среднего медперсонала тянется к
знаниям и повышению их качества.
Интервьюирование 107 специалистов, повышавших уровень образования по
организации работы и семейному сестринскому делу, показало, что 56
процентов опрошенных получили удовлетворение от возросшего уровня
подготовки, а у 44- изменилось отношение к делу в лучшую сторону.
- Любовь Алексеевна, известно, что Вы ратуете за перспективы непрерывного профессионального образования сестринского персонала.
- Совершенно верно. Я считаю, что лечебно-профилактическое учреждение является
потребителем и заказчиком кадров. Поэтому оно вправе задать
дополнительные адаптированные требования к подготовке человека по той
или иной специальности и на паритетных началах с колледжем формировать
параметры и критерии профессиональной готовности выпускника.
На основе этого комплекса критериев мы предлагаем создать совместно с
главными врачами и Советом по сестринскому делу «модель деятельности
специалиста», включающую виды профессиональной деятельности среднего
медперсонала, сферы и структуру работы, типичные профессиональные
затруднения, ошибки и пути их устранения.
А еще, на мой взгляд, нужна «модель личности специалиста», включающая
необходимые качества и свойства работника, обеспечивающие ему успешное
выполнение профессиональных задач: умение организовывать свою
деятельность, планировать ее, принимать решения и т.д.
В наши планы входит и осуществление совместной экспериментальной
деятельности по внедрению инновационных технологий, когда реализуются
дополнительные профессиональные роли кадров с повышенным уровнем и
высшим сестринским образованием. К примеру, специалист-наставник (в
отделении), специалист-педагог (организатор), эксперт по качеству
услуги и качеству подготовки выпускников.
Соответственно мотивация должна быть общественно значимой и иметь
материальное поддержание как со стороны ППУ, так и со стороны колледжа.
Во всяком случае для нас - это приемлемый вариант.
Для реализации всех обозначенных задач считаем целесообразным
апробировать предлагаемый спецпроект развития сестринского дела в г.о.
Сызрань.
- Какова цель проекта?
- Повышение качества медицинской помощи путем консолидации
профессиональных, информационнo-технических, социально-педагогических
ресурсов сестринского персонала г.о. Сызрань. Этапами реализации
проекта я считаю 2009-2011 годы.
- Любовь Алексеевна, а каких Вы ожидаете результатов?
- Прежде всего это улучшение качества работы и благодарность пациентов.
Нина СУГЛОБ
ВВ №48
26 июня 2009
Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.